Развитие творческих навыков у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник.
рабочая программа по рисованию (младшая группа) на тему
ГБОУ «Школа с углубленным изучением английского языка №1411
Структурное подразделение №761 Д/О 939 г. Москвы
Рабочая программа
Развитие творческих навыков у детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник
Содержание
1.Введение……………………………………………………………………..
2. Пояснительная записка…………………………………………………….
3. Особенности программы…………………………………………………..
4. Планируемые результаты освоение программы………………………
5. Заключение…………………………………………………………………...
6. Литература…………………………………………………………………....
ВВЕДЕНИЕ
Давно известно, что именно в раннем возрасте ребенка активно развиваются психические процессы. Немаловажную роль в развитии ребенка раннего возраста имеет изобразительная деятельность.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться "не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет".
Рисование – очень интересный и в то же время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.
В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста. Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
-пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
-мышления;
-изобразительных навыков и умений, наблюдательности.
Пояснительная записка
«Чем больше мастерства
в детской руке, тем
умнее ребенок».
В.А.Сухомлинский.
Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федерального государственного образовательного стандарта. В концепции ФГОС в качестве конечного результата образовательной деятельности ДОО фиксируется портрет первоклассника, в котором одно из важнейших мест отводится развитию художественно-творческих качеств личности ребёнка. Все мы в детстве были художниками.
Каждый ребенок с двух – трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции.
Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов заставляет все время, что ни будь придумывать. Фантазия детей здесь безгранична. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас. Работа с нетрадиционными техниками изображения вызывает радостное настроение, положительные эмоции. Эмоции, как известно, - это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе бьёт настоящий фонтан творчества, который затем превращается выставку детских рисунков.
В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в соответствии с ФГОС содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
-развитие продуктивной деятельности детей;
- развитие детского творчества;
- приобщению к изобразительному искусству.
Важным условием развития изобразительной деятельности является разнообразие и вариативность работы. Поэтому цель нашей программы
-это развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
- Учить детей видеть красоту окружающих предметов, объектов природы.
Развивающие:
- Развивать технические умения и навыки нетрадиционных техник рисования. Совершенствовать умение правильно держать карандаш, кисточку. Развивать мелкую моторику рук, сенсорные способности восприятия, воображение, мышление, память, речь, умение располагать изображения по всему листу.
Воспитательные: Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, эмоциональную отзывчивость на прекрасное. Воспитывать бережное отношение к природе.
Программа ориентирована на детей раннего возраста (с 3 до 4 лет). Программа предполагает проведение одной образовательной деятельности в неделю, в первую половину дня. НОД проводятся групповые и по подгруппам, время занятий 15 мин.
Принципы реализации программы:
-плановость, систематичность, последовательность развития художественных умений и навыков у детей;
-воспитательная ценность знаний и умений;
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
-учёт возрастных и психологических особенностей детей;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-игровая форма подачи материала;
-сотрудничество Организации с семьей
Формы работы с детьми:
-Групповая и индивидуальная работа с детьми;
-Выставки творческих работ в группе и в ДОУ;
-НОД (по продуктивной деятельности с использованием интегративных областей);
-чтение художественных произведений;
-рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин;
-игровая деятельность (словесные игры, малоподвижные игры, хороводные игры, игры драматизации)
-моделирование, обыгрывание, проблемных, игровых ситуаций.
Этапы работы с детьми.
• На 1 этапе – ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
• На 2 этапе – совершенствуются умения и навыки нетрадиционных техник рисования для формирования выразительного образа
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей. рисунках
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Сроки реализации:
Сроки реализации тематического плана: сентябрь 2015 г. – май 2016 г.
Режим НОД
Расписание НОД:
Дни недели | Время занятий |
Четверг | 9.00-9.15 |
Особенности программы.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно- потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
Работа по данному направлению проводится следующим образом:
Первый этап - направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры. Стремясь установить доверительные отношения, взрослый обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, часто берет ребенка на руки; проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам. Обучение проводится в мягкой форме без насилия. В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями.
Непосредственно–эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводили в форме игры. Взрослый побуждает малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей. Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.
Второй этап - направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей). На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно - двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр («Намотаем клубочек ниток», «Собери снеговика» и т.д.).
