Развитие креативного мышления у детей младшего дошкольного возраста с использованием техники Друдлы
материал по развитию речи (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_tehniki_drudly.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
М.А. Редченко, воспитатель 1 квалификационной категории ,
МБДОУ «Ашкаульский детский сад»
Развитие креативного мышления у детей младшего дошкольного возраста с использованием техники Друдлы
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность».
Н. К. Крупская
Современное общество предъявляет все больше требований к развитию личности дошкольника. Все чаще перед педагогами ставится задача – развитие функциональной грамотности у своих воспитанников. Функциональная грамотность включает в себя в том числе и умение креативно мыслить. В своей работе привожу примеры использования техники Друдлы для развития креативного мышления у младших дошкольников.
Серия упражнений для детей младшего дошкольного возраста.
Функционально грамотный человек – это человек способный использовать приобретенные в жизни навыки и знания для решения широкого спектра задач в различных сферах деятельности, общения, социальных отношениях. Функциональная грамотность включает в себя в том числе и умение креативно мыслить. Говоря простыми словами, развитие креативного мышления – это умение ребенка смотреть на вещи со своей, уникальной точки зрения, уметь замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно, по-своему, уметь использовать воображение при выполнении самых трудных, казалось бы, задач.
Из множества форм развития креативного мышления дошкольников, а это и проектная деятельность, художественное и литературное творчество, различные виды игр, мне бы хотелось выделить технику «Друдлы». Данная техника позволяет людям разного возраста, будь то малыш дошкольник, подросток, студент и даже совсем взрослый человек, расширить рамки своего сознания, выйти за грань обычного и привычного, тем самым развить воображение. Запустить мыслительные процессы для переработки массы информации, научиться смотреть на мир без ярлыков, найти креативный подход ко всему окружающему и происходящему вокруг.
Что такое Друдлы?
Значение слова Друдлы – комбинация трех английских слов – каракули, рисунок, загадка. По существу, Друдлы – это графические головоломки, которые имеют множество вариантов ответа. Причем, неправильных ответов и решений здесь просто не бывает!
Для использования данной техники в своей работе вам понадобится минимум необходимых материалов – белые листы бумаги и черный карандаш, а лучше маркер или толстый фломастер для более четкой прорисовки силуэтов, фигур, линий.
Что натолкнуло меня на использование данной техники? Конечно же, мои воспитанники! Сейчас они ещё маленькие, им по 2-4 года, но уже сейчас они могут зарядить любого взрослого веселым творческим позитивом. Именно их удивительные рисунки-каракули направили меня на использование Друдл для развития воображения, речи, креативного мышления моих малышей.
С чего все началось? Совсем недавно рисуя на свободную тему, один из малышей нарисовал непонятные на первый взгляд каракули, подошел ко мне и сказал: « Вот дед Мороз, а это его дом». Я сразу и не поняла, что там нарисовано, но ребенок стал усиленно мне доказывать где дед Мороз, а где его дом. Тогда я согласилась с ним, сказала, что очень красиво получилось и предложила немного изменить рисунок и дорисовать некоторые элементы. Всем остальным тоже захотелось превратить свои рисунки во что-то необычное. Так в нашей совместной деятельности с детьми появились задания и упражнения мышления, а так же, обогащения словарного запаса, развития зрительного восприятия, воображения.
Использование техники Друдлы помогает решить следующие задачи:
-развивать воспроизводящее, пространственное мышление, смекалку;
-развивать кругозор, расширять знания об окружающем мире;
-учить классифицировать предметы по общему признаку;
-побуждать детей к самостоятельной игровой и творческой деятельности;
-воспитывать желание помогать друзьям в выполнении заданий, умение выполнять задания сообща.
Предлагаю вашему вниманию серию упражнений для малышей с использованием техники Друдлы.
1. Упражнение «Что изображено?»
Предлагаю детям рассмотреть геометрические фигуры, силуэты. Задаю вопрос «На что это похоже?», затем, следуя ответам и предложениям детей, дорисовываю некоторые детали.
2. Упражнение по изменению рисунка «Рисуем Друдлы»
-Превращение «клубочка» в знакомых животных с помощью дорисовывания, где точки – глаза, нос; линии, черточки – шерсть, иголки ёжика, хвост, лапы; маленькие каракули, круги - уши и т.п.
-Превращение квадрата, треугольника, круга с помощью дорисовывания линий, черточек, кругов в предметы мебели, посуды, транспорт.
3. Упражнение с готовыми карточками Друдлами «Загадаем, отгадаем»
-Рассматривание и угадывание что изображено на карточке. Внимание! Вариантов ответов может быть великое множество, чем больше, тем лучше! Понятие «правильный и неправильный ответ» не для этой игры!
4. Упражнение «Друдлы – сказки»
-Придумывание небольших историй, сказок с использованием знакомых, угаданных детьми карточек Друдл. Например, «Это ёжик (карточка с изображением клубочка с колючками), ёжик живет в лесу (карточка – прямые линии, ёлочки, деревья), у него есть друзья – ежата (несколько клубочков с колючками)»
По мере усвоения можно увеличить историю до 5 предложений, далее развивать сюжет.
5.Упражнение «Нарисуем Друдлы сами» (можно смело применять, когда дети немного подрастут)
-Рисование Друдлов самостоятельно на предложенную тему или по своему желанию.
По мере усвоения этого навыка, можно использовать работу в парах или подгруппах с заданиями «Угадай, и я угадаю!», «Расскажи, и я расскажу», составление коллективного рассказа, сказки по знакомым или придуманным Друдлам.
Таким образом, использование техники Друдлы позволяет начать развивать креативное мышление уже с младшего дошкольного возраста.
А так же, по моему мнению, Друдлы объединяют детей и взрослых, помогают вместе решать увлекательные головоломки, фантазировать, воображать и смеяться!
Список литературы
1. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336.
2. Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте. – М. 1999. 3. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. — СПб: «Детство-Пресс», 2010г.
4. Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
5. Урунтаева Г.А., Дошкольная психология. – М., 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»
Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...
Развитие творческих навыков у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник.
ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка №1411 Структурное под...
Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.
Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования....
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через использование новых технологий и нетрадиционных техник»
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через использование новых технологий и нетрадиционных техник»...
Педагогический проект «Повышение педагогической компетенции родителей в развитии креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии Кроссенс»
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. ...
Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.
Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования....