Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему "Зимнее путешествие"
Задачи:
активизация словаря по теме "Зима"
закрепление изученного ранее материала по теме "Зима"
учить образовывать единственное и множественное число имён существительных
учить подбирать слова антонимы и синонимы
учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами
посредством мотивации улучшить активность детей на занятии.
умение ориентироваться в пространстве.
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, мы сейчас отправимся в путешествие. Вы готовы? Тогда слушаем меня и повторяем. Я научу вас превращаться снежинку.
Я в снежинку превращаюсь
Медленно кружусь, качаюсь
Покачаюсь, покачаюсь
И на землю опускаюсь.Воспитатель:
- Какая погода на улице?
- Какое время года сейчас? (ответы детей)
- Когда наступает зима? (после осени)
- Как светит солнце зимой? (солнце стоит невысоко и греет мало; светит но не греет)
- Какое небо зимой? (небо часто серое, на нем облака, тучи, из которых идет снег)
- Какие деревья зимой? (деревья стоят голые, без листьев, только сосны и ели зеленые; деревья зимой отдыхают)
- Что зимой происходит с реками? (покрываются льдом)
- Как зимой одеты люди? (тепло)
- Какие вы знаете зимние забавы детей?
- Назовите зимние месяцы.
На экране появляется снеговик и говорить: Я хочу узнать у вас, что вы знаете о зиме. Я вам отправляю снежинки, на моих снежинках задания. Если вы их выполните правильно вас ждет сюрприз. В это время на экране идет снег (Воспитатель вытаскивает из-за экрана снежинку)
2. Основная часть
Воспитатель: Итак, первое задание словесная игра «Подбери слово» (К существительному нужно подобрать прилагательное, например: зима - холодная, снежная, морозная, теплая, чудесная, волшебная, долгая и т.д.)
Передавайте снежинку и ответьте на вопрос:
- зима (какая?) (холодная, снежная, бесснежная, морозная, долгая, вьюжная, мягкая, суровая, русская)
- снег (какой?) (пушистый, мягкий, липкий, Белый, искристый, сверкающий, чистый, грязный, рыхлый, холодный, тающий,)
- снежинки (какие?) (легкие, резные, холодные, маленькие, Красивые, лёгкие, первые, белые серебряные, редкие, ажурные, пушистые, искрящие, летящие, тающие, волшебные..)
- лёд (какой?) (толстый, скользкий, хрупкий, гладкий, холодный, тонкий)
- погода (какая?) (плохая, хорошая, сырая, холодная, безветренная, безоблачная, благоприятная, великолепная, зимняя, ветреная, вьюжная, морозная,)
Воспитатель: С первым заданием вы справились, молодцы. А чтобы продолжить путь нужно отгадать загадку:
Гигантский музыкальный инструмент,
С большим крылом и тремя ногами (пианино)
Воспитатель: Где нам нужно искать вторую снежинку с заданием?
(Дети находят 2 снежинку с заданием, становятся в круг)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы, пословицы о зиме:
Зима без снега - лета без хлеба.
Береги нос в большой мороз.
Готовь зимой телегу, а сани летом.
Много снега много хлеба.
Мороз не велик, а стоят не велит.
Год кончается, зима начинается.
Холодная зима, жаркое лето.
(Игра с мячом).
«Скажи наоборот»
летом дни жаркие, а зимой - (холодные)
летом день длинный, а зимой - (короткий)
летом солнце греет, а зимой - (не греет)
весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)
одни сосульки длинные, а другие – (короткие)
снег мягкий, а лёд - (твердый)
Молодцы, ребята. А не пора ли нам отдохнуть? давайте встанем кружок.
Физминутка
1, 2, 3, 4, 5 – мы во двор пошли гулять..
Бабу снежную лепили
Птичек крошками кормили
А потом с горы катались,
И еще в снегу валялись..
Все в снегу домой пришли,
Сели суп
И потом легли!
В путь за следующей снежинкой!
Где взять то где найти то….
Воспитатель: А теперь в путь за 3 снежинкой. На экране звук ветра и снежок вылетает.
Дети находят 3 снежинку с заданием.
«Найди предмет для зимнего развлечения»
Перед детьми НА ЭКРАНЕ выкладываются карточки на которых изображены:
коньки, велосипед, ледянка, лыжи, ролики, скакалка, санки, мяч, снегокат, теннисная ракетка, клюшка с шайбой.
Нужно найти и назвать предметы, которые подходят для зимних развлечений на улице. (дети отвечают для чего нужны те или иные предметы).
Воспитатель: А теперь в путь за 4 снежинкой. Слушаем загадку: Рама, ручка и стекло - то, из чего состоит оно (окно)
Где нам нужно искать 4 снежинку с заданием?
(Дети находят 4 снежинку с заданием )
Задание: «Расскажи о зиме»
Воспитатель: Нужно составить рассказ о зиме по сюжетным картинам.
3. Заключительный этап
Воспитатель: Вы молодцы, хорошо поработали, помогли Снеговику найти волшебные снежинки. Давайте сейчас вспомним, как мы нашли их? (дети называют).
А что вам понравилось? А теперь пора прощаться с нашими гостями. Когда пойдем гулять, снежинки отдадим ему. Они на следующий год, ему очень пригодятся, они же волшебные. Спасибо всем.