Учебно-методическая разработка "Составление описательных рассказов о птицах с использованием схемы»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Духовникова Марина Евгеньевна

В этой учебно-методической разработке описано занятие, целью которого является формирование у детей умения описывать птицу, определять последовательность изложения, используя в качестве плана мнемотаблицу, подбирать образные слова и выражения, характеризующие птиц и отношение рассказчика к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №94

Красносельского района  Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  "Составление описательных рассказов о птицах с использованием схемы»

Воспитатель: Духовникова М.Е.

Цель: Формирование у детей навыка составлять описательные рассказы о птицах.

Задачи: 

Обучающие:
- формировать умение описывать птицу, определять последовательность изложения, используя в качестве плана мнемотаблицу, подбирать образные слова и выражения, характеризующие птиц и отношение рассказчика к ним;
- при использовании мнемотаблиц учить отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами;
-  закреплять умение называть слово на заданный звук, уметь делить слова на слоги.

Развивающие:
- развивать монологическую и диалогическую речь, умение вступать в речевое взаимодействие  со взрослым, реагировать на сообщения сверстников,

Воспитательные:
- воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о птицах, рассматривание иллюстраций, с изображением перелетных и зимующих птиц, чтение художественной литературы о рисование и лепка птиц, создание дерева с птицами.

Материал: предметные картинки с изображением перелетных птиц, схема для составления описательных рассказов о птицах; запись пения птиц, мяч.

Примерный ход занятия:

Перед занятием игра с мячом "Летает - не летает», артикуляционная гимнастика с языком. (Дети стоят в кругу)

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте!)

Воспитатель: 
Ребята, отгадайте загадку:
Просыпаются леса,
Раскрываются луга,
Возвращаются скворцы.
Распускаются цветы.
День становится длинней,
Солнце светит веселей!
Когда это бывает?
(Весной)
Назовите признаки весны.
Какой весенний месяц идет сейчас? Какое стихотворение Якова Акима мы с вами недавно выучили? «Адрель»
Кто прочитает это стихотворение?
Кто весной прилетает с юга?
Назовите птиц, которые прилетают к нам весной.
Как их назвать одним словом, какие это птицы? (перелетные)
А птицы, которые не улетают? (зимующие)

Игра с мячом "Подбери парное слово»
У человека - ребенок, у птицы - (птенец)
У человека - нос, у птицы - (клюв)
У рыбы - плавники, у птицы - (крылья)
У зверя - шерсть, у птицы - (перья)
Рыба – в реке, птица - (в небе)
Курица – в курятнике, птицы - (в гнезде).

Предлагаю детям сесть на стульчики (полукругом)

Воспитатель: с приходом весны возвращаются наши пернатые друзья - птицы. Почему птиц называют пернатыми друзьями?
(Пернатые, потому что тело покрыто перьями. Друзья, потому что птицы поедают вредных насекомых, птицы поют песни и радуют ими нас).
Так о ком же мы сегодня будем говорить? Кто догадался? (о птицах)

Воспитатель: сегодня мы будем описывать птиц по схеме (обращаю внимание на мнемотаблицу на доске).
Чтобы рассказ получился связным, надо рассказывать все по порядку. Указывая на каждую клетку мнемотаблицы, проговариваю, о чем говорить. Вначале изображён знак вопроса - нужно сказать, как называется птица. Затем два круга - большой и маленький, это обозначает размер птицы. Разноцветный круг - окрас птицы. Схематично крылья и лапы, что обозначает строение птицы, дома - где обитает птица, различные виды корма - чем питается птица, о том, какой голос птицы, как она передвигается, какая это птица - перелетная или зимующая.

Рассказы детей.
Рассказы детей о птицах, представленных на картинках. (Воспитатель выставляет картинку с изображением птицы, дети, по желанию, описывают). Рассказ дополняет воспитатель, при необходимости задает вопросы.

Воспитатель: чей рассказ вам понравился больше? Почему?

Подвижная игра «Гуси-лебеди». 

Беседа о бережном отношении к птицам.
Закройте глаза и представьте, что мы очутились в лесу.
Звучит фонограмма «Голоса птиц».
Что вы услышали?
О чем поют птицы?
Чему они радуются?
(Птицы поют о весне, они радуются солнышку, тему)
От чего птицам может быть грустно?

Ребята, что люди должны сделать, чтобы птицы каждую весну возвращались к нам? (скворечники, не разорять гнездо, не стрелять из рогаток в птиц, не гонять и не убивать их)

 Игра «Придумай название птицы».
Разделить детей на команды при помощи геометрических фигур. Каждая команда получает карточку со звуками (О, Д. С. К. Л.) На каждую букву надо придумать слово - название птицы. (за правильно названное слово - фишка)
Д - дятел, дрозд
О - орел,  овсянка
С - скворец, сорока
К - клест, кукушка
Л – ласточка
Г – грач

Игра «Сколько слогов в слове?».
Пти-ца, во-ро-бей, чиж, дрозд, лас-точ-ка, грач.

Воспитатель: вы хорошо справились с заданиями. Вам понравилось? А что понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

КОНСПЕКТ по ООД в подготовительной группе. Образовательная область: «Коммуникация» с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация». Тема: Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы-модели «Транспорт».

Программные задачи:продолжать учить детей составлять описательный рассказ об игрушках, используя схему-модель;продолжать учить рассказывать связно, подробно и выразительно;закреплять знания дете...

«Составление описательных рассказов о животных с использованием схем-моделей в старшей группе»

Цель: Осуществление взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя по применению метода наглядного моделирования в описательной, связной речи....

Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы.

Конспект занятия по развитию речи в средней группеТема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и п...

«Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы» средняя группа

Предлагаю конспект НОД  направленное на развитие связной речи. Мнемотаблицы ребенок может строить по ним свой  рассказ....