Методическая разработка: «Составление рассказа по мнемотаблице «Кот и рыбки».
методическая разработка по развитию речи

Кучина Виталия Валерьевна

Методическая разработка: «Составление рассказа по мнемотаблице «Кот и рыбки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Составление рассказа по мнемотаблице «Кот и рыбки».

Цель: развитие связанной речи у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Образовательные:

- учить составлять связанный рассказ с опорой на мнемотаблицу;

- развивать навыки использования объяснительной речи;

- учить составлять сложные предложения и предложения с однородными членами;

- расширять   и   активизировать   словарь   детей   глаголами: (плавает, ныряет,

наблюдает, выныривает) и словами, характеризующими признаки предмета

по   материалу (стеклянный, прозрачный, просторный); качественные

прилагательные о рыбке (большая, черная, игривая и др.);

- упражнять   в   словообразовании: учить   образовывать   существительные   с

уменьшительно–ласкательными суффиксами;

- совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные

с числительными (пять камней…)

2. Развивающие:

- способствовать развитию памяти, внимания, творческого мышления.

3. Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Оборудование: аквариум, камешки, ракушки, водоросли, игрушка рыбки, бутылка с водой, мнемотаблица «Кот и рыбки».

Предварительная работа: беседы об аквариумных рыбках; рассматривание иллюстраций с изображением аквариумов и аквариумных рыбок; чтение Е.И.Чарушин «Кот и рыбки».

Ход НОД

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла…

(Воспитатель показывает детям коробку с надписью «Осторожно, стеклянный предмет!»)

Как вы думаете, какой стеклянный предмет может быть в этой коробке? (Ответы детей: кружка, ваза, тарелка…)

Давайте откроем и посмотрим!

(Воспитатель достает аквариум. Если дети догадались, что это аквариум, то хорошо, если нет, предлагает посмотреть, что ещё есть в коробке.)

Ребята, в коробке ещё что-то есть…

(Воспитатель по очереди достает мешочек с камнями, мешочек с ракушками, водоросли, игрушку рыбку, бутылку с водой…)

Что это? (ответы детей: мешок с камнями…)

Игра «Назови ласково».

А как будет ласково? Не мешок, а…(мешочек) Не вода, а …(водичка). Не трава, а …(травка)

 Мы с вами всё достали с коробки. Теперь давайте заполним наш аквариум. С чего начнем? Почему? (ответы детей)

Хорошо, давайте будем заполнять наш аквариум, только будем при этом всё пересчитывать.

Игра «Сколько?»

(Воспитатель вместе с детьми считает: один камешек, два камешка, три камешка, четыре камешка, пять камешек… Аналогично с ракушками и травой…)

Ребята, а кто знает, как называется трава, которая растёт в воде? (ответы детей)

(После того, как запустили рыбку, воспитатель спрашивает…)

Ребята, а что делает рыбка в воде? (ответы детей: плавает, ныряет, кушает, выныривает…)

(Воспитатель вместе с детьми полностью заполнили аквариум)

Ребята, посмотрите, какой у нас с вами получился аквариум! Вам нравится? А зачем люди дома ставят аквариумы? (ответы детей)

Основная часть.

Воспитатель.

А вы знаете, аквариум интересен не только людям… Есть одно домашнее животное, которое с удовольствием наблюдает за рыбками и даже пытается их поймать! Кто-нибудь догадался, кто это? (если дети затрудняются, им можно подсказать: пушистое, мягкие лапки, на лапках цап-царапки…)

Конечно же, это кошка! И сегодня мы составим с вами рассказ о кошке и рыбках, и поможет нам таблица с картинками!

                                                Работа с мнемотаблицей.

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает и обсуждает каждый квадрат в мнемотаблице, пытаясь их связать по смыслу.)

Кто изображен в первом квадратике? (ответ детей: мужчина, папа…)

 Во втором? Почему? (ответ детей: девочка, потому что у неё косичка и бантик)

Что мы видим в третьем? (ответы детей: аквариум)

 Как мы можем это связать и начать рассказ? (ответы детей)

Давайте посмотри дальше. Что изображено, что сделала девочка? (ответы детей)

Кого мы видим в этом квадратике? Как по-другому из назвать одним словом? (ответы детей: маму, семья)

Как вы думаете, что они делают?  (ответы детей)

Сколько всего рыбок в аквариуме? Какие они? (ответы детей)

Что происходит в следующем квадратике? Как мы можем назвать кота? Каких рыбок пытается поймать кот? (ответы детей)

Получилось у кота поймать рыбок? Почему? (ответы детей)

Давайте попробуем теперь составить полностью рассказ. Кто начнет?

(Первый раз воспитатель помогает и дополняет рассказ)

Кто ещё попробует?

Физкультминутка «Кот и рыбки».

Дети под музыку двигаются, изображая рыбок, музыка заканчивается, рыбки замирают, кот выходит на рыбалку и ловит рыбку, которая пошевелилась.

Ребят, мы немножко отдохнули, а сейчас я хочу прочитать вам рассказ, который был не нами составлен к этим картинкам. Слушайте внимательно.

(Воспитатель читает и одновременно показывает мнемотаблицу)  

«Папа купил Маше аквариум. Маша положила в аквариум крупные и мелкие морские камешки, опустила зеленые растения. Потом девочка налила воды и выпустила в воду разноцветных рыбок. Вся семья радостно наблюдала, как в прозрачной воде плавали рыбки.  Когда все ушли, кот Васька залез лапой в аквариум и хотел вытащить трех рыбок. Но у него ничего не получилось. Рыбки от Васьки спрятались.»

Похож этот рассказ на наш? В чем вы заметили разницу? Как можно назвать наш рассказ? (ответы детей)

Давайте теперь мы дополним наш рассказ и расскажем по-новому его. (дети рассказывают с дополнениями, воспитатель помогает, если ребенок затрудняется).

Рефлексия:

Хороший у нас получился рассказ? Про кого мы составляли? Можно рыбок назвать хитрыми? Почему? Сложно было составлять? Почему?

Вы молодцы. Вы очень хорошо работали на занятии, правильно отвечали, были внимательными и составили очень хороший рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Составление рассказа по картине "Белка с бельчатами".

Методическая разработка предназначена для детей средней группы. Составление рассказа по картине "Беклка с бельчатами"....

Разработка НОД Составление рассказа по мнемотаблице «Весна»

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.Задачи:1.     Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явле...

Методическая разработка "Пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки."

Образовательная деятельность по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), обучение детей пересказу с опорой на мнемотаблицы....

Учебно-методическая разработка "Составление описательных рассказов о птицах с использованием схемы»

В этой учебно-методической разработке описано занятие, целью которого является формирование у детей умения описывать птицу, определять последовательность изложения, используя в качестве плана мне...

Методическая разработка "Составление рассказов по серии сюжетных картинок"

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 лет).Образовательная ситуация.Мышонок и воздушный шар. Цель – Учить детей составлять рассказы из четырех-пяти предложений на всю предлож...

Составление рассказа по мнемотаблице (картотека мнемотаблиц с текстами рассказов)

Как работать над составлением связного рассказа• Ребенку дается чистый, шестиклеточный бланк-мнемотаблица.• В ходе занятия малыш выбирает определенный предмет, рассказ о котором он составляе...