Консультация "Художественная литература в речевом развитии ребенка"
консультация

Крушельницкая Татьяна Николаевна

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.  Компьютеры, интернет, видеотехника, телевизор изменили жизнь семьи. Нет смысла обсуждать, хо­рошо это или плохо. Потому что это уже свершив­шийся факт. И как у любого явления, в этом есть свои «плюсы» и «минусы». С «плюсами» все понят­но. А вот как влияет компьютеризация и телевидение на речевое развитие  детей?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_literatura_v_rechevom_razvitii.docx427.95 КБ

Предварительный просмотр:

Роль литературы в речевом развитии ребенка

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.  Компьютеры, интернет, видеотехника, телевизор изменили жизнь семьи. Нет смысла обсуждать, хорошо это или плохо. Потому что это уже свершившийся факт. И как у любого явления, в этом есть свои «плюсы» и «минусы». С «плюсами» все понятно. А вот как влияет компьютеризация и телевидение на речевое развитие  детей?  К сожалению, они часто разобщают детей и взрослых. Можно прочитать сказку,  спеть на ночь ребенку колыбельную песню, наклонившись к нему и согревая своим теплом, а можно скачать из Интернета прекрасную колыбельную музыку и просто включать ее перед сном, не отрываясь от собственных дел. Опросы дошкольников показывают, что родители все реже читают им книги. Все чаще ребенку покупают диски с мультфильмами и усаживают его перед экраном  компьютера или  телевизора. Вроде бы и ребенок занят, и родители могут делать свои дела. А ведь малышу так важно посмотреть фильм вместе со взрослым,  задать вопрос, обсудить свои впечатления! И никакой мультфильм не заменит совместного чтения книги, когда взрослый и ребенок чувствуют особое единение. К сожалению, в наш  век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер.  Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

 «Жить сегодня интереснее, чем читать»- говорят они и активно живут в «другой цивилизации», где источников знаний много. Книга только один из них. Как утверждают специалисты, педагоги  и психологи  Л.В. Выгодский,  Е.И. Тихеева, с одной стороны, телевидение пробуждает интерес к окружающему; например, мультфильм может стать стимулом к прочтению книги: после просмотра легче воспринимается сложный книжный текст. С другой стороны ребенок, уже наизусть зная содержание произведения «по мультику», отказывается читать книгу. Кроме того, чистые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. К.И. Чуковский подчеркивает, что в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка и что именно оно и связанная с этим умственная работа ребенка над языком создают основу столь интенсивно идущего процесса [53]. Происходит активный процесс усвоения родного языка. "Без такого повышенного чутья к фонетике и морфологии слова один голый подражательный инстинкт был бы совершенно бессилен и не мог бы привести бессловесных младенцев к полному обладанию родным языком". В результате утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении. Телевидение приучает употреблять готовые схемы и образы; дети, которые много смотрят телевизор, книгам предпочитают комиксы, у них отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им  скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности. Книга же напротив, дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивать креативность, творческие способности умение думать самостоятельно. Вот почему важно вовремя  научить детей любить чтение.  

Кто же вводит ребенка в мир книги? Прежде  всего, родители, детский сад, библиотека. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам  речевого развития ребенка - еще одно необходимое условие. С  момента прихода дошкольника в детский сад важно убедить родителей в том, что их роль в этом очень велика и все усилия воспитателей без помощи будут недостаточны, а может и безрезультатны. В нашем детском саду эта работа начинается с обследования состояния речи детей, в процессе которого выявляется уровень речевого развития  каждого ребенка и группы в целом. Оно ведется по четырем видам речевой деятельности:

  • звукопроизношение;
  • словарь;
  • грамматический строй речи;
  • связная речь.

Результаты обследования детей  сообщаются  родителям, проводится беседа по каждому  дошкольнику. Далее происходит «распределение обязанностей» между педагогами и семьей по дальнейшей работе.  Родители должны принимать активное участие  в развитие художественного вкуса, речевом развитии и это должно быть не разово, ведь речевая игра, беседа, упражнение - неотъемлемая часть сложного процесса формировании речи.  Как же сделать так, чтобы родители могли воспользоваться методической базой, которой владеет  воспитатель. Для этого мы проводим анкетирование, беседы, «дни открытых дверей», консультирование, что позволяет выработать формы взаимодействия воспитателя с семьей.  В уголках для родителей выкладывается консультации по словарной работе, даются дыхательные упражнения, рекомендации «Как правильно читать детям книгу», информация о способах  игрового речевого общения с ребенком. Родителям предлагается  принимать участие  в разыгрывании сказок,  в коллективном  чтении  в семье, оформлении книжки-малышки.  А также организуется выставка «Моя любимая книга», где ребенок делится яркими выразительными впечатлениями о книге, которая ему более знакома, а значит, развивает словарь и речь.

