Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему пересказ рассказа И. Соколова - Микитова "Белки"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28»

КОНСПЕК ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

НА ТЕМУ: ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «БЕЛКИ»

(ПО И. СОКОЛОВУ -МИКИТОВУ)

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «СКАЗКА»

Воспитатель: Горн Н.В.

с. Красносельское, ноябрь, 2022г.

Тема: Пересказ рассказа «Белки» (по И. Соколову-Микитову)

Цель: Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

  1. Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
  2. Развитие навыков планирования пересказа с опорой на наглядность.

З. Активация и обогащение словаря по теме «Дикие животные».

4. Закрепление разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Методические приемы:

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем; лексико-грамматические упражнения по тексту произведения.

Оборудование:

Графические схемы, мяч, магнитная доска, магниты; картинка с изображением животных, наложенные друг на друга; схемы предлогов: НА, С, В, К.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказа Т.Д. Нуждиной «Белка», стихотворение Е. Трутневой «Почему грибы на елке?».
  • Закрепление лексической темы «Дикие животные».
  • Дидактическая игра «Угадай словечко!» (загадки-складки).

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

Существительные

гнездо, сучок

платьице

Прилагательные

поздней осенью, проворные, шустрая, хлопотливый

хлопотливый, красноголовый, проворная

Глаголы

хлопочут, резвились, перепрыгнут, развесили, воспитывают, спасаются

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Послушайте загадку:

С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Прыгает по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал.

(Белка)

- А отгадку вы найдете на картинке.

2. Д.и. «Найди тень»

Воспитатель: ребята, найдите тень каждого животного и назовите его детеныша.

У белки – бельчонок, медведя – медвежонок, у бобра – бобренок, у оленя – олененок, у кабана – поросенок, у зайца – зайчонок. Молодцы.

Воспитатель: Ребята, где живут все эти животные? (в лесу). Очень много написано рассказов, загадок о животных, которые живут в наших лесах.

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Ивана Соколова-Микитова «Белки». (показываю картинку).

3. Чтение рассказа «Белки». - Внимательно послушайте рассказ Ивана Соколова-Микитова «Белки».

В еловом лесу хлопочут проворные белки.

То заберутся на высокую ель, то перепрыгнут с сучка на сучок, то спустятся на землю собирать грибы.

На еловом сучке белки развесили сушить красноголовый подосиновик, тонкие маленькие опенки.

Поздней осенью меняют белки свои рыжие платьица на серые шубки.

В вершинах густых елок устроены у белок теплые дупла.

В этих глубоких дуплах белки воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров.

Шустрая белка — веселая, проворная, хлопотливая.

По мере чтения педагог расставляет картинки в последовательности рассказа.

  1. Беседа по содержанию.
  • Как называется рассказ? (Рассказ называется «Белки».)
  • В каком лесу живут белки? (Белки живут в еловом лесу)
  • Что делают белки в лесу? (Белки перепрыгивают с сучка на сучок, собирают грибы)
  • Что делали белки с грибами? (Белки грибы развешивали на сучки и сушили их.)
  • Что происходит поздней осенью с рыжими беличьими платьицами?
  • (Белки меняют свои рыжие платьица на серые шубки.)
  • Как называется домик белки? (Домик белки называется «Дупло».)
  • Что делают белки в дуплах? (В Дуплах белки прячутся от морозов и холодных ветров, воспитывают своих бельчат.)

Молодцы, ребята! Вы очень внимательно слушали рассказ.

5. Упражнение с мячом «Подбери признаки».

На доске картинка «Белки».

Ребята, вспомните слова, описывающие внешний вид белки, ее повадки, настроение, характер. Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос «Какая белка?» Дети предлагают свои варианты ответов.

- Белка, какая? (Она проворная, хлопотливая, шустрая, ловкая, маленькая, пушистая, рыжая, а зимой серая. По характеру она веселая.)

Физминутка

Физзарядкой белочке не лень

(руки в стороны, руки вниз)

Заниматься целый день.

(то же)

С одной ветки прыгнув влево,

(прыжок влево)

На сучок она присела.

(присесть)

Вправо прыгнула потом,

(прыжок в право)

Покружилась над дуплом.

(покружиться)

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

(прыжки влево и вправо)

- А сейчас предлагаю подумать и сказать, о чем в своих домиках думают животные :

Медведь в берлоге думает о… (мёде). Ёж в норе думает о… (яблочке). Белка в дупле думает о…(грибе). Лиса в норе думает о…(курочке). Волк в логове думает о…(козлёнке). Барсук в норке думает о…(мышке). Заяц под кустом думает о…(морковке). Лось под деревом думает о… (травке)

6. Повторное чтение рассказа.

- Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.

  1. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти. Все Дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.
  2. Итог. Оценка работы детей.
  • Чем занимались? - Чему научились? - Что зап


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа»

Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, развивать мелкую маторику. Совершенствовать навыки изменять имена существительные по числам и родам, по падежам. Умение составлять предложения по серии ...

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «"Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Задачи: Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;словарь: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагате...

Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"

Конспект открытого урока по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ рассказа Е.И. Чарушина "Лисята"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Купание медвежат».

Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления, с усложнением детской деятельности и разными формами обще...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему:"Пересказ рассказа "Ёж" Е.Чарушина" с использованием развивающей среды "Фиолетовый лес" В. Воскобовича

Цель занятия: учить детей пересказу короткого литературного текста с использованием сюжетных картин.Задачи:Образовательные: развивать умение  передавать художественный текст с...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа «Еж» Е.Чарушина» с использованием Коврографа Ларчик

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа «Еж» Е.Чарушина"...