ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
статья по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
ВОЗМОЖНОСТИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Половинкина С. В., учитель-логопед
В работе с детьми с нарушениями речи целесообразно опираться на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Вовлекая детей в игру, мы можем решать свои задачи комфортными и привлекательными для ребенка методами.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Рассматривая игровую деятельность как ведущую деятельность в дошкольном детстве, следует отметить её особенности, которые важно учитывать, в том числе при организации работы по развитию речи. Игра отличается отобразительным и действенно-речевым характером, у неё есть специфические мотивы. Основной мотив - это переживание ребенком в игре значимых для него сторон действительности, интерес к действиям с предметами, событиям, отношениям между людьми. Таким мотивом может быть стремление к общению, совместной деятельности или познавательный интерес.
Чаще всего в целях речевого развития, в том числе для обогащения глагольного словаря, педагогами организуются дидактические речевые игры на занятиях и в свободной деятельности детей. Учитель-логопед в дошкольной образовательной организации также повсеместно использует этот вид игры. Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш; это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов [17].
Разнообразные, систематически проводимые с детьми словесные дидактические игры являются эффективным методом обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста, и, в частности, формирование и активизация словарного запаса, а также развитие фонематического слуха. Они развивают познавательные интересы детей, проявляется интерес к интеллектуальной работе.
Использование в дошкольных образовательных учреждениях дидактических игр, позволяет не только всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют совершенствованию у детей навыков разговорной речи [4].
Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях по разным «предметам», разным разделам программы [3]. Это позволяет педагогу использовать такие дидактические игры, в которых правила сложнее, то есть игровые действия дифференцированнее и разнообразнее, а само содержание сложнее.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.
Развитие активного словаря детей посредством дидактической игры будет достаточно эффективным, так как дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
Таким образом, одним из основных методов эффективного развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является дидактическая игра. Развитие словаря детей посредством дидактической игры будет достаточно эффективным, так как дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
В настоящее время особую актуальность приобретает лепбук, как вид дидактического средства, используемого в разнообразных целях развития ребёнка дошкольного возраста. На мой взгляд, эта методическая разработка представляется весьма доступным, занимательным и, самое главное, методически удобным дидактическим средством для развития глагольного словаря у детей дошкольного возраста, в том числе и с речевой патологией. Также он может применяться и в ситуации развития речи ребёнка в домашних условиях.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга).Лэпбук - это комплексное учебное пособие, которое направлено на актуализацию представлений, на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, не только расширяющего кругозор, но и формирующего навыки и умения[28]. Лэпбук – можно рассматривать как: форму совместной деятельности участников образовательного процесса (детей, родителей, педагога), часть предметно-развивающей среды, продукт коллективного творчества.
Лэпбук способствует развитию творчества, воображения, обладает дидактическими свойствами, обеспечивает игровую, познавательную, творческую активность, является средством художественно-эстетического развития детей. В нём содержатся игры и упражнения, которые можно использовать как во время индивидуальной деятельности, так и на подгрупповых занятиях.
Следует отметить две существенных особенности лэпбука:
- Интерактивность. Ребёнок взаимодействует с папкой, а не просто рассматривает её. Действенное участие намного увеличивает как интерес к пособию.
- Тематичность. Собрать в небольшой папке информацию по разным темам сложно, детям будет трудно усвоить и понять её, поэтому лэпбуки обычно посвящают одной теме, к примеру, «Осень», «Птицы», «Семья». В старшей группе, предполагающей более глубокое изучение некоторых тем, возможно освещение в лэпбуке более конкретной подтемы: «Дары осени», «Зимующие птицы», «Семейные праздники».
Кроме того, объединяя обучение и воспитание, лэпбук дает возможность педагогу построить педагогический процесс на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; создать условия, при которых ребенок сам становится активен в выборе содержания своего образования[28].
Цели использования лэпбуков также очень разноплановые. Это и закрепление всего, что дети узнали в ходе осуществления учебного процесса, и обучение сбору и систематизации информации, и развитие творчества и креативности. Одной из важнейших задач пособия считают стимуляцию у детей познавательной активности, стремления узнавать и запоминать новое, а в старшем дошкольном возрасте — пробуждения желания учиться.
Подводя итог, можно сказать, что лэпбук - это комплексное учебное пособие, которое направлено на актуализацию представлений, на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, не только расширяющего кругозор, но и формирующего навыки и умения[28]. Таким образом, на данный момент лэпбук, как вид дидактической игры, является популярным и актуальным способом работы по развитию ребёнка, в том числе и речевому.
Список литературы:
- Антипова, Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи / Ж.В. Антипова Автореферат диссертации … канд. пед. наук. – Москва, 1998. – 174с.
- Ахмедзянова, В.В. Формирование глагольного словообразования в структуре преодоления системного недоразвития языковых и речевых средств у дошкольников с задержкой психического развития: Автореферат диссертации канд. пед. наук / В.В.Ахмедзянова– Екатеринбург, 2014. – 203с.
- Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учебно-методическое пособие. - М.: Социально-политический журнал, 1994. – 96с.
- Савинова, С.В., Башлачёва, Т.П.Лэпбук как средство активизации словаря детей дошкольного возраста// Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика» - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2019г – С. 358-368с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдатель...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Диплом "Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна
Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня....
ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...
Дидактические игры для активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Игры на активизацию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста необходимы, для того, чтобы обогащать словарь детей новыми словами, усваивать ранее неизвестные. Закреплять и уточнять ...