Постановка звуков в условиях логопункта ДОУ
статья по развитию речи
Речевое развитие дошкольников является одним из направлений работы в ДОУ. В нашем дошкольном учреждении ведется целенаправленная работа по развитию речи на специально организованных занятиях, в режимных моментах педагоги так же уделяют внимание речи детей. Ведь хорошо оформленная речь - залог успешного обучения в школе.
Также в нашем детском саду функционирует логопункт, где ведется работа логопеда с ребятами подготовительных групп, имеющими нарушение произношения отдельных групп звуков. Такие ребята зачисляются на логопунткт нашего ДОУ после обследования специалистами психолого-педагогического консилиума. Родители оформляют согласия на занятия, и работа начинается.
Занятия проводятся как индивидуально, так и в подгруппах. Сначала логопед проводит дополнительную диагностику, заполняет пакет документов, в том числе речевую карту ребенка, в которой отражены все направления работы с дошкольниками. Когда все документы заполнены и коррекционный маршрут на каждого ребенка построен, начинаются занятия. Они проводятся не реже двух раз в неделю, в зависимости от расписания работы специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_logopunkte_v_dou.docx | 14.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа на логопункте в ДОУ
Речевое развитие дошкольников является одним из направлений работы в ДОУ. В нашем дошкольном учреждении ведется целенаправленная работа по развитию речи на специально организованных занятиях, в режимных моментах педагоги так же уделяют внимание речи детей. Ведь хорошо оформленная речь - залог успешного обучения в школе.
Также в нашем детском саду функционирует логопункт, где ведется работа логопеда с ребятами подготовительных групп, имеющими нарушение произношения отдельных групп звуков. Такие ребята зачисляются на логопунткт нашего ДОУ после обследования специалистами психолого-педагогического консилиума. Родители оформляют согласия на занятия, и работа начинается.
Занятия проводятся как индивидуально, так и в подгруппах. Сначала логопед проводит дополнительную диагностику, заполняет пакет документов, в том числе речевую карту ребенка, в которой отражены все направления работы с дошкольниками. Когда все документы заполнены и коррекционный маршрут на каждого ребенка построен, начинаются занятия. Они проводятся не реже двух раз в неделю, в зависимости от расписания работы специалиста.
В первую очередь логопед учит ребят правильному речевому выдоху, проводит с ними дыхательную гимнастику. А также ребята тренируются в постановке правильной артикуляционной позы. Для выполнения правильного артикуляционного уклада мышцы разминаются - проводится артикуляционная гимнастика. Она присутствует на каждом логопедическом занятии, но в зависимости от этапа работы над звуком проводится в различном временном промежутке. Как правило, когда работа над звуком только начинается, артикуляционная гимнастика, как и дыхательная, выполняются в течении всего занятия. Далее время сокращается.
Следующим этапом работы над звуком является постановка звука и произнесение звука изолированно, то есть одиноко. Ребенок должен произносить звук правильно, четко - чисто. Для этого логопед объясняет правильную артикуляционную позу (рассказывает ребенку, какое положение должен принять язык и губы, чтобы произнести этот звук). Такая работа проводится только индивидуально, ведь каждый ребенок по-разному нуждается в помощи специалиста. Иногда объяснить и показать положение языка и губ недостаточно. У ребенка не получается правильный уклад языка и звук соответственно не произносится правильно, тогда применятся помощь механическим путем. То есть логопед с помощью зондозаменителей помогает дошкольнику. После того как ребенок легко и просто произносит звук, переходим к следующему этапу - автоматизация.
Автоматизация звука - это обучение ребенка произносить звук в слогах, словах и речи правильно и свободно. На логопункте работа по автоматизации звуков, как правило, проходит в подгруппах. Детям интереснее играть друг с другом и следить за успехами товарищей.
Сначала учим ребенка призносить звук в прямых слогах (например: РА), затем в обратных (например: АР), далее звук между гласными (АРА). Последним этапом работы со слогами являются слоги со стечением (например: РТА).
Следующий этап автоматизации - слова. Слова подбираются таким образом, чтобы трудных для ребенка звуков встречалось как можно меньше, а корректируемого звука как можно больше. Например, если мы работаем со звуком Ш, но ребенок не умеет произносить Л и Р. То рекомендуется не брать такие слова как: ШАР, ШКОЛА. Лучше отдать предпочтение таким словам как: ШУМ, ШОК, ШТАНЫ и т.д. Начиная с этого этапа работы логопед применяет чистоговорки, специальные упражнения для тренировки. Например, на звук Ш: ШУ-ШУ-ШУ - ШУМ.
Заключительным этапом работы по автоматизации звука является работа с предложениями и текстом. Ребенку предлагается произносить предложения или стихотворения, в которых корректируемый звук встречается часто. Чистоговорки также применяются, но уже с более полным продолжением: РЫ-РЫ-РЫ, МАМА КУПИТ НАМ ШАРЫ.
Таким образом, в процессе такой целенаправленной работы логопеду удается формировать чистую красивую речь дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».
Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...
План – конспект подгруппового занятия "По программе развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ ". Тема «Звуки Ф, Фь. Буква Ф. Звуковой анализ прямых и обратных слогов».
Коррекционно-образовательные задачи:- уточнить артикуляцию звуков Ф, Фь;- продолжать вводить в пассивный и активный словарь детей понятия согласный звук, твёрдый (мягкий) согласный звук, глухой ...
«Использование аппликации в коррекции зрительно-пространственного восприятия при автоматизации поставленных звуков в связной речи в условиях логопункта»
Использование аппликации позволяем повысить интерес детей при автоматизации звуков в связной речи, решить одну из важных задач - формирование зрительно-пространственного восприятия у детей, правильное...
Проект для детей подготовительной группы с нарушениями звукопроизношения различной тяжести «Артикуляционная гимнастика – основа формирования произношения звуков. Разнообразие форм проведения» (в условиях логопункта)
Проект для детей подготовительной группы, который подойдет для среднего и старшего дошкольного возраста....
Работа по дифференциации звуков у старших дошкольников как одно из средств предупреждения дисграфии в условиях логопункта
Формы и методы работы по дифференциации звуков у старших дошкольников...
Использование логопедического массажа (самомассажа) при постановке звуков у детей с дизартрией в условиях логопункта
Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционныеупражнения не только улучшают двигательную функциюотстающих систем мозга, но и вовлекают в работублизлежащие мозговые системы...
Использование визуально-ритмических рядов в процессе автоматизации поставленных звуков в условиях логопункта
Выступление на ММО логопедов....