Проект "По дорогам сказок" для детей старшего дошкольного возраста
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Жмудь Светлана Анатольевна

Среднесрочный проект поможет детям узнать много новых сказок, вспомнить старые, как русские народные, так и авторские, привлечет родителей к выполнению пректа. В проекте указаны все виды детской деятельности для осуществления проекта.

https://disk.yandex.ru/d/zVg_GBqCkkmECQ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://disk.yandex.ru/i/0xH3VRmyqrRcXg65.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара

             Информационно-творческий проект 

                        «ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»

                                                     (для детей подготовительной  группы 6-7 лет)

         

                                                                                                                      Выполнили:  учитель-логопед  -- Жмудь Светлана Анатольевна

                                                                                                                      воспитатель - Ладыгина Людмила Алексеевна

                                                                                                                      воспитатель - Савенкова Лариса Александровна

                                                                                                                      музыкальный руководитель - Фатеева Наталья Михайловна

                                                                                                                      инструктор по ФК - Фокина Зинаида Ивановна

Тип проекта: информационно-творческий

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации: краткосрочный ( 2 месяца)

Участники проекта: дети подготовительной  группы, воспитатели, родители, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Цель: Знакомство детей с русскими народными  и авторскими сказками

 Развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников через русскую народную  и авторскую сказку в условиях специально организованной образовательной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и формирования интереса к речевому общению

 Воспитание у детей любви к сказкам, как к произведению искусства,  возобновление традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности.

Задачи:

для детей:

Коррекционно-образовательные:

• расширить представление детей о сказках;

• формировать умение детей рассуждать;

• формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

• обогащать и расширять словарный запас детей.

Коррекционно-развивающие:

• развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

• развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать интерес к русскому народному творчеству, чувство долга, справедливость, искренность.

• воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

• воспитывать культуру речи.

— прививать любовь к книге.

для родителей:

• способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

• способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;

• развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

• заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

для педагогов:

• развивать творческий потенциал ребенка;

• показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Ожидаемый результат

  1. Активизация связной речи детей, расширение словаря, совершенствование звукопроизношения.
  2. Появление познавательного интереса к сказке и русскому народному творчеству.
  3. Появление умения связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки.
  4. Высокие стабильно положительные результаты в коррекционной и педагогической работе в процессе формирования связной речи.
  5. Творческие, партнёрские отношения между всеми участниками образовательного процесса.
  6. Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки»

Актуальность темы.

   В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих. — Любая  сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления.

— Сказка для ребенка — это не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества, постижения реальной действительности.

Итоговое мероприятие: 

  • Викторина на тему:» Русские народные сказки»
  • Театрализация сказок: "Заяц портной", "Как собака себе друга искала", "Маша и медведь", кукольный театр  «Теремок»
  • Участие во всероссийской викторине «Любимые сказки»

Продукт проекта:  Иллюстрированная книга авторских сказок ( дети совместно с родителям сочиняют сказки и рисуют иллюстрации к ним), выставка поделок по сказкам (родитель- ребенок), выставки рисунков к сказкам: "Царевна Лягушка", "Жар птица", "По щучьему велению"

Интеграция содержания образовательных областей на основе проекта «По дорогам сказок»

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры:

«Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи», «Волшебный мешочек», «Сказки», «Исправь ошибку художника». Кубики и пазлы по разным сказкам

  • Беседа о роли сказки в жизни человека
  • Беседа о бережном отношении к книге, театральным атрибутам.
  • Экскурсия в библиотеку

 Развивающие игры:  «Что не так», «Из какой это сказки», «Мои любимые сказки».

Проблемные ситуации: что может служить персонажем для театра, что делать, если у сказки потерялось начало (окончание), из каких материалов можно изготовить театральные куклы?

С/ролевая игра «Библиотека», «Больница для книг», «Театр», «Ателье», «Мастерская по изготовлению кукол»

Познавательное развитие

Чтение, просмотр и прослушивание русских народных, авторских сказок, проведение викторины по сказкам

НОД «Знакомство с театром»

Беседа «Различные виды театров и театральных кукол» на основе презентации.

Беседы с детьми: "Моя любимая сказка", "Правила общения с книгой"

Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам

Речевое развитие

Расширение словарного запаса детей старинными словами, названиями различных видов театра, материалов для изготовления декораций и кукол.

Совместное обсуждение сказок и выводы о морали сказки.

Отгадывание и придумывание загадок про сказки; заучивание пословиц и подбор подходящей сказки к этой пословице.

Придумывание авторской сказки

Заучивание слов к пальчиковым и подвижным играм.

НОД по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка».

НОД по сказке «У страха глаза велики».

Беседы с детьми о прочитанном.

Ознакомление с художественной литературой

Чтение и обсуждение сказок. Просмотр мультфильмов, сказок

Пересказ разных сказок.

Театрализованная деятельность

Спектакль "Как собака себе друга искала", "Маша и медведь", Заяц портной" 

Кукольный спектакль «Теремок» -

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация любимой сказки, сказочного персонажа.

Создание альбома с героями любимой сказки

НОД "По щучьему велению"

НОД «Жар птица»

Занятие на тему "Царевна Лебедь"

Слушание и пение музыки Ленькова -  Русские народные сказки

Аппликация

НОД "Царевна Лягушка", «Царевна Лебедь»

НОД «Сказочный домик», "Лисичка"- оригами - конструирование

Работа с родителями

Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»

Консультация «Знакомство со сказками».

Помощь в изготовлении костюмов для спектаклей

Выставка поделок  к сказкам


Этапы реализации проекта:

Подготовительный

Дети

педагог

родители

- Мониторинг знаний детей по следующим вопросам;

Что такое сказка?

 Какие сказки ты знаешь?

Чем отличаются русские народные сказки от обычных сказок?

Чему она учит?

- Обсуждение целей по данной теме;

 - Активное слушание;

- Рассматривание иллюстраций;

- Отгадывание загадок, ребусов, чтение стихотворений.

- Сбор и анализ информации о потребностях и способностях детей;

- Подбор  методов, способов и приемов исследования личностных изменений детей;

- Информирование родителей о реализации данного проекта;

- Подборка методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы;

Интернет ресурсы

Оформление информационно – читательского уголка в группе;

 

Информирование родителей о реализации данного проекта.

Беседа с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному  процессу в ДОУ.

Основной этап)

-Знакомство с русскими народными, авторскими сказками в группе и дома;

-просмотр мультфильмов по сказкам;

- чтение стихов про героев сказок;

Пересказ сказки: «Маша и Медведь»

«Русские народные сказки из волшебного сундучка».

Путешествие в сказку « Заюшкина избушка»

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Творческое рассказывание по сказке «Лиса и журавль»

«Лучшие друзья»

«Путешествие в королевство сказок»

«На поляне сказок»

«Путешествие по сказкам»

 Проследить линию положительных и отрицательных героев.

 Какие герои чаще всего повторяются в сказках?

«Петушок – золотой гребешок» (сравнение с сюжетом сказки «Кот, Петух и Лиса») «Гуси-лебеди»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«По щучьему велению»

«Морозко»

«Снегурочка»

«Рукавичка»

«Волк и семеро козлят»

«Три медведя»

«Пузырь, соломинка и лапоть»

«Три поросенка»

«Заюшкина избушка» «Лисичка сестричка и серый волк».

Рисунки детей и родителей по  темам:

"Самый добрый герой сказки" «Узнай сказку»

Конструирование - оригами

" Лисичка", "Курочка Ряба", Теремок

Аппликация

"Царевна Лягушка", «Царевна Лебедь»

Лепка "Петушок - золотой гребешок"

Определение методов работы.

- Разрабатывать план действий над проектом.

Составление картотеки стихотворений, загадок о сказках.

Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.

Организация познавательной деятельности детей. 

Подбор сказок для старшего дошкольного возраста для мини-библиотеки.

Организация исследовательской деятельности детей.

Провести серию познавательных мероприятий

Чтение русских народных и авторских  сказок

Изготовление альбома по сказкам  для рассматривания в детьми и взрослыми

Аппликация, конструирование, лепка.

Театрализованный показ,

подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.

Дидактические, словесные, настольно-печатные, пальчиковые игры

Подвижные игры, физминутки, динамические паузы, релаксация  по теме

Рисование красками. Рассматривание иллюстраций к русским народным и авторским сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.

2. Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке».

Привлечение родителей к созданию декораций, костюмов для театрализации

Привлечение родителей к созданию экспонатов

(изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам.)

Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»

«Читайте детям сказки»

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

- Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.

Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия»

Информация для родителей в папке - передвижке: «Читаем детям сказки»

Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы) 

Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).

