"Роль художественной литературы в экологическом воспитании ребенка"
статья ( группа) по теме
В данной статье обозначены проблемы экологического воспитания ребенка в нашем современном мире
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_hudozh._liter.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Художественная литература в экологическом воспитании ребенка».
«Пусть течёт всё свободно, без применения насилия» Я.А.Коменский.
Еще Я.А. Коменский утверждал, что даже природа развивается по своим законам. Человек является частью природы. Природа-не повторимая красота, которая формирует развитие и воспитание духовности человека. Первостепенная задача – формирование духовности и нравственности личности указана в законе РФ «Об образовании». В наше время эта проблема является актуальной, особое внимание уделяется развитию и формированию экологического познания у подрастающего поколения. Формирования этих качеств нужно начинать с детства. Необходимо заложить в детей важность сознания, о том, что все живое окружающее человека нуждается в чистоте окружающего мира. Знакомя детей с принципами здорового образа жизни формируются, здоровье нации и благополучие будущего поколения нашего, общества. Элита нашего общества философы, поэты, художники посвящали свои труды этой теме. В наше время проблема экологического равновесия стоит очень остро. Задача образования сформировать экологическую грамотность детей, для возможности восстановления состояния нашей планеты и сохранения её. В законе «Об образовании» принятом ФГОС воспитание и обучение предполагает, использование деятельных форм, обладающих соответствующим содержанием.
В формировании экологической грамотности детей используются разнообразные методы и приёмы.
- тематическое использование ИКТ;
- проектной деятельности; (краткосрочные, долгосрочные)
- организация кружковой работы по экспериментированию «Эрудит»;
- экологические экскурсии; (парк, дом природы, выставочный зал)
- экологические викторины и конкурсы;
- экологические игры;
- выставки детских рисунков;
- неделя доброты;
- просмотр авторских презентаций: «Чум – жилище ненца», «Мой Ямал», «Красная книга нашего края»;
- чтение экологических сказок;
- широкое использование художественной литературы о природе, о животных.
Использование художественной литературы для детей о природе, способствует развитию сознания, чувства понимания красоты и бережного отношения к ней. Описание красоты окружающего миры в литературе формирует у ребенка удивительное восприятие, создает познавательный интерес к природе.
В детской литературе, в своих произведениях, поэты и писатели, описывают героев доступным и понятным языком ребенку, муху, и комара, и паучка. Ещё с раннего детства взрослые стараются окружить ребенка добром и лаской, пытаются привить ему умение беречь и любоваться всем живым, его. Для достижения этой цели еще в младшем возрасте, используются художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки. Взрослея у малыша, будет формироваться опыт строить взаимоотношения с людьми, которые в будущем будут окружать малыша.
В списке рекомендуемой литературы, указаны: произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, и другие.
В наше время, очень остро стоит вопрос, что читать и как читать ребёнку. Взрослый человека должен научить ребенка любить литературу, формировать потребность и любовь и интерес к чтению.
Знакомство ребёнка с произведением, происходит развитие памяти, внимания, мышления, воображения, смыслового восприятия, увеличение словарного запаса. Литература способствует расширению представления ребенка о человеческой сущности. Он начинает понимать, что такое дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство. Ребенок начинает знакомиться с окружением еще задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Ребенок дошкольник быстрее начинает развиваться, у него формируется воображение, которое помогает, строить игру и ему становится интересней воспринимать художественных произведений.
Начиная знакомить малыша с произведением, необходимо осознавать, что потребуется много терпения на длительную работу, в будущем раскроются в ребенке те качества характера, которые вы пытались в нем развить.
Нужно умело подбирать произведения для чтения малыша. Понятые для ребенка рассказы о поведении птиц Г.Скребицкого, Е.Чарушина, Н.Сладкова. книги В.Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?» расскажут о насекомых. В произведениях Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают строением листа и его значении. В рассказах А.Огнева «На лесной поляне» малыши познакомятся с разнообразием растительного мира.
С младшего возраста малыш эмоционально воспринимает поэтическое слово.
В стихах происходит описание природы, оставляющий след в памяти ребёнка, это помогает в формировании, воспитании уважительного отношения к родной природе и родному краю, как Родине.
Дома подирая в библиотеку книги для чтения о природе, нужно учитывать доступность и понятность ребенку, а также использовать картины разных художников, изображающих природу. Используя данные рекомендации, вы сможете помочь ребенку любить природу и сформируете у него навыки общения, сохранения неповторимой красоты окружающего мира.
Список литературы:
- Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н. Прохоровой), – М.: АРКТИ, 2004;
- Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006;
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация из опыта работы "Роль художественной литературы в нравственном воспитании и развитии речи дошкольников"
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмо...
Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей.
Художественная литература активно воздействует на чувство и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоцианальность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребёнка, приводят к искусственном...
«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей» Консультация для воспитателей
«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей»Консультация для воспитателей(из опыта работы воспитателей 2-й...
Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Задачи работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.
Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. В процессе ознакомления с художест...
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы,...
Консультация для родителей "Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников"
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Очень важно с детства формировать представление детей о том, что человек нуждаетс...
Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» на семинаре
Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» на семинаре...