Методическая разработка: «Составление рассказа по мнемотаблице «Кот и рыбки».
методическая разработка по развитию речи
Методическая разработка: «Составление рассказа по мнемотаблице «Кот и рыбки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка: «Составление рассказа по мнемотаблице «Кот и рыбки».
Цель: развитие связанной речи у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- Образовательные:
- учить составлять связанный рассказ с опорой на мнемотаблицу;
- развивать навыки использования объяснительной речи;
- учить составлять сложные предложения и предложения с однородными членами;
- расширять и активизировать словарь детей глаголами: (плавает, ныряет,
наблюдает, выныривает) и словами, характеризующими признаки предмета
по материалу (стеклянный, прозрачный, просторный); качественные
прилагательные о рыбке (большая, черная, игривая и др.);
- упражнять в словообразовании: учить образовывать существительные с
уменьшительно–ласкательными суффиксами;
- совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные
с числительными (пять камней…)
2. Развивающие:
- способствовать развитию памяти, внимания, творческого мышления.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Оборудование: аквариум, камешки, ракушки, водоросли, игрушка рыбки, бутылка с водой, мнемотаблица «Кот и рыбки».
Предварительная работа: беседы об аквариумных рыбках; рассматривание иллюстраций с изображением аквариумов и аквариумных рыбок; чтение Е.И.Чарушин «Кот и рыбки».
Ход НОД
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла…
(Воспитатель показывает детям коробку с надписью «Осторожно, стеклянный предмет!»)
Как вы думаете, какой стеклянный предмет может быть в этой коробке? (Ответы детей: кружка, ваза, тарелка…)
Давайте откроем и посмотрим!
(Воспитатель достает аквариум. Если дети догадались, что это аквариум, то хорошо, если нет, предлагает посмотреть, что ещё есть в коробке.)
Ребята, в коробке ещё что-то есть…
(Воспитатель по очереди достает мешочек с камнями, мешочек с ракушками, водоросли, игрушку рыбку, бутылку с водой…)
Что это? (ответы детей: мешок с камнями…)
Игра «Назови ласково».
А как будет ласково? Не мешок, а…(мешочек) Не вода, а …(водичка). Не трава, а …(травка)
Мы с вами всё достали с коробки. Теперь давайте заполним наш аквариум. С чего начнем? Почему? (ответы детей)
Хорошо, давайте будем заполнять наш аквариум, только будем при этом всё пересчитывать.
Игра «Сколько?»
(Воспитатель вместе с детьми считает: один камешек, два камешка, три камешка, четыре камешка, пять камешек… Аналогично с ракушками и травой…)
Ребята, а кто знает, как называется трава, которая растёт в воде? (ответы детей)
(После того, как запустили рыбку, воспитатель спрашивает…)
Ребята, а что делает рыбка в воде? (ответы детей: плавает, ныряет, кушает, выныривает…)
(Воспитатель вместе с детьми полностью заполнили аквариум)
Ребята, посмотрите, какой у нас с вами получился аквариум! Вам нравится? А зачем люди дома ставят аквариумы? (ответы детей)
Основная часть.
Воспитатель.
А вы знаете, аквариум интересен не только людям… Есть одно домашнее животное, которое с удовольствием наблюдает за рыбками и даже пытается их поймать! Кто-нибудь догадался, кто это? (если дети затрудняются, им можно подсказать: пушистое, мягкие лапки, на лапках цап-царапки…)
Конечно же, это кошка! И сегодня мы составим с вами рассказ о кошке и рыбках, и поможет нам таблица с картинками!
Работа с мнемотаблицей.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает и обсуждает каждый квадрат в мнемотаблице, пытаясь их связать по смыслу.)
Кто изображен в первом квадратике? (ответ детей: мужчина, папа…)
Во втором? Почему? (ответ детей: девочка, потому что у неё косичка и бантик)
Что мы видим в третьем? (ответы детей: аквариум)
Как мы можем это связать и начать рассказ? (ответы детей)
Давайте посмотри дальше. Что изображено, что сделала девочка? (ответы детей)
Кого мы видим в этом квадратике? Как по-другому из назвать одним словом? (ответы детей: маму, семья)
Как вы думаете, что они делают? (ответы детей)
Сколько всего рыбок в аквариуме? Какие они? (ответы детей)
Что происходит в следующем квадратике? Как мы можем назвать кота? Каких рыбок пытается поймать кот? (ответы детей)
Получилось у кота поймать рыбок? Почему? (ответы детей)
Давайте попробуем теперь составить полностью рассказ. Кто начнет?
(Первый раз воспитатель помогает и дополняет рассказ)
Кто ещё попробует?
Физкультминутка «Кот и рыбки».
Дети под музыку двигаются, изображая рыбок, музыка заканчивается, рыбки замирают, кот выходит на рыбалку и ловит рыбку, которая пошевелилась.
Ребят, мы немножко отдохнули, а сейчас я хочу прочитать вам рассказ, который был не нами составлен к этим картинкам. Слушайте внимательно.
(Воспитатель читает и одновременно показывает мнемотаблицу)
«Папа купил Маше аквариум. Маша положила в аквариум крупные и мелкие морские камешки, опустила зеленые растения. Потом девочка налила воды и выпустила в воду разноцветных рыбок. Вся семья радостно наблюдала, как в прозрачной воде плавали рыбки. Когда все ушли, кот Васька залез лапой в аквариум и хотел вытащить трех рыбок. Но у него ничего не получилось. Рыбки от Васьки спрятались.»
Похож этот рассказ на наш? В чем вы заметили разницу? Как можно назвать наш рассказ? (ответы детей)
Давайте теперь мы дополним наш рассказ и расскажем по-новому его. (дети рассказывают с дополнениями, воспитатель помогает, если ребенок затрудняется).
Рефлексия:
Хороший у нас получился рассказ? Про кого мы составляли? Можно рыбок назвать хитрыми? Почему? Сложно было составлять? Почему?
Вы молодцы. Вы очень хорошо работали на занятии, правильно отвечали, были внимательными и составили очень хороший рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Составление рассказа по картине "Белка с бельчатами".
Методическая разработка предназначена для детей средней группы. Составление рассказа по картине "Беклка с бельчатами"....
ООД Коммуникативная деятельность. Развитие речи(составление рассказа по мнемотаблицам) Тема: «Пересказ рассказа Л. Толстого «Пришла весна…»»
Данный конспект по развитию речи с использованием мнемотаблиц, для детей среднего возраста....
Разработка НОД Составление рассказа по мнемотаблице «Весна»
Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.Задачи:1. Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явле...
Методическая разработка "Пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки."
Образовательная деятельность по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), обучение детей пересказу с опорой на мнемотаблицы....
Учебно-методическая разработка "Составление описательных рассказов о птицах с использованием схемы»
В этой учебно-методической разработке описано занятие, целью которого является формирование у детей умения описывать птицу, определять последовательность изложения, используя в качестве плана мне...
Методическая разработка "Составление рассказов по серии сюжетных картинок"
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 лет).Образовательная ситуация.Мышонок и воздушный шар. Цель – Учить детей составлять рассказы из четырех-пяти предложений на всю предлож...
Составление рассказа по мнемотаблице (картотека мнемотаблиц с текстами рассказов)
Как работать над составлением связного рассказа• Ребенку дается чистый, шестиклеточный бланк-мнемотаблица.• В ходе занятия малыш выбирает определенный предмет, рассказ о котором он составляе...