Помощь в изготовлении костюмов для драматизации сказок

Рассказывание детьми сказок, составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».

  • СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ:
  • Чтение русских народных и авторских сказок, предложенных воспитателем, дома.
  • Оформление книжек-малышек.
  • Оформление выставки:
  • «Любимые сказки» (рисунки, аппликация)
  • Конкурс "Театр кукол"

Игра «Кто как кричит?»

Игра на воображение «Узнай из какой сказки».

Составление сказок из кубиков. «Что сначала, что потом»

 «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?»

«Из какой сказки волшебная вещь?»

«Подбери иллюстрацию к сказке»

«Сложи картинку и узнай сказку»

«Расскажи сказку по серии картинок»,

Подвижные игры с масками птиц «Птички в гнёздышках».

«Избушка в лесу» рисование красками.

«Кто-кто в теремочке живёт» рисование цветными карандашами (по замыслу).

Заключительный

Выставка рисунков детей «Герои любимых сказок»

Оформление выставки  в течении проекта

Выставка поделок из бумаги «Курочкина сказка» Оформление выставки.

Фотоотчет по проекту.

Праздник "По дорогам сказок"

«Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)

Благодарственное письмо родителям в конце проекта.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Педагогические ресурсы
1.Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Театральная азбука».    (подготовительная группа)

Цель: расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.

Оборудование: иллюстрации помещений театра, театральная афиша, театральные билеты, театральные программки, слайды с видами различных театров, фотографии актеров, фрагментами различных спектаклей, дидактическая игра «Театральные профессии», муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы, атрибуты к игре «Парикмахерская».

Логопед : Знаете ли вы, что такое театр, что значит «театральное искусство», люди каких профессий работают в театре? (ответы детей).

Театр – искусство сцены – родилось в глубокой древности. Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище». Но театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли.

Хотите отправиться на экскурсию по театру? (Выставляются иллюстрации разных зданий театров).

Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним – красочный яркий плакат – театральная афиша, на которой с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях в театре (автор спектакля, режиссер, актеры, которые играют главные роли, название, дата и время спектакля). Давайте зайдем в этот красивый дом. Куда мы с вами попали? Смотрите, мы видим небольшое окошечко, на котором написано «Театральная касса».

Ты к окошку подойди,

Ему деньги протяни.

И окошечко в ответ

Отдает тебе билет.

Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра. В них напечатано название театра, название спектакля, его автор, дата и начало спектакля, а также место и ряд в зрительном зале. Продает билеты в театральной кассе кассир. При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетер. Спектакль в театре идет обычно долго, больше часа. В верхней одежде зрителям неудобно будет сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала? (Ответы детей). В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей – гардеробщик. Гардеробщик выдает вам номерок, вы приводите себя в порядок и отправляетесь дальше.

Вам интересно узнать, о чем будет сегодняшний спектакль, какие актеры в нем будут играть? Тогда нам с вами просто необходимо приобрести у театрального служащего, капельдинера, театральную программку Смотрите, в ней указаны действующие лица (герои) спектакля, а также фамилии и имена актеров, которые исполняют роли этих героев. Также в программке может быть краткое описание действия спектакля.

Итак, мы с вами – зрители. Спектакль скоро начнется и нам пора отправляться в зрительный зал. Но что это? Кто из вас самый внимательный и услышал необычный звук? Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично. Пока не подали третий звонок, давайте рассмотрим поподробнее зрительный зал. Это самое большое помещение театра. Оглянитесь повнимательнее, нравится он вам? Что делает зрительный зал красивым? (Стены, светильники, в центре потолка – огромная люстра). У вас дома есть люстры? Они такие же, как эта? (Ответы детей). Эта люстра очень большая, так как огромен и сам зрительный зал. Когда начнется спектакль, эта люстра погаснет, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать специальные прожектора – софиты. Софиты – специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену спереди и сверху. С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое.

Давайте займем наши места в зрительном зале. Как это сделать? (Посмотреть, что указано в билете). Место, на котором следует сидеть, указано в театральном билете. Партер – первые, нижние ряды, амфитеатр – верхние, задние. Если вы сидите далеко от сцены, вам понадобится театральный бинокль, который можно принести с собой или приобрести в гардеробе.

Давайте рассмотрим наш зрительный зал. Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она еще закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются эмблемами театра или широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.

Многие спектакли в театрах сопровождаются музыкой. Как вы думаете, где сидят музыканты, неужели на сцене? (Ответы детей). Оркестровая яма – специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой.

