Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе "Если бы мы были художниками".
план-конспект занятия (развитие речи, подготовительная группа) по теме

Дети в игровой форме узнают о многозначье слова "кисть", учаться составлять короткие рассказ с заданными  словами,  закрепляют произношение звуков Р, Рь, придумывают с ними слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи занятия.

Связная речь: Учить детей составлять небольшой рассказ с заданными словами.

Звуковая культура речи: Учить детей дифференцировать на слух и в произношении звуки р,рь, четко и ясно произносить слова с этими звуками, выделять их голосом, правильно отбирать с ними слова.

Грамматика: Упражнять детей в правильном названии детенышей в родительном падеже единственного и множественного числа.

Словарь: Дать детям представление о разных значениях многозначного слова кисть, учить придумывать предложения с данными словами.

Оборудование:

Письмо от художников,  план страны Кляксонии, картинки с разными значениями слова кисть, в конверте на каждого ребенка - две картинки на сравнение, картинка с изображением  деревенского дома, картина «Белки». Предметы: кисть художественная, кисть малярная, кисть винограда, кисть для украшения штор.

К нам в детский сад пришло письмо  от художников из страны Палитрия .

 « Милые дети! Обращаемся к вам за помощью,  злая волшебница Клякса украла все кисточки в нашей стране и нашим деткам больше нечем рисовать.  Она поставила условие, если мы расскажем ей все значения слова КИСТЬ, то все кисти возвратятся обратно. А мы знаем только, что есть кисть художественная  для рисования акварельными красками.  Помогите справиться со Злодейкой». Художники.

 В ходе обсуждения дети решают идти на помощь.

  Нам надо с вами отправиться в страну, где живет Клякса, узнать  все значения слова кисть и собрать в конверт все иллюстрации к этому слову и отправить их в страну Палитрия художникам.

Попасть в  страну Кляксония, где живет Клякса можно, если сказать волшебные слова.  Закройте глаза и повторяйте за мной: « Раз, два, три, четыре, пять!  Мы художники сейчас. Раз, два, три!  Двери Клякса  отвори».   Дети произносят слова. ( Звучит музыка).

И куда же нам идти?  Где нам кисти найти?

Затем обращаю  внимание  на доску, где нарисован план страны Кляксония и конверт, в котором записка.  Дети читают: «Кисти, вы найдете,  если четыре испытания пройдете, будете иллюстрации собирать и задания выполнять »  Клякса.  

Ребята, Вам не страшно?  Справимся с задaниями?  А вот и карта,  на которой изображен план страны Кляксонии  с маршрутом  нашего путешествия. С чего начнем?  Вот на схеме объект под цифрой  1, а вот и в группе наш объект под этой же цифрой. (Дети идут к уголку изобразительной деятельности).

В уголке рисунок с изображением дома, такие же рисунки у каждого за столом.

  Дети садятся за столы.

- Ребята, мы же  художники и сейчас будем рисовать словесную картину, на которой изображен сельский домик. Стены его уже готовы, а мы будем подрисовывать детали – части дома, в названиях которых должны быть звуки р и рь. Произносить слово-название нужно так, чтобы эти звуки прозвучали отчетливо. Если слово удачное, тот, кто его подобрал получает фант (картинка с изображением художественной кисти), чтобы в конце можно было все рисунки кисти положить в конверт. Итак, начнем! Какие части дома, имеющие в своем названии звуки Р мы будем дорисовывать?

- Крыша, труба, дверная ручка, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно, – называют дети. (Анализируются отдельные слова)

                                                                                                    Дети мысленно                      

                                                                                                    дорисовывают                  

                                                                                                               картину.

А теперь со звуком Рь           -Дверь,

                                                                               

- А из какого материала будет построен наш дом? – спрашивает педагог.

- Деревянный или кирпичный, – предлагают дети. (Уточнить какой звук в слове).

- А в какой цвет покрасим его?

- Серый, красный, оранжевый, розовый, коричневый, бирюзовый.

Слежу, чтобы все дети были внимательны в выборе слов и не предлагали слова без нужного звука, при произношении слов они должны выделять этот звук голосом.

- А теперь, давайте представим, какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей, могли бы находиться внутри дома, в комнатах. Не торопитесь с ответами, помните, что в их названиях тоже должны быть звуки р или рь.

- Шифоньер, сервант, кровать, кресло, трельяж,

- Телевизор, радиоприемник, стереопроигрыватель, картина, торшер.

Если дети сами затрудняются назвать предметы с звуками, помогаю им, обращаю внимание ребят на то, что в словах радиоприемник и стериопроигрыватель есть сразу и р, и рь.

Нацеливаю малоактивных детей на работу, стараюсь привлечь их.

- Кто мог бы жить в этом доме? Не забывайте о нужных звуках. Со звуком Р ( Родители, брат, сестра, Ира, Рома).

- Со звуком Рь . (Рита,ребята, Ирина, Сережа, Марина).

- А что нарисуем мы около дома? Со звуком Рь – деревья, рябину, сирень

                                                                 Со звуком Р – кустарники, крыжовник, смородину).

- Какие бы вы нарисовали цветы около дома, чтобы в их названиях слышался звук р?

   (роза, астра, бархотки, нарциссы).