Третий этап - реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. На этом этапе обучали ребенка работать с различными инструментами, материалами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и т.д.). Для формирования игровой мотивации использовали прием «многослойного» рисования, т.е. повторного обращения к рисунку, что вызывало у детей доброе отношение к «своему» персонажу, желание помогать ему. При обучении рисованию учитывали индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую. Для создания выразительного художественного образа использовали интегрирование аппликации и рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. На данном этапе реализуется задача развития у детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок. Для формирования положительной мотивационно – потребностей основы изобразительной деятельности и интереса к её результатам использовали приемы: показ изготовленных рисунков и обыгрывание уже готовых изображений; демонстрация рисунков на выставках в группе, учреждении; оформление и рассматривание альбомов с детскими рисунками.
Планируемые результаты освоения программы
- Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе
рисования с использованием различных материалов.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
- Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе. В результате реализации программы допустимы 3 уровня овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник.
Низкий
- интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выраженный ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности основным свойством при узнавании является форма, а уже затем цвет.
- ребёнок рисует только при активной помощи взрослого
- знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими
- не достаточно освоены технические навыки и умения .
Средний
- у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем
- он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний
- знает способы изображения некоторых предметов и явлений
- правильно пользуется материалами и инструментами
- владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого
- проявляет интерес к освоению новых техник
- проявляет самостоятельность
Высокий
- ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки
- быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках
- владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования
- передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом
- обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках.
Ожидаемые результат:
- Проявляются творческие способности.
- Дети научились видеть границы листа бумаги и контуры силуэтного рисунка. -- Повысился уровень развития мелкой моторики.
- Сформировалась способность различать и использовать нетрадиционные техники рисования.
- Знание основных цветов.
- Дети научились бережно относиться к материалам, правильно их использовать.
Методы проведения НОД:
-словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет)
-наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки. – дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира; – формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования.
Методы, используемые при организации занятий с детьми:
-тычок жесткой полусухой кистью,
- рисование пальчиками,
- рисование ладошкой, оттиск пробкой,
-оттиск печатками из картофеля,
- оттиск поролоном, оттиск пенопластом, оттиск печатками из ластика, оттиск смятой бумагой,
- печать по трафарету,
- отпечатки листьев
Отпечатки «листиками»
Материалы: 1.Листик 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
Способ получения изображения: отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.
Отпечатки «картошкой» (поролоном)
Материалы: 1.Овощ/поролон 2.Краска 3.Кисть 4.Бумага 5.Баночка для воды
Способ получения изображения: Свежую картошку тщательно промыть с мылом, разрезать пополам. Из половинки вырезать любую фигурку: квадрат, треугольник, круг, листочек, сердечко, машинка и т.п. Берем гуашь, необходимые цвета наносим на палитру, штампик обмакиваем в краску и делаем отпечаток на листе бумаги
Рисование «ладошками»
Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Кисть 4.Баночка для воды.
Способ получения изображения: Поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку ребенка выбранным цветом, затем отпечатываем ладошку на бумаге, дорисовываем недостающие детали. Можно использовать одновременно несколько цветов. После работы ладошку вытираем салфеткой и оставшуюся краску смываем водой.
Рисование «пальчиками»
Материалы: 1.Пальчиковые краски 2.Бумага 3.Карандаш/Фломастер 4.Баночка для воды
Способ получения изображения: Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, а затем гуашь смывается водой.
Рисование мыльными пузырями
Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка 5.Бумага
Способ получения изображения: Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки на булькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.
Рисование мятой бумагой
Материалы: 1.Салфетка/Бумажка 2.Краска 3.Кисть 4.Баночка для воды
Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру.
Способ получения изображения: Существует два способа рисования мятой бумагой
1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.
2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечаткие
Рисование полусухой жесткой кистью
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.
Заключение
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения.
Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей. Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Литература
1. Веракаса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Веркасы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 2001.
3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
4. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники планирование, конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.
5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 2002, N2.
6. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.
7. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей трех-четырех лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.30
9. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 3-4 года «Цветные ладошки». – М., 2006.
10.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"
Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...
Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»
Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...
« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»
Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в художественно-продуктивной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей...
Проект развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисования на примере изображения салюта различными нетрадиционными способами.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающег...
Статья "Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"
В статье отражен опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию их творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей является изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий. т. к. в...