Прежде чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий. Давайте их перечислим, постараемся никого не забыть! (Театральные профессии)

• Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников-декораторов.

• Бутафория – поддельные, специально изготовляемые предметы скульптуры, мебели, посуды, употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором.

(Логопед показывает детям для примера бутафорские вещи: муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы и др.).

• Звук к спектаклю - фонограмму - готовит звукооператор. Во время спектакля он может включить любую фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра.

• Актерам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы: старинные и современные, сказочные и обычные. Профессия человека, который шьет и изготавливает костюмы, называется "костюмер".

• Перед спектаклем гример накладывает актерам грим. Опытный гример может изменить лицо актера до неузнаваемости.

• Выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и все, что происходит на сцене – режиссер.

Актер – человек, который играет в спектакле какую-либо роль.

• Человек, который следит за ходом спектакля, игрой актеров, и может в случае необходимости подсказать слова роли актерам – суфлер.

• Человек, который руководит (дирижирует) оркестром музыкантов, называется дирижер.

Проводится дидактическая игра «Театральные профессии»

Наш спектакль сегодня идет на сцене первый раз, поэтому сегодня – премьера этого спектакля. Итак, первое действие (часть) спектакля началось.

(Детям предлагается рассмотреть иллюстрации любого детского спектакля или посмотреть видео).

Не устали, нравится наш спектакль? Актеры играют замечательно! А как вы думаете, им надо отдохнуть, подготовиться к продолжению спектакля?

(Ответы детей).

Перерыв между действиями спектакля называется антрактом. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе.

Вот наш спектакль подошел к концу. Понравился он вам? А как мы сможем выразить это без слов? Поблагодарить актеров за их замечательную игру? Правильно, аплодисментами! Аплодисменты – форма выражения благодарности артистам. Если вам понравилась игра актеров – поаплодируйте! Вы также можете подарить им цветы.

Логопед: Много интересного мы узнали сегодня о театре. Но есть в нем особое место, которое называется таинственным словом «закулисье» - то, что находится за сценой. Сегодня нам разрешили с вами побывать и там. Здесь можно много найти интересного. Этого пространства зрители не видят. У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Давайте познакомимся с помещениями «закулисного царства».

(Воспитатель перечисляет эти помещения и объясняет их предназначение: мастерская декоратора и бутафора, костюмерная, грим уборная актеров).

Логопед: давайте мы с вами зайдем в одно из этих помещений. Смотрите, столик! На нем зеркало, краски, пудра, грим, парики? Что это за помещение? (Ответы детей). Правильно, это гримуборная актеров. Давайте сейчас с вами поиграем в актеров и гримеров, сделаем из девочек принцесс, а из мальчиков – дедушек.

(Дети распределяют между собой роли гримеров и актеров и на глазах у всех начинаются перевоплощения)

Затем дети «возвращаются» обратно в детский сад.

Подведение итогов:

Логопед: Что нового узнали? Что больше всего поразило? Что запомнили? С какими новыми словами познакомились и т.д.

2. Беседа «Моя любимая книга»

Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности от реализации проекта.

Подготовительная работа: предложить родителям прочитать дома знакомые детям сказки и принести любимую книгу ребенка в группу. Примерный список литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в обработке А. Н. Толстого, «Жихарка» в обработке И. Карнауховой, «Лисичка со скалочкой» и др.

Ход беседы

Логопед приглашает детей за столы.

Логопед: Сегодня вы принесли из дома ваши любимые сказки, назовите их (вместе с детьми рассматривает обложки книг сказок). В сказках рассказывается о приключениях людей и животных. Кто главные герои в сказке? «Лисичка со скалочкой»?. Да, это сказка о животных. В ней нет волшебных предметов, волшебных помощников и превращений. А вот русскую народную сказку «Царевна - лягушка» можно назвать волшебной сказкой. Почему?

- Еще есть сказки без начала и конца, которые называют докучными. Их название происходит от слова «докучать» - надоедать, наскучить. Хотя они и надоедливые, но невероятно смешные. Например, «Сказка про мочало? ». Мочало – это вымоченная кора молодой липы, из которой изготавливались мочалки для мытья. Кто знает сказку про мочало? Послушайте эту докучную сказку: «Жил - был царь, у царя был двор, на дворе стоял столб, на столбе висело мочало. Мочало качало- качало… Не начать ли нам сказку с начала? Жил – был царь… »

Вот такую смешную сказку рассказывали давным – давно бабушки своим внукам. Те, став взрослыми, стали рассказывать ее своим детям. Никто не знает, кто сочинил эту сказку, по этому и называют ее «народная докучная сказка». А вот докучную сказку «Бесконечные песенки» сочинила известный автор стихов для детей. Послушайте авторскую докучную сказку Елены Александровны Благининой:

- Ай – люли, ай – люли,

Гости к Дашеньке пришли!