Формировать представление  о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им  необходимо с раннего детства. Художественная литература  занимает в жизни ребенка важное место.   Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка в детском саду. Знакомство с доступными ему  образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.  Известно, что дошкольное детство - определенный этап  в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих,  подражает, в том числе, героям книг. Художественные тексты воздействуют как на литературное, так и на общее развитие ребенка. С целью формирования у детей осмысленного восприятия перед чтением книг необходимо дать задания. Например, оценить иллюстрации к книге. После чтения рассказа дать ребенку осмыслить, потом можно провести беседу по книге. Совместное чтение детских книг помогает закладывать в душу ребенка  добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения.

Чтение литературных произведений развивает и обогащает ум,  делает его более  восприимчивым к красоте, помогает лучше, глубже познавать действительность, эмоционально развивает человека. На лучших и доступных  образцах детской литературы мы стремимся воспитывать любовь к художественному слову.

   В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум, книга помогает овладеть речью ключом к познанию окружающего мира природы, вещей, человеческих отношений. Любой  ребенок является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает,   он воспринимает  то,  что слышит, оценивает это, а значит, является читателем.

    Знакомство с книгой начинается с народного творчества - потешек, стихов,  песенок, народных сказок. При выборе художественного произведения необходимо не только знакомить с содержанием, но и обращать  внимание на нравственную, эстетическую сторону.

   А также подбирать грамматические упражнения,  чтобы они помогли  созданию образа прочитанного. Например,  что можно делать с куклой? (играть, купать, гулять, укладывать спать). Приобщая ребенка к книге, формируется бережное  к ней отношение (не рвать, не мять, не загибать листы).      Немало важную роль в жизни ребенка играют стихи.  Чистая речь человека есть показатель ясности его мысли, культуры его мышления. Мысли выраженные образно, ярко, легко воспринимаются. Уметь своим словом увлечь слушателей, вызвать интерес, ответные переживания – это своего рода искусство, которым, как показывает практический опыт, уже способны в известной мере овладевать, дети дошкольного возраста

Стихи, заученные детьми, становятся их  поэтическим достоянием, воздействуя на чувства, сознание, воображение. Вспоминая стихи, дети испытывают радость от их ритма, мелодии, образного языка, у них возникает желание вновь декламировать их родителям, товарищам. Заучивание стихов требует предварительного глубокого их восприятия и осмысления.  Так, например, для  создания веселого настроения можно использовать стихотворение М. Ясного «Громкое утро», для лирического -стих А. Белого «Снега белей…». Чтобы побудить детей к сопереживанию,  состраданию, сочувствию, читаем сказки В. Берестова «Больная кукла», К. Чуковского  «Айболит и воробей». А для звукоподражания слушаем и повторяем фольклорную песенку «Кисонька - Мурысонька», рассказ Ю. Казакова «Жадный Чик и кот  Васька». Чтобы ребенок почувствовал себя героем можно прочитать ряд рассказов Б. Заходера   «Что ты, еж, такой колючий».   Сколько  существует прекрасных стихов и рассказов о любви детей к родной семье,  к родителям (Я. Аким, А. Барто, Е. Благинина, С. Маршак), что так необходимы  для воспитания в ребенке доброжелательных отношений друг другу к старшим членам семьи.

Честность, совестливость, уважения к людям и себе, любовь к знаниям и труду ответственность чувство долга перед семьей – все это ненавязчиво входит в сознание ребенка при чтении хороших книг. Говоря о чтении как о творчестве, необходимо отметить, что  все виды чтения интересны и хороши по-своему. Каждый  несет в себе уникальные моменты, которые оставляют свой след в воспитании ребенка как личности, помогают сделать процесс общения с ребенком более  продуктивным.  Чтение наизусть  стихотворных  произведений  помогает научить  детей   вслушиваться  в поэтическую речь, переживать в соответствии с замыслом произведения.