- Вот, оказывается, какая картина могла бы получиться, если б мы были художниками.  Позже на занятии по рисованию мы сделаем  рисунки красками и организуем выставку работ, а теперь несите свои фанты, кладем их в наш конверт. И пойдемте дальше по маршруту.

Мы заслужили в конверт положить первое изображение кисти, это кисть художественная.

- Идем дальше, наш план ведет к мольберту. (Звучит музыка, на мольберте лежит малярная кисть).

- Еще кисть, но этой кистью рисовать гуашью или акварелью  нельзя, а вот красить стены, потолок  можно. Получить иллюстрацию можно выполнив следующее задание.

-  Внимательно посмотрите на эти две картинки. Сравните их и найдите отличия. У вас на столах  в конверте лежат такие же картинки. Садитесь, будьте внимательны. За выполнение этого задания, мы кладем в конверт изображение малярной кисти. 

- Теперь пора поиграть с нашими пальчиками.

ДОМИК

Проговаривая этот стишок, сопровождаю его движениями рук. Дети подражают моим  действиям.

 (направить левую ладонь Под грибом - шалашик-домик,

(соедините ладони шалашиком)

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)

В колокольчик позвоним.

(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;

средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик-домик.

В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)

А на нем - дубовый стол.

(левая рука сжата в кулак,

сверху на кулак опускается ладонь правой руки)

Рядом - стул с высокой спинкой.

вертикально вверх,

к ее нижней части приставить кулачок правой руки

большим пальцем к себе)

На столе - тарелка с вилкой.

(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх,

изображая тарелку, правая рука изображает вилку:

ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены

и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)

И блины горой стоят -

Угощенье для ребят.

 Чем только что мы играли? Руками.  Это у нас кисть руки.

Еще одну иллюстрацию мы кладем в конверт. Кисть руки.

Смотрим на карту - маршрута. Там стрелка ведет к цифре 3.  Идем к театру. Загадываю загадку.

  "Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается". (Белка.)  

Работа с картиной «Белки».

Нас встречает, Белка задает свои вопросы:  

У моей соседке один бельчонок.  А у другой  ( показать картинку с  2 бельчатами) сколько?   А у меня сколько? Посчитайте и ответьте полным ответом.

А сейчас мы поиграем в игру «Кто у кого?» Для этого надо вспомнить, как зовут детенышей животных. Я вам назову животное, а тот на кого я покажу назовет его детеныша или детенышей, если я скажу слово много или несколько, или двое, трое.

У лисы - лисенок, лисята, несколько лисят.

У медведицы – медвежонок, медвежата, трое медвежат.

У волчицы….

У зайчихи – зайчонок,  много зайчат, два зайчонка, несколько зайчат.

Белка задает вопросы детям: А ответьте еще на мои вопросы.

Чье это дупло? (Это  дупло беличье).

Чей это  хвост? (Это  хвост беличий).

Чьи лапы держатся за сук дерева? ( Лапы беличьи держатся за сук дерева).

Чьи это уши? (Это уши беличьи).

Чье это ухо? (Это ухо беличье).

А что у белки на ушке? (Кисть).

Мы нашли еще одно значение слова кисть. Кисть у белки на ушке.

Звучит музыка, по плану мы переходим к цифре 4 . Нас схема привела в магазин.

- Посмотрите, что нас может здесь заинтересовать? (В  магазине у нас лежит кисть винограда).

 Где  можно увидеть эту кисть?

   (На ветке куста винограда).

А у какого кустарника плоды растут тоже на кисти?

- Рябины. ( Показываю иллюстрацию кисть рябины и кисть винограда). Но положить их в конверт, мы можем, если выполним задание:  Я называю вам три слова, с этими словами, вы должны  придумать маленький рассказ: вот эти слова – девочка, кисть, лето.

 Кладем в конверт иллюстрацию кисти рябины и кисти винограда.

А я вам хочу показать еще 2 кисти. Эту кисть пришивают на штору для украшения, а эту для украшения шарфика и шапочки.  И последние изображения кисти, мы  можем положить в конверт. Кисть для украшения шторы и кисть для украшения одежды.  Две картинки кладем в конверт.

Наше путешествие подходит к концу, теперь мы знаем, что кисть бывает разной: художественная – для рисования, малярная – для покраски стен, выполнения малярных работ, кисть винограда и кисть рябины, кисть руки, кисть для украшения штор, кисть для украшения шапки или шарфика. Письмо мы отправляем в страну Палитрия, а наше путешествие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи детей подготовительной группы с использованием сказкотерапии. Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему: Как ёжик выручил зайца.

Конспект занятия по развитию речи с использованием  интерактивной технологии сказкотерапии. Решает несколько задач: позновательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную, создание...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Смешариков»

Конспект занятия по развитию речи, рекомендуется проводить в зимнее время...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Наши защитники"

Образовательная область «Познание». Формирование целостной картины мира, патриотическое воспитание, расширение кругозора детей, элементы гендерного воспитания.Интеграция образовательных областей...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: - формировать умение классифицировать предметы;- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх;- упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;- формиров...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной подгруппе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: - формировать умение классифицировать предметы;- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх;- упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;-формирова...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной подгруппе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: - формировать умение классифицировать предметы;- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх;- упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;-формирова...