Петушок – в сапожках,

Курочка – в сережках,

Селезень – в кафтане,

Утка – в сарафане.

Все по лавкам сели. Сели и запели:

- Ай – люли, ай – люли,

Гости к Дашеньке пришли.

- Если в докучных сказках нет начала и конца, то во всех других сказках обязательно есть три части – начало, середина, конец. Вспомните, как обычно начинаются сказки? («Жили – были… », «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… » ит. д.) Такое начало - зачин сказки - служит для того, что бы помочь слушателям перенестись в сказочный мир, назвать место и время действия сказки либо ее героев.

В ходе рассматривание книг воспитатель цитирует наиболее яркие в образном отношении слова и фразы, зачитывает зачины, присказки, концовки из разных сказках.

- Кроме зачина в сказке может быть присказка – веселое, не связанное по смыслу с текстом сказки вступление. Находится при сказке, перед сказкой рассказывается. Одна и та же присказка может быть у разных сказок:

«Летала сова – веселая голова; вот она летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела, и опять полетела; летала – летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела… Эта присказка, а сказка вся впереди».

- Какими словами обычно заканчиваются сказки? («И я там был, мед – пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» и т. д.) Такие слова принято называть концовкой. Когда – то, очень давно, существовала профессия сказочника, за свой труд сказочник получал вознаграждение. В концовке сказочник давал понять слушателям, что он хочет получить за свой труд: «Вот вам сказка, а мне кринка масла». Теперь концовка просто подводит итог сказки и завершает ее действие. У разных сказок может быть одна и та же концовка: «Стали жить – поживать и добра наживать».

- Как много чудесных сказок вы принесли сегодня! Что бы каждый из вас мог еще не раз прочитать эти книги вместе со мной или с родителями, нужно бережно обращаться с ними и хранить в специально отделенном месте. Как называется это место в нашей группе? (Книжный уголок) .

Воспитатель предлагает навести порядок в книжном уголке, отобрать книги для детей средней группы.

3. Беседа «Правила обращения с книгой». Экскурсия в библиотеку.(воспитатели)

Цель: обучение правилам пользования книгой.

Воспитатель: Ребята! А ведь прежде чем книгу напечатают в типографии, над ней работает писатель, затем художник. (показать яркую книгу с иллюстрациями). Вам всем нравятся книги с яркими, красочными иллюстрациями, они помогают зримо представить героев книг, лучше понять то, о чем хотел рассказать автор. Иллюстрации помогают и при выборе книг, так как по ним можно определить содержание книги. Теперь вам понятно, сколько людей вкладывает свой труд для того, чтобы появилась книга, и поэтому мы с вами должны их беречь. О том, как надо обращаться с книгами, нам расскажет стихотворение.

У Скворцова Гришки

жили-были книжки,

грязные, лохматые,

рваные, горбатые.

Без конца и без начала,

Переплеты, как мочала,

На листах каракули,

Книжки горько плакали.

А у Гришки – неудача

Гришке задана задача.

Стал задачник он искать,

Заглянул он под кровать,

Ищет в печке и в ведре,

И в собачьей конуре.

Что тут делать, как тут быть,

Где задачник раздобыть?

Остается с моста в реку

Иль бежать в библиотеку.

Говорят, в читальный зал

Мальчик маленький вбежал.

Он спросил у строгой тети:

"Вы тут книжки выдаете?"

А в ответ со всех сторон:

Закричали книжки: "Вон!"

Воспитатель: Ребята! А нет ли среди вас таких Гришек, которые рвут книги? Я надеюсь, что нет!

У нас в библиотеке есть необычная больница. Книжки, как и люди, тоже болеют. Правда, они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно начинают болеть: желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам (показывает стопку таких книг).

Эти терпеливые больные не плачут, не стонут, не жалуются.

И вот тут на помощь им прихожу я и мои друзья. Мы их лечим (показывает подклеенные книги).

- Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст.