    Читая стихотворения о временах года необходимо обращать внимание детей на красоту природы, на то, как поэт описывает эту красоту в стихе. Невозможно остаться равнодушным при чтении стихотворения И. Бунина «Листопад». Ведь это кладезь для обогащения словаря детей. Только вслушайтесь в эти строки:

                                    Лес, точно терем расписной,

                                   Лиловый, золотой, багряный…

И как оставить без внимания эти строки. Сколько в них образных выражений, сравнений, эпитетов, которые способствуют словотворчеству детей. Ведь если ребенок полностью понимает содержание стихотворения, или рассказа, то ему легче его передать выразительно. Проводя  беседу по прочитанному произведению необходимо еще раз  прочитать его.  А потом предложить ребенку прочитать наизусть  или пересказать.  

   Если ребенок не справился с заданием, можно предложить  поиграть на сюжете произведения.  При этом перед ребенком ставится  задача: говорить и производить действия осмысленно, ясно, четко произносить все звуки и слова, в соответствии с текстом стихотворения выражать свои чувства, переживания, отношения. Произведение  ожило. Перед ребенком ярко предстала простая картина из стихотворения. Спустя  время  вспомните еще раз стихотворения.

Огромной кладезью для ребенка является народная мудрость. Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова; отражает владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям. Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно – историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностям духовной культуры.                                      

 Пословицы и поговорки о книге.

             Книга - лучший товарищ.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Не красна книга письмом, а красна книга умом.

Книга  - твой друг, без нее как без рук.

Хорошая книга ярче звездочки светит.

Кто много читает, тот много знает.

С книгой жить – век не тужить.

           С книгами знаться – ума набираться.

 Дети любят загадки. Они поднимают настроение, включают детей в мыслительный процесс, обогащают словарь детей, помогают увидеть  переносные значение слов, учат образному мышлению. Чтобы вызвать у ребят интерес к доказательству необходимо обратить внимание на то, что если отгадка  проводится без доказательства,  возможен другой ответ.

Например, «Красная девица сидит в темнице, а коса на улице». Дети, как правило, быстро находят ответ, а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос  «Почему?» обычно отвечают: «Потому что красная».- «Клубника тоже красная – значит, это тоже правильный ответ?»  Необходимо обратить внимание на другие признаки, указанные в загадке. Если дети поймут, что «сидит в темнице»  означает «растет в земле», тогда можно задать вопрос «А  не редис ли это? Ведь тоже в земле растет и тоже красный».

            Напомнить,  что  «в темнице сидит»  именно  «она», поэтому  предмет    мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.

Объяснить,  что словосочетание « красная девица» имеет еще и другое значение; автор имел в виду, прежде всего, не цвет, а ее красоту. Такие же наводящие вопросы можно задавать,  если дети не могут отгадать загадку. Так они будут учиться мыслить, доказательно излагать свои мысли, строить рассуждения. Такой метод обсуждения способствует расширению словарного запаса,  и тогда дети сами придумывают загадки.

        Книг дома  и в детском саду должно быть много. Книги с интервалом во времени должны меняться. В группах часто проводятся литературные викторины  по прочитанным  сказкам, а также выставка детских рисунков «Салат из сказок».  

Читая детям художественное произведения, взрослый должен использовать все средства выразительности речи (темп, ритм, силу голоса, интонацию). Выразительное чтение вскрывает всю глубину, эмоциональную природу художественного произведения. Взрослый,  владеющий этим искусством, ярко, живо раскрывает перед детьми художественные образы, обстановку действий, смену настроений и переживаний и тем самым способствует возникновению конкретных, наглядных представлений о прослушанном, если при этом содержание опирается на личный опыт детей.

        Чтобы текст произведения был детьми воспринят осмысленно, мы по возможности организовываем наблюдения в жизни тех предметов и явлений, о которых рассказывается в стихотворении или рассказе. Это помогает лучше понять смысл произведения.

