Обогащение пассивного и активного словаря у дошкольников с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Обогащение пассивного и активного словаря
у дошкольников с ОНР
Работа у детей с низким уровнем сформированности лексики имеет ряд особенностей. Из-за недостаточно сформированного пассивного словаря необходимо развивать объем словаря на материале имен существительных, глаголов, имен прилагательных и наречий. Активная работа также ведется над актуализацией слов. Поэтому работа начинается с первого этапа, в котором также ведется работа над формированием конкретных и обобщающих понятий, работа начинается с более простых тем: «игрушки», «семья» и т.п., названий частей и целого, дифференциации слов разных лексических групп. Также необходимо проводить занятия по преодолению к вербальным заменам.
Работа проводится в виде фронтальных и индивидуальных занятий и осуществляются с большей помощью в выполнении заданий со стороны логопеда.
В качестве основного средства развития лексической стороны речи рассматриваются дидактические игры и упражнения, которые должны регулярно использоваться на логопедических занятиях. Для работы были отобраны и систематизированы приемы по формированию словаря, основываясь на методических рекомендациях Ж.В. Антиповой, Н.В. Серебряковой, Л.Н. Ефименковой, Н.С, Жуковой и Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, Э.Л. Сухаревой, Л.В. Лопатиной и Н.В. Серебряковой.
I.обогащение пассивного словаря и уточнение словаря
| II. актуализация словаря
| III. развитие структуры значения слова, организация лексической системности
|
Работа по усвоению новых слов, где необходимо: - уточнить связи между звуковой и семантической сторонами слова; - уточнить связи между зрительным образом и словом; - взаимодействие с предметами и явлениями на основе расширения представлений об окружающем мире; | Поскольку у детей наличие вербальных парафазий и разный уровень владения пассивным и активным словарем, то необходимо развивать процесс перевода слов из пассивного словаря в активный, где необходимо: - называть показываемые картины, предметы или явления; - отвечать на вопросы; | Работа ведется по формированию лексико-семантического компонента слова, поскольку его развитие у детей с ОНР отстает от возрастной нормы.
|
Работа происходит по следующим направлениям: - показ ребенком названной логопедом картины; - угадывание объекта по описанию; - показ частей предмета; - раскладывание картинок по группам.
| Работа проводится по активизации словаря имен существительных, прилагательных, глаголов и наречий.
| - развитие денотативного и сигнификативного компонентов значения слова, где необходимо: - прослушать описание предмета или явление и назвать ответ; - подбирать слова с целью нахождения пары слов на основе типов смысловых связей; - дополнение смыслового ряда;
|
Игра «Покажи части мебели». Цель: обогащение словаря существительных, уточнение представлений о частях мебели. Например, шкаф – полка, дверцы, ножки. Стол – ножки, крышка. Стул - …, кресло - … «Классификация предметов по картинкам». Цель: группировка слов на основе разных семантических признаков, сравнение, обобщение. Группы слов: кружка, вилка, шкаф, чайник, стул, кровать; мандарин, вишня, яблоко, клубника, черника, банан; кот, волк, коза, ёж, заяц, собака; шарф, ботинки, платье, сапоги, тапки, майка. Игра «Покажи животное по описанию». Примеры: летает, плавает, крякает; царапается, мурлычет, лакает.
| Игра «Назови части мебели». Цель: обогащение и актуализация словаря существительных, закрепление представлений о частях мебели. Например, шкаф – полка, дверцы, ножки. Стол – ножки, крышка. Стул - …, кресло - … Игры «Подбери действие». Цель: развитие умения подбирать глаголы к существительным. Например, птицы (что делают?) – поют, летают, щебечут. То же со словами ручьи, сады, снег, деревья, птицы, солнце, трава, листья, соскульки. Игра «Назови транспорт по описанию». Цель: обогащение и активизация словаря существительных, уточнение значений слов. Слова: корма, каются, нос, якорь, палуба – корабль; руль, два колеса, педали, сиденье, рама – велосипед; колеса, фары, руль, кабина, кузов – грузовая машина; крылья, хвост, мотор, кабина – самолет; кабина, руль, фары, колеса, багажник – легковая машина; хвост, лопасти, мотор – вертолет. Игра «Отгадай, кто я». Цель: называние ответа исходя из предложенного описания. Примеры: Я рыжий, полосатый, дикий и большой. Кто я ? (тигр). Я пушистый, серенький, с длинными ушами, живу в лесу. Кто я ? (заяц) Игра «Скажи, какой». Цель: описание предмета при помощи имен прилагательных. Примеры: Огурец – какой? (зеленый, длинный, хрустящий, вкусный); подушка – какая? (белая, квадратная, мягкая). Игра «Кто как говорит». Цель: актуализация глагольного словаря. Примеры: кто крякает? кто мяукает? кто лает? кто воркует? кто кудахчет?
| Игра «Подбери пару». Цель: разделение слов на две пары слов, основанных на разных типах смысловых связей. Пары слов: куст – ягода, дерево - … (земля, фрукт, лес); перчатки – руки, носки - … (ткань, ботинки, ноги); клетка – попугай, аквариум - … (вода, рыбка, стекло). Игра «Дополни словом». Пример: овца – ягненок, лошадь - …; собака – будка, заяц - … Задание «Добавление одного общего слова к двум словам». Пример: деревья, грибы (что делают?), солнце, лампа (что делают?) Игра «Назови слово». Цель: развитие лексической системности. Примеры: шкаф, мебель, стол, посуда, кошка, свет, тонкий, маленький, плохой, лисий, быстро, холодно, мокро. Игра «Скажи, что общее». Пример: шар, колесо, мяч; печь, батарея, камин; ложка, нож, вилка.
|
На последующем этапе необходимо вести работу по организации семантических полей, а именно - формирование лексики как системы: развитие, уточнение и закрепление парадигматических связей слова, систематизация лексики в определенные семантические группы, где происходит работа по:
- классификации слов (соотнесение ряда конкретных существительных с обобщающим понятием, дифференцировать семантически далекие и близкие группы конкретных существительных);
- развитие антонимического и синонимического словарей;
- развитие контекстуального значения и многозначности слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_passivnogo_i_aktivnogo_slovarya.pdf | 458.88 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития активного и пассивного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В настоящее время проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи...
"Игры, способствующие обогащению активного словаря дошкольников глаголами"
Консультация для воспитателей ДОУ...
"Игры, способствующие обогащению активного словаря дошкольников глаголами"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Обогащение предметно-развивающей среды как условие развития познавательной активности старших дошкольников на примере проекта "Мой любимый город"
Обогащение предметно-развивающей среды как условие для гармоничного развития юного петербуржца в старшей и подготовительной группах детского сада...
Циклограмма пассивного и активного отдыха.
Циклограмма организация пассивного и активного отдыха, оздоровительных мероприятий в течение дня....
План по самообразованию Тема: «Развитие пассивной и активной речи детей раннего возраста через русские народные сказки» (2 – 3 года)».
Актуальность: в последнее время все больше детей раннего дошкольного возраста имеют расстройства речевого развития. Родители забывают о том, что речь развивается только в живом общении, сажают детей с...
Выступление на ОМО на тему «Развитие пассивного и активного словарей детей раннего возраста в рамках экспериментальной коррекционно-развивающей деятельности»
Выступление на ОМО в рамках участия в экспериментальной деятельности по развитию речи в 1й младшей группы в соответствии с ФГОС ДО...