- Мятую страницу можно разгладить, если положить ее между листами не очень плотной бумаги и прогладить теплым утюгом.

- Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягким ластиком.

- Если у книжки оторвалась обложка или переплет, нужно из марли или ситца вырезать полоску шириной 5 – 6 см в высоту книги. Намазать ткань клеем и прижать так, чтобы внутренняя сторона обложки и первый лист сошлись. То же самое сделать в конце книги, а потом положить книгу под груз.

Сегодня мы с вами много говорили о том, как надо и как не надо обращаться с книгами. Надеюсь, вы все это хорошо запомните. До свидания, до следующих встреч!

  1. Дидактические игры

«Узнай сказку по картинке»

Цельупражняться в умении излагать последовательность событий в сказке.

«Собери сказку» (разрезные картинки)

Цель: закреплять знания о сказках, развивать память, мышление, речь

«Узнай сказку по предмету»

Цель: закрепить значение содержания сказок. Развивать, память, воображение, мышление и речь.

  1. Презентация «Иллюстрации художников к русским народным сказкам»

Цель: познакомить детей с известными художниками –иллюстраторами, накапливать у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

Задачи

формировать начальные представления о театре

расширять представления о сказках

формировать бережное отношение к книгам

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Педагогические ресурсы

  1. Мультфильмы «Царевна-лягушка», «Лиса и тетерев», «Сивка-Бурка», «По –щучьему велению».
  2. Сюжетно-ролевые  игры: «Театр», "Библиотека"

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Игра «Слова наоборот» (гадкий - прекрасный, доверие- недоверие, глупый - умный, впустить- прогнать, смелость- трусость) Цель: учить подбирать антонимы.
  2. Показ кукольного театра «Теремок»
  3. Чтение сказок «Крылатый, мохнатый масляный», «Хаврошечка»
  4. Чтение и пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (о животных) с элементами драматизации и использованием предметов посуды.
  5. Игра «Кто из героев сказал эти слова?»
  6. Составление творческих рассказов: «Если бы я попал в сказку».
  7. Драматизация сказки «Как собака себе друга искала", "Заяц портной"
  8. Игра «Один и много»
  9. Актерский тренинг: дыхательная гимнастика «Часики», «Трубач», артикуляционная гимнастика «Рожицы».
  10. Рассказывание сказок собственного сочинения
  1. НОД «У страха глаза велики» 

Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Пальчиковая гимнастика: «Будем сказки называть, будем пальчики считать» (Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

«Рукавичка»

Из-за леса, из-за гор (Дети шлепают ладошками по коленям.)

Топал дедушка Егор.

Очень он домой спешил, (Показывают обратную сторону ладони.)

Рукавичку обронил. (Вытянуть большой  палец  вверх, показать жест «Рукавичка».)

Мышка по полю бежала. (Бегают пальчиками одной руки по другой.)

Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка».

Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке.)

Мышку здесь никто не ждет? (Грозят пальцем.)

Стала жить – поживать,

Звонки песни распевать.( Хлопки.)

Зайка по полю бежал, (жест «Зайка»)

Рукавичку увидала. (Жест «Рукавичка».)

Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке.)

Звонко песенку поет? (Хлопки.)

Мышка зайку пригласила, (Зовут, жестикулируя правой рукой.)

Сладким чаем напоила. (Вытягивают вперед руки, ладошки складывают в виде чашечки.)

Зайка прыг, зайка скок, Зайка пирогов напек. («Пекут» пирожки.)

Как по лесу шла лисичка, (Мягкие движения кистями рук.)

Увидала рукавичку. (Жест «Рукавичка».)

- Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке.)

Звонко песенку поет? (Хлопки)

И лисичку пригласили. (Мягкие движения кистями рук.)

Пирожками угостили. («Пекут» пирожки.)

Стала жить там поживать, пол метелкой подметать. (Движение руками вправо-влево.)

Мишка по полю гулял. (Стучать но коленкам кулачками.)

Рукавичку увидал. (Жест «Рукавичка».)

- Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке.)

Звонко песенку поет? (Хлопки)

Звери испугались. (Сжать пальцы в «замок».)

В страхе разбежались. (Развести руки в сторону.)

