Статья для воспитателей по теме «Роль художественной литературы в жизни современного ребенка»
статья (подготовительная группа) по теме

Суворова Светлана Эдуардовна

В данной статье раскрывается проблема компьютеризации общества в целом, и детей - в частности, роль родителей в приобщении детей к книгам. Помните - все начинается с малого, но любое, даже самое короткое время, проведенное за книгой – это вклад в будущее вашего ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Негосударственное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 ОАО «Российские железные дороги»

«О роли художественной литературы в жизни современного ребенка»

                                                             Подготовила: Суворова

Светлана Эдуардовна

Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных

друзей. Друзья эти – книги.

К.Г. Паустовский

Современный мир диктует людям свои правила. Высокие скорости, обилие легкодоступной информации из разных источников (телевидение, интернет), активно развивающиеся социальные сети способствуют тому, что люди всё меньше обращаются к одному из главных источников мудрости и помощнику на пути художественного и духовного развития – к книге. А ведь книга – это не только «источник знаний». Чтение художественной литературы обогащает словарный запас, прививает культуру речи, а зрительный контакт с грамотным печатным словом позволяет развивать грамотность письменной речи. Все знают об этом, но в суете жизни простые истины отходят на второй план или совсем забываются.

Темп современной жизни захватывает и наших детей. Ещё не научившись говорить, малыш уже начинает водить пальцем по родительскому планшету или  нажимать кнопки на ноутбуке, вызывая на экран яркие картинки. Обилие и доступность игрового и видеоматериала наполняет жизнь ребенка, вытесняя собой иные возможные варианты досуга.

Что же мы имеем в итоге? Здесь можно говорить о нескольких видах последствий смещения фокуса внимания ребенка от книги в сторону компьютера и средств массовой информации. Аудио и видеоинформация, в большом количестве получаемая ребенком с малолетства, не оставляет пространства для развития детского воображения и фантазий. Малыш мыслит уже готовыми образами, которые он видит на экране, не пытаясь создать  в голове собственную интерпретацию происходящего. Оно и понятно – гораздо проще  воспользоваться уже сформированным и воплощенным кем-то образом, чем на основе информации из книги «додумывать» мир автора и рисовать в своем воображении героев и их действия. В результате ребенок в школьном возрасте оказывается малоспособным к образному мышлению, что существенно уменьшает его возможности творческого самовыражения.

Мало кто из родителей понимает, что отказавшись от чтения и предпочтя книге высокотехнологичный компьютер или телевизор, ребенок не получит навык усидчивости, который дает чтение. Компьютер позволяет переходить от одного действия к другому с высокой скоростью, практически без ожидания. В длительной фокусировке внимания в этом случае нет необходимости. Чтение книги же предполагает долгосрочную фокусировку внимания на сюжетной линии произведения, тренирует память, заставляет сосредоточено следить за логикой повествования. Да, это требует некоторых усилий, но и окупается в будущем.

Сегодня довольно остро стоит проблема сочинений в школе.  Это также во многом обусловлено тем, что детей не приучают вовремя к культуре чтения художественной литературы. Ещё Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместится в годы юности, и. тем более,  зрелом возрасте». Привычка к чтению закладывается с детства. Каждый день читая глазами фразы, ребенок научается самостоятельно формулировать и выражать свои мысли, он в состоянии оценить красоту языка и грамотность речи. При отсутствии же такого навыка, будущий школьник имеет все шансы безграмотно писать, изъясняться простыми предложениями и иметь бедный словарный запас. Это чревато не только проблемами с сочинениями в школе, но и проблемами в коммуникации из-за неспособности донести до другого человека свои мысли и желания в понятной и доступной форме. Зачастую родители приходят к таким выводам слишком поздно, когда проблемы уже выходят на первый план. Они готовы работать с этим, но в средней и старшей школе уже очень сложно привить ребенку любовь к чтению.

Как же быть? Как научить своего малыша любить и ценить книги? Безусловно, начать стоит с себя. Дети копируют своих родителей. Видя вашу заинтересованность, ребенок обязательно захочет узнать, что же таят в себе эти обложки. Маленького ребенка можно заинтересовать красочными картинками. Сейчас довольно много красивых книг для детей с хорошими иллюстрациями. Уделите ребенку время, обыграйте с ним прочитанную сказку или рассказ. Пусть он говорит за полюбившегося героя. Заведите прекрасную традицию – чтение на ночь. Дети с удовольствием слушают голос матери или отца и при этом увлекаются сюжетом книги. Помните – все начинается с малого, но любое, даже самое короткое время, проведенное за книгой – это вклад в будущее вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в жизни дошкольника и рекомендации по ее подбору для различных возрастных групп.

В материале отражены особенности восприятия детьми произведений художественной литературы и даны рекомендации по их подбору для различных возрастных групп дошкольников....

Консультация для логопедов и воспитателей коррекционных детских садов на тему: "Роль художественной литературы в коррекции речевых нарушений".

Данный материал раскрывает решение некоторых коррекционных задач через использование художественной литературы....

Статья на тему "Роль художественной литературы в развитии и воспитании дошкольников"

Роль книги трудно переоценить. Книга развивает речь и фантазию ребенка, учит общению с ровесниками и взрослыми, воспитывает и дает возможность познавать мир....

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...

Статья на тему "Роль художественной литературы в старшей группе детского сада"

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи....

консультация по художественной литературе на тему: "Роль художественной литературы в развитии ребёнка с ОНР"

  Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи...