"Роль художественной литературы в экологическом воспитании ребенка"
статья ( группа) по теме

надежда степановна дьяченко

В данной статье обозначены проблемы экологического воспитания ребенка в нашем современном мире

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_hudozh._liter.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Художественная литература в экологическом воспитании ребенка».

                                                                                                                                                                                                   «Пусть течёт всё свободно, без применения  насилия»                                   Я.А.Коменский.

   Еще Я.А. Коменский утверждал, что даже природа развивается по своим законам. Человек является частью природы. Природа-не повторимая красота, которая формирует развитие и воспитание духовности человека.  Первостепенная задача – формирование духовности и нравственности личности указана в законе РФ «Об образовании». В наше время эта проблема является актуальной, особое внимание уделяется развитию и формированию экологического познания у подрастающего поколения. Формирования этих качеств нужно начинать с детства. Необходимо заложить в детей важность сознания, о том, что все живое окружающее человека нуждается в чистоте окружающего мира. Знакомя детей с принципами здорового образа жизни формируются, здоровье нации и благополучие будущего поколения нашего, общества.  Элита нашего общества философы, поэты, художники посвящали свои труды этой теме.  В наше время проблема экологического равновесия стоит очень остро. Задача образования сформировать экологическую грамотность детей, для возможности восстановления состояния нашей планеты и сохранения её.                                                                                                                                                                           В законе «Об образовании» принятом ФГОС воспитание и обучение предполагает, использование деятельных форм, обладающих соответствующим содержанием.

В формировании экологической грамотности детей используются разнообразные методы и приёмы.

- тематическое использование ИКТ;

- проектной деятельности; (краткосрочные, долгосрочные)

- организация кружковой работы по экспериментированию «Эрудит»;

- экологические экскурсии; (парк, дом природы, выставочный зал)

- экологические викторины и конкурсы;

- экологические игры;

- выставки детских рисунков;

- неделя доброты;

- просмотр авторских презентаций: «Чум – жилище ненца», «Мой Ямал», «Красная книга нашего края»;

- чтение экологических сказок;

- широкое использование художественной литературы о природе, о животных.

Использование художественной литературы для детей о природе, способствует развитию сознания, чувства понимания красоты и бережного отношения к ней. Описание красоты окружающего миры в литературе формирует у ребенка удивительное восприятие, создает познавательный интерес к природе.

 В детской литературе, в своих произведениях, поэты и писатели, описывают героев доступным и понятным языком ребенку, муху, и комара, и паучка. Ещё с раннего детства взрослые стараются окружить ребенка добром и лаской, пытаются привить ему умение беречь и любоваться всем живым, его. Для достижения этой цели еще в младшем возрасте, используются художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки. Взрослея у малыша, будет формироваться опыт строить взаимоотношения с людьми, которые в будущем будут окружать малыша.
     В списке рекомендуемой литературы, указаны: произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, и другие.

В наше время, очень остро стоит вопрос, что читать и как читать ребёнку.  Взрослый человека должен научить ребенка любить литературу, формировать потребность и любовь и интерес к чтению.

Знакомство ребёнка с произведением, происходит развитие памяти, внимания, мышления, воображения, смыслового восприятия, увеличение словарного запаса. Литература способствует расширению представления ребенка о человеческой сущности. Он начинает понимать, что такое дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство. Ребенок начинает знакомиться с окружением еще задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Ребенок дошкольник быстрее начинает развиваться, у него формируется воображение, которое помогает, строить игру и ему становится интересней воспринимать художественных произведений.

Начиная знакомить малыша с произведением, необходимо осознавать, что потребуется много терпения на длительную работу, в будущем раскроются в ребенке те качества характера, которые вы пытались в нем развить.

Нужно умело подбирать произведения для чтения малыша. Понятые для ребенка рассказы о поведении птиц Г.Скребицкого, Е.Чарушина, Н.Сладкова. книги В.Танасийчука «Шестиногие соседи», «Сколько глаз у стрекозы?» расскажут о насекомых. В произведениях Ф. Льва «Для чего деревьям листья?», дети узнают строением листа и его значении. В рассказах А.Огнева «На лесной поляне» малыши познакомятся с разнообразием растительного мира.

С младшего возраста малыш эмоционально воспринимает поэтическое слово.

В стихах происходит описание природы, оставляющий след в памяти ребёнка, это помогает в формировании, воспитании уважительного отношения к родной природе и родному краю, как Родине.

Дома подирая в библиотеку книги для чтения о природе, нужно учитывать доступность и понятность ребенку, а также использовать картины разных художников, изображающих природу. Используя данные рекомендации, вы сможете помочь ребенку любить природу и сформируете у него навыки общения, сохранения неповторимой красоты окружающего мира.

Список литературы:

- Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие (под ред. Л.Н. Прохоровой), – М.: АРКТИ, 2004;

- Ю.В. Новиков Природа и человек – М.: Просвещение, 2006;

- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания С.Н. Николаева, – М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы "Роль художественной литературы в нравственном воспитании и развитии речи дошкольников"

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмо...

Роль художественной литературы в нравственном воспитании детей.

Художественная литература активно воздействует на чувство и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоцианальность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребёнка, приводят к искусственном...

«Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей» Консультация для воспитателей

«Роль  художественной  литературы  в  патриотическом  воспитании  детей»Консультация  для  воспитателей(из  опыта  работы  воспитателей  2-й...

Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Задачи работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой.

Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности. Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе. В процессе ознакомления с художест...

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы,...

Консультация для родителей "Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников"

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Очень важно с детства формировать представление детей о том, что человек нуждаетс...

Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» на семинаре

Роль художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» на семинаре...