2.Русская народная подвижная игра: «Гуси-лебеди»

3. Занятие по сказке"Серая Шейка"

4.НОД "Вершки и корешки"

5. НОД "Заяц хваста"

6. Занятие "Заяц и еж"

7. Подвижные игры:

Красная Шапочка, Муха - Цокотуха, Теремок, Волк и семеро козлят, Зайцы и лиса

Эстафеты:  Баба Яга, Лиса Алиса и кот Базилио, Доктор Айболит, Репка, Конек Горбунок",

Золушка, Курочка ряба

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1.Рисование на тему " Царевна Лебедь"

2.Рисование  на тему «Жар птица»

3.Аппликация на тему «Царевна лягушка»

4. Рисование на тему "По щучьему велению"

5. Аппликация-конструирование "Царевна Лебедь"

6. Пластилинография по сказкам "Красная шапочка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка",

"Колобок", ""Заюшкина избушка"

7.Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.

8. Конструирование из бумаги: "Лисичка", "Царевна Лгушка"

9. Лепка "Петушок - золотой гребешок"

10. Прослушивание музыки.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

  1. Участие в организации выставки «Любимые сказки»
  2. Индивидуальные и групповые консультации, оформление стенда
  3. Сочинение авторской сказки
  4. Создание атрибутов к спектаклю
  5. Совместное чтение сказок разных жанров.
  6. Совместный просмотр дома с детьми русских народных и авторских сказок, мультфильмов и совместное обсуждение просмотренного.
  7. Рекомендации по чтению художественной литературы перед сном.

Задачи:

  1. Укреплять детско-родительские отношения и интересы
  2. Привлечь родителей к совместному творчеству
  3. Повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.

Итоговый этап

Итоговое мероприятие:

1.Театрализация сказки «Как собака себе друга искала", "Маша и медведь"", "Заяц портной"

2. Викторина по русским народным и авторским сказкам

3. Создание «Книги авторских сказок»

4. Всероссийская викторина «Любимые сказки»

5. Кукольный театр "Теремок"

6. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата, обобщение результатов работы, формулировка выводов

7. Праздник для детей всех групп "По дорогам к сазкам"

Итоги, выводы.

В результате проектной деятельности были сформулированы следующие выводы:

Через восприятие сказок мы:

- воспитываем детей

- развиваем выразительную, образную речь

- развиваем логическое мышление

- развиваем творческую активность

-сказки это отличное средство сплочения детей и взрослых.

Взрослые очень ответственно отнеслись к изготовлению атрибутов, костюмов для театральной постановки спектаклей.

Музыкальный руководитель способствует развитию концертной деятельности с использованием подиума, осуществляет музыкальное оформление к театральным постановкам. Дети проявляют артистизм и оригинальность при показе спектакля.

Основным результатом стал показ сказок "Маша и медведь", "Как собака себе друга искала", "Заяц портной"

Обеспечение:

Методическое:

1.Евдокимова Е.С.» Технология проектирования в ДОУ«– М. «Сфера»,2006г.

2.Русские народные сказки.

4.Запорожец А. Б. и др.» Эмоциональное развитие дошкольника; пособие для воспитателей детского сада.» -М. 1985 г.

5.Михайлова А. Я. «Современный ребёнок и сказка: проблемы диалога» -М., 2002 г.

6.Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 1991, №4, 2007.

7.Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2007.

8.Инновации в логопедическую практику. Сост. О.Е.Громова. – М.,:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

9.Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г.Н. Сергиенко. - Воронеж, 2006.

Материально – техническое:

1.Аудиозаписи, презентации

2.Театральные куклы.

3.Художественная литература.

4.Книжки – раскраски, картинки и иллюстрации с изображениями героев сказок.

5. Настольно-печатные игры и дидактические игры;

6. Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм; к играм – драматизациям;

7. Картины для рассматривания и иллюстрации;

8. CD, DVD, ИКТ, МР -4

План реализация проекта:

Учитель-логопед

воспитатели

Инструктор по физической культуре

Музыкальный руководитель

1.Показ кукольного театра «Теремок»

Драматизация сказки "Заяц портной"

1. Мультфильмы «Царевна-лягушка», «Лиса и тетерев», «Сивка-Бурка», «По –щучьему велению».

Русская народная подвижная игра: «Гуси-лебеди»,
"Волк во рву", Пчелы и медведи"

Слушание и пение музыки Леньков Русские народные сказки

2. Игра «Слова наоборот»

2. Сюжетно-ролевые  игры: «Театр», "Библиотека", "Больница для книг", "Ателье"

Разучивание пальчиковых игр ""5 сыновей",«Будем сказки называть, будем пальчики считать», "Рукавичка"

Слушание отрывков музыки, подражающей ходьбе, прыжкам, движениям животных из сказок

3. Чтение сказок "Крылатый, мохнатый да масляный", "Хаврошечка", "У страха глаза велики"

3.Презентация «Иллюстрации художников к русским народным сказкам»

Разучивание подвижной игры "Волк и семеро козлят"

Подбор музыкального сопровождения для драматизации сказок

4. Чтение и пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (о животных) с элементами драматизации и использованием предметов посуды.

4. Чтение русских народных и авторских сказок, беседы по содержанию:

Снегурочка. Гуси-лебеди. Вершки-корешки. Царевна-Лягушка. Глупый волк. Белая уточка и др.

НОД:  "Вершки - корешки", "Заяц хваста", "Серая Шейка", "Заяц и еж"

5.Игра «Кто из героев сказал эти слова?»

5. Беседа «Правила обращения с книгой». Экскурсия в библиотеку.

Подвижные игры:

Красная Шапочка

Муха Цокотуха

Теремок

Волк и семеро козлят

Зайцы и лиса

6.Составление творческих рассказов: «Если бы я попал в сказку».

6. Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки», выставка новых сказок

Эстафеты:

Баба Яга

Лиса Алиса и кот Базилио

Доктор Айболит

Репка

Конек Горбунок

Золушка

Курочка Ряба

7. Драматизация сказки

 «Репка», "Рукавичка"

Игра «Один и много»

7. Беседа о роли сказки в жизни человека

Беседа о бережном отношении к книге, театральным атрибутам.

8.Актерский тренинг: дыхательная гимнастика «Часики», «Трубач», артикуляционная гимнастика «Рожицы».

Конструирование из бумаги

Оригами - Лисичка

"Царевна Лебедь"

9. Рассказывание сказок собственного сочинения

Лепка

 «Петушок – золотой гребешок».

Пластилинография по сказкам:

Красная Шапочка, "Сестица Аленушка и братец Иванушка", "Заюшкина избушка", "Колобок"

10. НОД «У страха глаза велики» 

Экскурсия в библиотеку

(по сказкам)

Рисование  «По щучьему велению», "Лебедь белая плывет", Жар птица

11. Беседа «Театральная азбука»

Аппликация "Царевна Лягушка",«Сказочный дворец».

12. Разучивание пальчиковой гимнастика : "5 сыновей",«Будем сказки называть, будем пальчики считать», "Рукавичка"

Создание альбома с героями любимой сказки

13. Дидактические игры:

«Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». «Волшебный мешочек», «Сказки», «Исправь ошибку художника».

Настольно-печатные игры:

  • Найди тень к сказке
  • найди героев сказки составь картинку из кубиков по заданной сказке
  • какого героя не хватает в сказке?

Настольно-печатные, словесные игры по сказкам: кубики, пазлы, составь по порядку, сложи разрезную картинку, найди героев сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6220032","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fi...

Авторская методическая разработка сценария театрализованного представления «По следам Пушкинских сказок» Для детей старшего дошкольного возраста.

Данный сценарий предназначен для музыкальных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей  с целью ознакомления с творчеством А.С. Пушкина....

Сценарий музыкально - спортивного праздника "По дорогам сказок" для детей старшего дошкольного возраста.

Праздник состоялся 30 октября. Проводился в рамках проекта "Золотая осень". Цель праздника, закрепить знания детей об осеннем времени года, а также спортивные умения. Доставить детям радость...

Игра «По дорогам сказок» Для детей старшего, подготовительного возраста.

- воспитание положительных качеств личности: уверенности в себе, умения помогать друг другу, работать в команде. - воспитывать усидчивость, дружеские отношения между детьми. - воспитывать ценностное...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ПО ДОРОГАМ СКАЗОК» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время калмыцкая народная сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение.  Особенно тревожна проблема сохранения и передачи сказки  как ...

ВИКТОРИНА НА ПОЛЕ ЧУДЕС «ДОРОГАМИ РУССКИХ СКАЗОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВИКТОРИНА  НА ПОЛЕ ЧУДЕС «ДОРОГАМИ  РУССКИХ СКАЗОК» ДЛЯ ДЕТЕЙ   СТАРШЕГО   ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА...

Квест -игра «Путешествие по дорогам сказок» для детей старшего дошкольного возраста

Квест -игра «Путешествие по дорогам сказок» для детей старшего дошкольного возраста...