        Иллюстрации к литературному  произведению - одно из средств, воспитывающих у детей  любовь к книге, интерес к речи.                                                            Иллюстрации помогают глубже прочувствовать и понять литературное произведение, его основную идею, расширить круг представлений.   В книге для детей к ее тексту и  иллюстрациям необходимо подходить как к цельному художественному произведению, которое имеет один главный замысел. Текст и иллюстрации должны быть подчинены одной цели. Очень важно привлекать внимание детей к содержанию обложки книги.     Внимание детей направляется на средства выразительности в рисунках (жест, расположение фигур, цвет). Показывая какую-либо иллюстрацию, нужно вновь обратится к тексту, повторно прочитать эпизоды, в которых описывается  изображенное на рисунках. Взрослым  важно научить детей рассматривать иллюстрации лучших художников- иллюстраторов детских книг – В.Лебедева, А. Пахомова,  Е.Чарушина.      Дети любят животных, но  подчас не умеют   рассматривать иллюстрации с их изображением. Поэтому долг родителей -  научить  детей всматриваться в иллюстрации. Именно в детстве можно научить  детей любить иллюстрации таких талантливых  художников, как Е. Рачев, Е. Чарушин, Ю.Васнецов. Рассматривая иллюстрации, ребенок начинает   замечать мягкость  шерстки зверька, блеск его глаз, выразительный поворот головы, устремленные вперед лапы. Ребенок учится  внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать в них  героев прочитанных книг. Иллюстрации  могут  быть полностью поняты, если известно содержание соответствующего отрывка.  В большинстве случаев  иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в книге, но после чтения текста.  Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют  фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. Необходимо  продумать, в какой момент просмотра  ребенку необходима словесная  помощь взрослого. Сосредоточить  внимание на деталях, на цвете, на особенностях изображениях. Задать вопрос о внешнем виде, характере, настроение героев.  Соединить наглядное  и словесное изображения игрушки, зверюшки, пейзажа. Детям старшего дошкольного возраста  можно предложить рассмотреть книги, одновременно перелистывая страницы.                                    Попутно активизируются  некоторые слова (страница, лист, обложка, автор, строчка, правая и  левая страница) , что способствует  речевому развитию, а также закрепляет правила обращения с книгой.   Веселые иллюстрации к детским книгам способствуют воспитанию чувств юмора у ребенка.                                                          Этой  задаче  хорошо служит   юмористические рисунки А. Каневского, В. Сутеева,  И. Семенова.   Многие  иллюстрации не только прекрасно дополняют содержание   художественного произведения, но и  являются самостоятельными ценными произведениями    искусства. Детей надо приучать рассматривать иллюстрации разных жанров. От  отношения самого взрослого  к иллюстрациям, его    заинтересованности, от характера  вопросов  и  высказываний взрослых  зачастую  зависит  развитие  художественного  вкуса  у  ребенка,  формирование эстетических чувств.

    Приобщение  ребенка к книге осуществляется в тесном  сотрудничестве с городской детской  библиотекой.

     В городе  Когалыме  функционирует библиотека с книжным фондом почти 100 тысяч экземпляров.

Детская библиотека ждет своих малышей вместе с родителями. Здесь можно посидеть в читальном зале, принять участия в празднике «Книжкина неделя», рассмотреть детские журналы «Барби», «Муравейник» и многие другие, имеющиеся не в каждом доме. Ежемесячно библиотека готовит замечательные тематические выставки.

SL272071

Стремление развивать  в малыше познавательную активность останавливает наш выбор на самых разных энциклопедических изданиях, которые так любят современные дети. Потребность в чтении  познавательных рассказов, очерков возникает в связи с необходимостью расширять представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Познавательная литература  содействует расширению и обогащению кругозора детей, является важным средством  развития  их интересов, наблюдательности и любознательности, содействует развитию и обогащению их мышления и речи, воспитывает определенное отношение к  явлениям  действительности.

SL272075

                           

                           

С художественным вкусом человек не рождается, над многим предстоит  работать. У наших детей все впереди. Работая над собой, совершенствуя себя, будь приятен себе и людям, живущим  с тобой рядом. А мы взрослые, поможем им в этом.

Список литература

1.Арушанова. А. Г. Речь и речевое  общение  детей. Книга для воспитателей детского сада М. 2009.

2. Бочкарева Л. П. Воздействие книг и картин на игровые образы. Воспитание детей в игре . М 2008.

3. Венгер Л. А. Педагогика способностей М. 1973.

4.Виракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  – М. Мозаика- Синтез 2010

5. Иванова О. А.  Учимся читать художественную литературу М. 2009.

6. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., 1982.

7. Кондрыкинская Л. А. Вострухина  Т. Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников М. 2009

8. Чуковский К. И.  От двух до пяти. М. 1998.

9. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5-6 лет. – М.: 2009.

10..Дошкольное образование №9 2010.

11. Воспитатель №6, №9,№11 2012.

12. Обруч №8 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию : «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»

Тема: «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка»...

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка....

Статья "Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка дошкольного возраста: аспекты ФГОС"

Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка и его речевого развития. Задачи и содержание работы родителей и воспитателей по ознакомлению детей с художественной литературой....

Презентация на тему "Роль детской художественной литературы в речевом развитии ребенка "

Задачи ознакомления детей с художественной литературой:*Воспитывать интерес к художественной литературе.*Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературе.*Воспитывать...

"Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка"

Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русск...

.Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

.Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка...

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомли...