Рабочая программа по образовательной области " Речевое развитие" для средней группы 2019-2020г
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма» Л.И. Мифтахова Приказ № от 2019 г. |
ПРИНЯТО Педагогическим советом «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма» Протокол № от 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Речевое развитие»
для детей 4-5 лет (средняя группа)
Воспитатели: Мельник Н.Н.,
Шамсуллина З.Р.
Надым
2019
1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана по образовательной области «Речевое развитие» для средней группы МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г.Надыма». С точки зрения современного развития дошкольного образования разработанная рабочая программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта и методических пособий Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
Реализация программы рассчитана на проведение непосредственно образовательной деятельности – 1 раз в неделю, всего 37 раз в год. Продолжительность непосредственного образовательной деятельности согласно СанПиНу для детей пятого года жизни допускается не более 20 минут.
Программные задачи:
Воспитание звуковой культуры речи
• Формировать и закреплять правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, съ, з, зъ, ц, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, ръ).
• Уточнить термин «звук», познакомить с понятием «слово».
• Учить называть слова с определенным звуком, называть первый звук в слове.
• Развивать речевой слух, способность повышать и понижать громкость голоса, замедлять и ускорять темп речи.
• Развивать интонационную выразительность, учить говорить с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной).
• Формировать четкую дикцию.
Словарная работа
• Продолжать работу по активизации словаря детей: названий предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы).
• Уточнять обобщающие понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда).
• Учить подбирать определения к заданным словам; развивать умение понимать смысл загадок.
• Проводить работу по правильному употреблению слов, обозначающих пространственные отношения; развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово.
• Формировать умение различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети – ребята, доктор – врач; чистый – грязный, холодный – горячий.
• Знакомить с многозначными словами (ручка, игла). Формирование грамматического строя речи
• Продолжать учить образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных.
• Развивать умение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируясь на окончание слов. • Образовывать формы глаголов в повелительном наклонении (Спой! Спляши! Попрыгай!).
• Упражнять в правильном понимании и употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, над, между, около).
• Учить соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа.
• Упражнять в образовании названий предметов посуды (сахар – сахарница, салфетка – салфетница).
• Обучать способам отыменного образования глаголов (мыло – мылит, звонок – звенит).
• Поощрять характерное для детей словотворчество, подсказывать образец слова.
• Побуждать употреблять в речи простейшее виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
• Вводить ситуацию «письменной речи».
Развитие связной речи
• Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, передавать диалоги персонажей.
• Учить пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных.
• Развивать умение составлять небольшие рассказы по картине, описывать игрушки и предметы, используя разные типы высказываний: описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения.
• Подводить к составлению рассказов из личного опыта.
Данная рабочая программа предусматривает реализацию национально — регионального компонента, который составляет 15 % от общего числа непосредственно образовательной деятельности
Приоритетным направлением по реализации данной программы является создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья и обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «Речевому развитию» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема (раздел) | Количество |
1. | Развитие словаря + развитие связной речи + грамматический строй речи | 27 |
2. | Звуковая культура речи | 10 |
Всего: | 37 |
Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы
К концу обучения ребенок
- проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».
- инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.
- все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.
- самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.
- Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук».
Содержание рабочей программы по речевому развитию
Воспитание звуковой культуры речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, сь, з, зь, ц, ш ж, ч, щ, л, ль, р, рь).
Дети средней группы знакомятся с терминами: уточняется термин «звук», с которым они познакомились в младшей группе, появляется термин «слово». С помощью игр и упражнений «Как слово звучит», «Найди первый звук» дети учатся находить слова, близкие и разные по звучанию, могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове, начинают понимать, что звуки в слове разные. Дети подбирают игрушки или предметы, в названиях которых есть определенный звук.
Детей пятого года жизни нужно научить понимать, что слова и звуки произносятся в определенной последовательности, т.е. показывать им «звуковую линейку», которая демонстрирует последовательность произнесения звуков (а... у... =АУ).
