"Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Проект «Сказки Пушкина»
в логопедической подготовительной к школе группе
Паспорт проекта: проект для старших дошкольников.
Тема проекта: «».
Срок реализации проекта: среднесрочный
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Автор проекта: воспитатель подготовительной к школе логопедической группы: Телешева Н.С
Вид проекта: семейный, групповой
Участники проектной деятельности: воспитанники и родители подготовительной группы ГБДОУ №47
AКТУАЛЬНОСТЬ
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка, а также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.
В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Так на чём же остановить свой выбор? Хорошим вариантом, например, станут сказки Пушкина для детей. Они насквозь пропитаны мечтой человека о счастье, о различных чудесах, о волшебстве. Сказки радуют ребёнка, дают возможность рассуждать над тем, что такое хорошо, а что такое плохо, увлекают досягаемостью того, что, казалось бы, абсолютно невозможно.
ЦЕЛЬ
• развивать интерес к творчеству А. С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №47 Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга
Тематический проект
(среднесрочный)
«Сказки Пушкина»
Автор-составитель:
Телешева Наталия Сергеевна,
Воспитатель ГБДОУ №47
Красногвардейского района
Санкт-Петербург
2020–2021
Проект «Сказки Пушкина»
в логопедической подготовительной к школе группе
Паспорт проекта: проект для старших дошкольников.
Тема проекта: «Сказки Пушкина».
Срок реализации проекта: среднесрочный
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Автор проекта: воспитатель подготовительной к школе логопедической группы: Телешева Н.С
Вид проекта: семейный, групповой
Участники проектной деятельности: воспитанники и родители старшей группы ГБДОУ №47
AКТУАЛЬНОСТЬ
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка, а также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного.
В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Так на чём же остановить свой выбор? Хорошим вариантом, например, станут сказки Пушкина для детей. Они насквозь пропитаны мечтой человека о счастье, о различных чудесах, о волшебстве. Сказки радуют ребёнка, дают возможность рассуждать над тем, что такое хорошо, а что такое плохо, увлекают досягаемостью того, что, казалось бы, абсолютно невозможно.
ЦЕЛЬ
• развивать интерес к творчеству А. С. Пушкина
• способствовать приобщению детей к книге, воспитание грамотного читателя
• прививать любовь к родному языку
• умение эмоционально воспринимать произведения русской литературы
• получать радость от занятий чтением и искусством, испытывать потребность в них
Задачи проекта:
1. Познавательное развитие
• Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям.
• Познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина.
• Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.
2. Речевое развитие
• Обогащать и расширять словарный запас детей. Познакомить с новыми словами: царевна, прялка, невод, дуэль и т. д.
• Формировать грамматический строй речи (используя игры на согласование числительных с существительными, с глаголами, на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. д.)
• Помогать детям, овладевать средствами звуковой выразительности речи (темп, ударение, сила голоса, интонация); вырабатывать чёткую дикцию.
• Развивать умение составлять рассказ по картине, заучивать стихотворения, отрывки из произведений А. С. Пушкина.
• Упражнять в пересказе сказок А. С. Пушкина
• Формировать умение у детей излагать свои мысли понятно для окружающих, используя распространённые предложения.
3. Социально – коммуникативное развитие
• Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта
• Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения.
• Способствовать соединению деятельности каждого воспитанника друг с другом, с воспитателем, с группой
• Развивать артистические способности детей.
4. Художественно – эстетическое развитие
• Совершенствовать умение изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции.
• Совершенствовать умение изображать предметы и действия по памяти.
• Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисунке, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
• Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства через знакомство с картинами русских художников
• Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей (изобразительное творчество, литература, музыка, мультфильмы).
• Привлекать детей к оформлению выставок в группе, изготовлению макетов.
• Познакомить с музыкальными произведениями по сказкам А. С. Пушкина
5. Физическое развитие
• Совершенствовать общеразвивающие движения в процессе проведения подвижных игр и упражнений
• Развивать мелкую моторику в процессе работы изобразительной деятельностью
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации данного проекта у детей происходит
• обогащение знаний и представлений о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
• активное взаимодействие в системе социальных отношений.
• совершенствование восприятия, осмысливания прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств.
• развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений,
• заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка.
• повышается интерес к произведениям А. С. Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового.
• дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении
Приложение
Сказки Пушкина — уникальные произведения в стихах, несмотря на то, что сюжеты для них взяты из народного творчества разных стран. Несколько сказок, написанных А. С. Пушкиным, родились как результат дружеского соперничества с В. А. Жуковским. Талантливый поэт сумел вложить в каждую из сказок русский колорит, глубинный смысл и понимание того, что в каждой сказке есть «добрым молодцам — урок». Все сказки А. С. Пушкина напоминают, что важно быть честным, добродетельным и верным слову при любых обстоятельствах.
10 февраля – печальная дата в российской истории. В этот день завершилось земное бытие великого поэта земли русской, но его поэтический гений, его слава бессмертны, как писал в письме друг поэта Пётр Вяземский. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, родоначальник новой русской литературы и литературного языка
Архаизмы (устаревшие слова) в сказках Пушкина
В сказках Александра Сергеевича Пушкина присутствует множество архаизмов — устаревших слов, которые в современной речи заменены более современными синонимами.
Эти слова добавляют произведениям особый колорит и сближают их с народными сказками.
1. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
инда — даже
очи — глаза
перста — пальцы на руках
кручиниться — печалиться
молва — общество
тужить — горевать
подворье — дом с постройками
коль — если
черница — монахиня
худо — плохо
2. Сказка о попе и о работнике его Балде
розь — различается
приголубить — приласкать
оброк — налог
лукаво — хитро
супостат — противник
сладить — справиться
мету — метка, цель
укоризна — укор, упрек
дешевизна — дешевый
3. Сказка о рыбаке и рыбке
невод — сеть
старче — старец, старик
откуп — выкуп
кликать — звать
изба — деревянный дом
тесовые — обшитые тесом
маковка — голова, темя
молвить — говорить
поневоле — силой
взашеи — грубо
4. Сказка о царе Салтане
пир — застолье
понесла — забеременела
гонец — посланник
извести — погубить, лишить жизни
сей — этот
сума — сумка
грамота — письмо, приказ
гульлива — гуляющая, свободная
снурок — шнурок
лихо — плохо, губительно
5. Сказка о золотом петушке
ратных — военных
рать — армию
инда — даже
таковой — такой
побоище — большая битва
осьмой — восьмой
яства — еда
близ — около
подь — подойди
ничком — лицом вниз
14 слов из «Сказки о рыбаке и рыбке», которые не понимают современные дети
1. Старик со старухой живут в ветхой землянке — маленьком крестьянском домике, представляющем собой вырытое в земле углубление с насыпной крышей; этот древнейший вид жилья имел прямоугольную или округлую форму.
2. Старик ловит рыбу неводом — самой крупной рыболовной сетью, которую нужно закидывать в воду (озеро, реку или море) и затем вытаскивать на берег; это приспособление позволяет поймать большое количество рыбы.
3. Рыбка за своё освобождение обещает старику откуп — вознаграждение, подарок за полученную возможность вернуться обратно в море.
4. Старуха называет старика простофилей, то есть глуповатым, малосообразительным человеком. Слово состоит из двух частей, первая — это синонимом к «простаку», вторая же связана с мужскими именами Филат или Филипп. Уменьшительно-ласкательное Филя считалось простонародным, было распространено среди крестьян, слуг, поэтому к нему относились с пренебрежением.
5. Старуха интересуется у старика: «В корыте много ли корысти?» В этом вопросе используется древнее, бытовое значение слова: речь идёт о том, есть ли польза, прок, толк в предмете, используемом для стирки белья. В современном русском языке «корысть» обозначает стремление получить материальную пользу и выгоду любым способом, то есть имеет отрицательный смысл.
6. Вместо землянки появляется изба со светёлкой — деревянный крестьянский дом со светлой комнатой, которая обычно располагалась в верхней части жилья.
7. В новом жилище старика и старухи есть и тесовые ворота, то есть сделанные из тёса или обшитые им. Тёс — это тонкие доски из древесины хвойных пород или дуба.
8. Старуха желает стать столбовой дворянкой, то есть потомственной дворянкой, владеющей земельным поместьем, оформленным в специальном списке (столбце), который подписывался царем. Попасть в такой список мечтали многие, потому что это было свидетельством внимания со стороны самого царя.
9. Старуха встречает старика на крыльце терема в собольей душегрейке — старинной женской праздничной одежде, надеваемой поверх сарафана и напоминающей тёплую кофту без рукавов; шили её из дорогих тканей
10. На руках у старухи золотой перстень — кольцо с драгоценным камнем, которое носилось на безымянном пальце (персте) и свидетельствовало о хорошем достатке обладателя.
11. Старуха ест печатный пряник — сладкое мягкое печёное изделие из теста с добавлением каких-либо пряностей в виде лепёшки или плоской фигурки, с вдавленными узорами или знаками. При изготовлении таких пряников использовалась специальная (пряничная) доска, сделанная из древесины, на которой был вырезан рисунок в зеркальном отражении.
12. Недовольная старуха дергает слуг за чупрун — прядь волос, спадающую на лоб, то же, что и чуб.
13. Старик говорит, что старуха белены объелась, то есть совсем обезумела. Белена — ядовитое сорное растение с лилово-желтыми цветками и одуряющим запахом. Употребление любых ее частей вызывает галлюцинации и может вызвать сильное отравление. В народе ее называют дурь-травой.
14. Старика из царских палат взашей толкали — грубо выгнали, выпроводили, толкая в шею.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для воспитателей по теме «Роль художественной литературы в жизни современного ребенка»
В данной статье раскрывается проблема компьютеризации общества в целом, и детей - в частности, роль родителей в приобщении детей к книгам. Помните - все начинается с малого, но любое, даже самое корот...
Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребенка раннего возраста
Текст моего выступления на семинаре...
"Роль художественной литературы в экологическом воспитании ребенка"
В данной статье обозначены проблемы экологического воспитания ребенка в нашем современном мире...
Консультация "Художественная литература в речевом развитии ребенка"
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Компьютеры, интернет, видеотехника, телевизо...
Проект по изо-терапии «Волшебный мир красок» ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование), (чтение художественной литературы) ОО «Речевое развитие» (развитие речи)
Актуальность проекта. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – моделирование эмоционального состояния и заботы о до...
Презентация на тему "Роль детской художественной литературы в речевом развитии ребенка "
Задачи ознакомления детей с художественной литературой:*Воспитывать интерес к художественной литературе.*Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературе.*Воспитывать...
«Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВА...