Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.
материал (старшая, подготовительная группа)
Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu_2022_-_25g_zima_n.n.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Зима Наталья Николаевна
(Ф.И.О.)
воспитатель
(Должность)
«Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, посредством нетрадиционных техник рисования»
(Название темы)
01.09.2022г
(Начало изучения темы)
31.05. 2025 г
(Окончание изучения темы)
Ханты-Мансийск
2022
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. Сухамлинский.
Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.
Невозможно развитие творческих способностей дошкольников без использования нетрадиционных техник рисования.
Проблема развития детского творчества, в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен. Эти техники рисования помогают развивать ребенка всесторонне, способствуют развитию детской художественной одаренности.
Актуальность. Программы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно - творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики. На современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет художественно-эстетическое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазии позволяет детям творчески самовыражаться.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование - очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Новизной и отличительной особенностью программы является то, что в ней предусмотрена реализация регионального компонента, понимание красоты северного края, воплощаемой в рисунке через нетрадиционные методы и способы развития детского творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного характера рисования. В свою очередь нетрадиционное рисование доставляет детям массу положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Практическая значимость. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по ХЭР «Нетрадиционные техники рисования»
Задачи для педагога:
- Повысить свой теоретический, практический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, просмотры на образовательных сайтах публикаций по ХЭР.
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями
- Пополнить предметно- развивающую среду
- Создать копилку методических разработок по теме самообразования.
Задачи для детей:
- Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- Развивать художественно – творческие способности детей на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
Задачи для родителей:
- Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
- Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.
Задачи работы с педагогами:
1. Повысить уровень мастерства педагогов посредством нетрадиционных методов в рисовании.
2. Дать практические умения в нетрадиционных техниках рисования.
Принципы:
- Принцип сезонности (построение познавательного содержания с учётом природных и климатических особенностей данной местности (ХМАО-Югры) в данный момент времени)
- Принцип систематичности и последовательности («От простого к сложному», от «Неизвестного к известному»)
- Принцип развивающего характера художественного образования.
- Принцип постановки задач художественно - творческого развития детей с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
- Принцип интереса (построение с опорой на интересы детей).
- Принцип личностно-ориентированного (индивидуальный подхода к каждому ребёнку) подхода.
- Принцип активности, контролируемости (индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному).
Методы:
- информативно - рецептивный;
- репродуктивный;
- эвристический;
- исследовательский;
- метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
- рассматривание;
- наблюдение;
- экскурсия;
- образец воспитателя;
- показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
- беседа;
- рассказ, искусствоведческий рассказ;
- использование образцов педагога;
- художественное слово
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:
- прием повтора;
- работа на черновиках;
- выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности, в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. предлагается ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Предлагается самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
Формы проведения:
- Индивидуальная
- Подгрупповая
- Групповая
Основные средства обучения:
- Аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Звуки природы».
- «Инструментальная музыка».
- Видеоматериал: «Природа края», «Мой дом – Югра».
- Ноутбук.
- Компьютер.
- Материалы для нетрадиционного рисования.
Технологии:
- Здоровье сберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз, физкультминутка, динамические паузы, подвижные игры).
- Технология развивающего обучения.
- Информационно-коммуникативные технологии.
- Игровые технологии.
- Личностно – ориентированные технологии.
- Образовательные технологии.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Нормативное обоснование Программы:
Федеральные законы:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124 – ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Нормативно-правовые документы:
- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Правительства ХМАО-ЮГРЫ от 9 октября 2013 года N 413-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском Автономном округе-Югра на 2018-2025 годы и на период до 2030 года».
1.3. Планируемые результаты, как целевые результаты освоения программы
Предполагаемый результат для педагога:
- Повысится теоретический, практический и научно-методический уровень педагога.
- Пополнится РППС, материал методических разработок.
Предполагаемый результат для детей:
1. Расширится представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
2.Научатся приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
3.Научатся пользоваться инструментами для экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами;
4.Сформируется цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции и колорита;
Предполагаемый результат для родителей:
1.Расширятся внутрисемейных связи, появятся общие интересы, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.
Предполагаемый результат для педагогов:
1. Познакомятся с разными техниками рисования.
2. Повысится уровень мастерства педагогов.
- ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2022-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Этапы работы:
I этап. Теоретический. (сентябрь- ноябрь 2022 года)
Цель: накопление теоретического и практического материала.
Задачи:
1. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала. Список нормативных документов, психолого-педагогических, научно- методической литературы
2. Составление плана самообразования и перспективного плана работы с детьми и родителями План самообразования и перспективный план работы с родителями. Подбор картотеки физ. минуток, дидактических игр.
II этап. Практический. (декабрь 2022- апрель 2025 учебный год)
Цель: работа с детьми в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи:
1.Апробация различных педагогический технологий и методик организации работы с дошкольниками.
2.Внедрить в работу подготовленный материал, организовать работу по художественно-эстетической направленности с применением рисования нетрадиционными техниками.
3.Распространение материала на уровне ДОУ и интернет ресурсов.
III этап. Итоговый. (май 2025 учебный год)
Цель: выставка детских творческих работ в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи:
1. Систематизация накопленного материала.
2. Подведение итогов работы, анализ результатов.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание психолого-педагогической работы
Формировать личность и художественно – эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека.
Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, период, когда активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности, поэтому девиз нашей работы – «Чтобы ребенок вырос красивым душой и телом, он должен быть окружен красотой каждую минуту»
При организации образовательного процесса, в контексте современных государственных требований, на базе нашего дошкольного учреждения выяснилось, что методика проведения интегрированных занятий достаточно разработана во всех образовательных направлениях. Направление «Художественно – эстетического развития» наиболее эффективно интегрируется со следующими образовательными областями:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие.
Принцип интеграции, объединяющий различные образовательные области, разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему, реализуется на основе комплексно-тематического планирования.
Принцип интеграции реализуется также через организацию различных форм образовательного процесса:
1. Совместная деятельность педагога с детьми:
Здесь мы используем информационно-рецептивные методы. Занимательные показы, свободная художественная деятельность с участием воспитателя. Индивидуальная работа с детьми, рассматривание произведений живописи, сюжетно-игровая ситуация, художественный досуг, конкурсы, экспериментирование с материалом (обучение, опыты, дидактические игры, обыгрывание незавершенного рисунка, наблюдение)
2. Самостоятельная деятельность детей.
В самостоятельной деятельности мы используем эвристический и исследовательский методы: создание проблемных ситуаций, игра, задания для самостоятельных наблюдений, рисование по замыслу, рассматривание картин, иллюстраций о природе.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"
2.2. Учебно-методическое обеспечение
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий: тематическая совместная творческая деятельность педагога и ребенка во внеурочное время.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Гуашь.
3. Акварельные краски.
4. Ватман.
5. Поролон.
6. Воздушные шары.
7. Листья деревьев.
8. Кисточки.
9.Чашечки для гуаши.
10. Баночки для воды.
11. Заготовки рисунков.
12. Салфетки влажные.
13. Зубная паста.
14. Пластиковые вилки
15. Пенопласт
16. Трубочки
17. Соль
18.Ножницы
19. Стеки
20. Карандаши
21. Фломастеры
22. Краски
23. Трафареты.
Виды и техники нетрадиционного рисования
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:
Монотипия предметная
Выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Ниткография
Средства выразительности: цвет, линия, фактура.
Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.
Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.
Рисование по мокрому
Средства выразительности: пятно.
Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.
Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.
Мыльные пузыри
Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.
Пуантилизм (рисование тычком)
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Перспективное планирование по теме самообразования
«Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, посредством нетрадиционных техник рисования»
2022-2023учебный год
Задачи:
1. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало;
2. Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ разными приемами и техниками (солнце – рисование просто круга, круга с лучами, делая отпечаток тубой и т.п.)
3. Учить детей создавать с натуры или по представлению образы или простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет.
4.Создавать многофигурные композиции, используя знакомы и новые традиционные и нетрадиционные приемы и техники (восковые мелки + акварель, оттиски поролоном, тубами и ватными палочками, отпечатки листьев, рисование тычком полусухой кисти);
5.Учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие – для прорисовывания деталей, ритмичные для рисования узоров).
6.Продолжать учить интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой (рисование + аппликация)
Месяц | Формы работы | ||
Сентябрь | 1.Подготовительный этап. Обнаружение проблемы, изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования, мониторинг детей, анкетирование родителей.
| ||
Октябрь | Подбор методического обеспечения, создание ППРС по нетрадиционным техникам рисования, подбор художественной литературы.
| ||
Ноябрь | 2 этап практический. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса на 2022-2025 учебный год (разработка программы по развитию креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, посредством нетрадиционных техник рисования, разработка перспективного плана работы) | ||
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
Декабрь | «Красивые снежинки» | «Методика рисования дошкольного возраста» | Выставка творческих работ |
Январь | «Укрась елочку бусами» (пальчики, оттиск пробкой) Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. |
| «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве» |
Февраль | «Метель» Ниткография. Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление. | Мастер-класс для педагогов «Геометрическое рисование». | Выставка творческих работ |
Март | «Волшебный цветок» Рисование пастелью. Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета. |
| Консультация для родителей «Правила рисования карандашом и кистью» |
Апрель | «Как я люблю одуванчики» совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения; рисование одуванчика в смешанной технике - печать листьями, вилкой и поролоновой губкой; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. радостное настроение. |
| Выставка творческих работ |
Май | «Цветущая весна». Выдувание трубочкой, аппликация. Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление. | Консультация для педагогов «Организация детского творчества летом» | Выставка творческих работ |
Перспективное планирование по теме самообразования
«Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, посредством нетрадиционных техник рисования»
2023-2024 учебный год
Задачи:
1. Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений и в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях;
2. Совершенствовать изобразительные умения: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения, изменяя статичное положение тела или его частей, при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные отношения между ними, используя для ориентира линию горизонта;
3. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые традиционные и нетрадиционные техники, помогать осваивать новые (монотипия пейзажная и предметная, граттаж, печать по трафарету, кляксография) для создания выразительных образов в рисунке;
4. Продолжать поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало;
5. Продолжать применять интегрирование видов изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой (рисование +аппликация);
6. Расширить умения и навыки работы с различными художественными материалами (простой карандаш, пастель).
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь | «Осенний букет» (печатание листьями.) Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус |
| Консультация для родителей «Нарисуй изображение неотрывая карандаш от листа бумаги» |
Октябрь | Заготовка на зиму «Компот из яблок»(Оттиск печаткой) Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка.
| Консультация « Чудо нетрадиционной техники рисования» | Выставка творческих работ |
Ноябрь | «Цыпленок»(ватные диски, палочки) Учить детей наклеивать ватные диски, аккуратно раскрашивать, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. |
| Консультация для родителей «Почему рисуют дети» |
Декабрь | «Котенок» Тычок полусухой жесткой кистью. Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность. |
| Выставка творческих работ |
Январь | «Облака» Рисование по сырому. Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» | Выставка творческих работ |
Февраль | «Самолет летит»(пластилинография) Учить составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Развивать интерес детей к работе с пластилином на горизонтальной плоскости - пластилинографии. | Семинар - практикум | |
Март | «Волшебный цветок» Рисование пастелью. Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета. |
| Выставка творческих работ |
Апрель | «Весеннее солнышко» Рисование ладошками Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение. |
| Консультация для родителей «Путешествие в страну рисованию» |
Май | «Праздничный салют» Граттаж. Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения. | Консультация для педагогов «Организация детского творчества летом» | Выставка творческих работ |
Перспективное планирование по теме самообразования
«Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, посредством нетрадиционных техник рисования»
2024-2025 учебный год
Задачи:
1. Поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления;
2. Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей;
3. Учить ребенка самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы;
4. Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приемов реализации замыслов;
5. Совершенствовать специфические умения – продолжать учить изображать объекты реального и фантазийного мира, используя нетрадиционные приемы и техники рисования по собственному выбору для создания выразительного художественного образа;
6. Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.
7. Продолжать развивать скоординированность движений рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие – для прорисовывания деталей, ритмичные для рисования узоров).
Месяц | Формы работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
Сентябрь | «Веточка рябины» Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Публикации на сайтах разработок, мероприятий, творческих и практических работ» | Выставка творческих работ |
Октябрь | «Листопад» (коллективная работа) |
| Консультация для родителей «Пластилиновая живопись» |
Ноябрь | «Волшебный лес» Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. | Консультация «Современные технологии» | Выставка творческих работ |
Декабрь | «Укрась рукавицу» по замыслу» Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. |
| Буклеты для родителей «Как развивать творчество» |
Январь | «Моя любимая игрушка» Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. |
| Выставка творческих работ |
Февраль | «Подарок для папы» Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. | Публикации на сайтах разработок, мероприятий, творческих и практических работ» | Консультация «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» |
Март | «Анютины глазки» |
| Выставка творческих работ |
Апрель | «Веточка сирени» Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции. |
| Буклет «Виды нетрадиционного рисования» |
Май | «Волшебные зонтики» Мониторинг развития способностей воспитанников в изобразительной деятельности | Обмен опытом «Организация детского творчества летом» | Выставка творческих работ |
Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в изобразительной деятельности является способность создания художественного образа с помощью цвета и применения различных нетрадиционных техник рисования.
Список использованной литературы:
1. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 5-7 лет: Пособие для занятий с детьми. – М. : Аркти, 2008г.
2. «Воспитатель» - №5 2009 г.
3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
4. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2007 г.
5. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.
6. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
7. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 5-7 лет» - М-С 2011 г.
8. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.
9. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.
10. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.
11. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г.
12. Одинокова Г. Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006г.
13. Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008.
14. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
15. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004
16. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
Приложение 1
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
№ | Ф.И. ребенка | Умение рисовать в технике «Тычок жесткой полусухой кистью». Действовать в пределах контура. Дополнять изображение деталями | Умение рисовать в технике «Печатание ладошкой». Дополнять изображение деталями. Аккуратно выполнять работу, мыть руки после работы | Умение рисовать в технике «Симметричные предметы». Аккуратно складывать лист бумаги для получения симметричного изображения. Дополнять изображение деталями. | Умение печатать пуговица ми. Получать четкий отпечаток . | Умение рисовать в технике «Оттиск скомканной бумагой». Получать четкое изображение предмета. Доводить предмет до нужного образа с помощью кисти | Умение рисовать по представлению предметы, закрашивать восковыми мелками, свечой, тонировать альбомный лист красками. | Умение рисовать нетрадиционным способом, с помощью пороло на | Умение рисовать на сыром листе бумаги. Подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии | Методика | |
Умение рисовать в технике «Тычок жесткой полусухой кистью». Действовать в пределах контура. Дополнять изображение деталями | Ребенку предлагается закрасить картинку в технике «Тычок жесткой полусухой кистью» | |
Умение рисовать в технике «Печатание ладошкой». Дополнять изображение деталями. Аккуратно выполнять работу, мыть руки после работы | Ребенку предлагается нарисовать рыбку в технике «Печатание ладошкой» | |
Умение рисовать в технике «Симметричные предметы». Аккуратно складывать лист бумаги для получения симметричного изображения. Дополнять изображение деталями. | Ребенку предлагается нарисовать бабочку в технике «Симметричные предметы» | |
Умение печатать пуговицами. Получать четкий отпечаток. | Ребенку предлагается сделать оттиск печатью из пуговицы | |
Умение рисовать в технике «Оттиск скомканной бумагой». Получать четкое изображение предмета. Доводить предмет до нужного образа с помощью кисти | Ребенку предлагается нарисовать мяч в технике «Оттиск скомканной бумагой» | |
Умение рисовать на сыром листе бумаги. Подбирать красивые цветосочетания для создания задуманного образа | Ребенку предлагается нарисовать рисунок на сыром листе бумаги. |
Интерпретирование результатов:
Высокий уровень освоения программы: 21 – 27 баллов
Средний уровень освоения программы: 10 – 20 баллов
Низкий уровень освоения программы: 0 – 9 баллов
3 балла
-ребенок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки;
-быстро усваивает приемы работы в новых нетрадиционных техниках;
-владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования;
-передает в рисунках некоторое сходство с реальным объектом;
-обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках;
-умеет создать яркий нарядный узор;
-может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками;
-может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста);
2 балла
-у ребенка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем;
-он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний;
-знает способы изображения некоторых предметов и явлений;
-правильно пользуется материалами и инструментами;
-владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого;
-проявляет интерес к освоению новых техник;
-проявляет самостоятельность;
1 балл
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен;
- эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого;
-ребенок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности;
-узнает и радуется знакомым образам в рисунке;
-основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет; -ребенок рисует только при активной помощи взрослого;
-знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими;
-не достаточно освоены технические навыки и умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....
«Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Систематизация и описание опыта организации комплекса мероприятий с использованием нетрадиционных техник рисования для развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста....
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».
Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....
План самообразования «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС».
План самообразования воспитателя старшей группы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования в условиях внедрения ФГОС»....
КУРСОВАЯ РАБОТА "Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Цель исследования: теоретически обосновать проблему изобразительного творчества и разработать методические рекомендации по развитию творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредст...
Самообразование. Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования.
Развитие креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник рисования....