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и ускорение темпа речи взрослых и сверстников.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. В инсценировках дети учатся говорить разными голосами и с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и предложений широко используется специальный материал: чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения – которые дети произносят с разной силой голоса и в разном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.
Дети среднего дошкольного возраста могут уже осознавать особенности своего произношения, поэтому уместны вопросы, выясняющие, правильно ли говорит ребенок. Отвечая на вопросы, дети задумываются над своим умением оформлять высказывание.
Содержание работы по воспитанию разных аспектов звуковой культуры речи, ознакомление с особенностями звучащего слова, игры, занятия, упражнения подробно освещены в работах А.И. Максакова и Г.А. Тумаковой.
Словарная работа. Особое внимание в словарной работе уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Продолжается работа по активизации словаря детей: названий предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагательные, глаголы), уточняются обобщающие понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать определения к заданным словам (снег, снежинка, зима).
Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, подбирают не только действия к предмету (лейка..., утюг..., молоток... нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно... цветы, грядки на огороде; гладить можно... платье, брюки... одежду).
Одновременно проводится работа по правильному употреблению слов, обозначающих пространственные отношения. Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать... ветер, вьюга, солнце?»).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы), например: дети, ребята; мальчики и девочки; сладкий – горький, старый – новый.
Одновременно можно учить детей понимать многозначные слова, сочетаемость разных слов (например, «идет» можно сказать о человеке, автобусе, поезде, часах, мультфильме).
При знакомстве с многозначными словами (лапка, ручка) необходимо использовать наглядный материал (рисунки, иллюстрации), например, находить на рисунке предметы, которые называются одним словом «игла» (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны). Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый).
Кроме того, детей надо знакомить с происхождением некоторых слов. (Почему грибы называют... подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором? Почему шапку называют ушанкой, цветок – подснежником?)
Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, подбирать слова и словосочетания в играх: «Кто (что) может быть... легким, тяжелым, добрым, веселым...?», «Как сказать по-другому?», «Почему меня так называют?», «Продолжи цепочку слов». От объяснения отдельных слов дети переходят к составлению словосочетаний, затем предложений, и, наконец, они могут составить рассказ с многозначными словами, т.е. перенести усвоенные лексические навыки в связное высказывание.
Формирование грамматического строя речи. В средней группе расширяется круг грамматических явлений, которые дети должны усвоить. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк), правильному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, развивается ориентировка на окончание слов (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).
Образованию форм глаголов в повелительном наклонении (Спой! Спляши! Попрыгай!) дети учатся в играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям. Дети также упражняются в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около).
В средней группе проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок – утята – не стало утят; зайчонок – зайчата – много зайчат; лисенок – лисята – нет лисят). Упражняясь в образовании названий предметов посуды, дети осознают, что не все слова образуются одинаково (сахар – сахарница, салфетка – салфетница, но масло – масленка и соль – солонка).
Особенное внимание уделяется умению образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Следя за действием игрушки, дети учатся правильному образованию глаголов (лезла – залезла – вылезла; прыгнула – подпрыгнула – перепрыгнула; несла – принесла – унесла). Дети также учатся образованию звукоподражательных глаголов (ворона карр-карр – каркает, петух кукареку – кукарекает, поросенок хрю-хрю – хрюкает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло – мылит, краска – красит).
Работа с глагольной лексикой помогает детям освоить элементарные правила синтаксиса. Составляя с глаголами словосочетания и предложения, дети учатся строить связные высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны...?»).
В средней группе можно вводить «ситуацию письменной речи», когда взрослый записывает то, что диктует ребенок. Это активизирует употребление сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций, что способствует развитию связной речи.
Развитие связной речи. В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии.
В рассказывании по картине дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам взрослого, затем вместе с взрослым, а после этого и самостоятельно. Эти виды рассказывания предполагают обучение разным типам высказывания: описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения (выявлению причинной связи: «Мне нравится зима, потому что...»). Чаще всего дети составляют контаминированные (смешанные) тексты, когда в повествование включаются элементы описания или рассуждения.
В средней группе описанию уделяется особое внимание. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, картинки, игрушки по следующей схеме: 1) указание на предмет, называние его; 2) описание признаков, качеств, действий предмета (или с предметом); 3) оценка предмета или отношение ребенка к нему. Такое освоение описательной речи развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность текста (начальное определение предмета, описание его свойств и качеств, конечную оценку и отношение к предмету).
Продолжается формирование навыков повествовательной речи, для чего имеются схемы составления совместного рассказа. В результате дети глубже осознают структуру, т.е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец). Сначала закрепляется представление о том, что рассказ можно начинать по-разному («Однажды…», «Как-то раз…», «Дело было летом…» и т.п.). Взрослый, давая зачин рассказу, предлагает ребенку наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз... собрались звери на полянке. Стали они... Вдруг... Взяли звери... И тогда...»). Заполнение схемы помогает ребенку закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. При этом необходимо учить детей включать в повествование элементы описания, диалоги действующих лиц, разнообразить действия персонажей, соблюдать временную последовательность событий. Одновременно развивается и интонационный синтаксис – умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные). Широко используется коллективное составление связного высказывания, когда каждый ребенок может продолжить предложение, начатое взрослым или другим ребенком.
Такое составление высказываний подводит детей к рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам, когда один ребенок рассказывает начало по первой картинке, другой продолжает развивать сюжет по следующей картинке, а третий заканчивает рассказ. Взрослый помогает детям при переходе от одной картинки к другой словами-связками: «и вот тогда», «вдруг», «в это время». Индивидуальная работа в обучении рассказыванию (при описании игрушки, предмета, картинки) способствует подведению ребенка к самостоятельному рассказыванию.
Задания по развитию связной речи органически сочетаются с лексическими, фонетическими и грамматическими упражнениями.
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения речевого развития детей. Приложение 2.
Средства обучения
В МДОУ созданы условия для развития детей: смарт-доска, проектор, картотека презентаций, игр и обучающих мультфильмов, демонстрационный материал, игрушки, различные театры, ширма, кукольная мебель и куклы, кубики и машинки, муляжи, кукольная посуда и т.д.
Художественная литература и фольклор
Программные задачи:
• Поддерживать интерес ребенка к книге, стремление к постоянному общению с ней.
• Развивать умение эмоционально воспринимать содержание произведений, сопереживать героям.
• Формировать умение различать на слух и понимать произведения разных жанров (загадки, стихи, сказки, рассказы).
• Учить вслушиваться в ритм, чувствовать рифму, мелодику и красоту поэтического текста
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Рабочая программа по «Художественной литературе и фольклору» предусматривает интеграцию со всеми образовательными областями дошкольного образования. Перспективное планирование приложение 1.
Требования к уровню усвоения содержания рабочей программы
К концу обучения ребенок:
- выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов искусств
- проявляет интерес к книге (просит почитать, рассматривает иллюстрации)
- способен слушать художественное произведение не менее 10 мин
- понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики
Содержание рабочей программы по художественной литературе и фольклору
Особенности восприятия художественной литературы детьми 4-5 лет проявляются в высокой эмоциональной отзывчивости и готовности к обыгрыванию текста, содействию с его героями по мотивам знакомых сюжетов. Дети проживают литературные образы и сюжеты через игровые действия, общение с иллюстрацией, часто отождествляют себя с любимым литературным героем, представляют себя участниками событий. Они верят в реальность сказочного вымысла и пока еще не различают жанры повествовательной литературы. В то же время дети уже способны более целостно воспринимать художественный текст, выделять героев, отдельные эпизоды, следить за развитием сюжета. В этом возрасте проявляется повышенная чуткость к слову – его звучанию и смыслу. Дети повторяют и осмысливают новые для них слова, с удовольствием обыгрывают их, придумывают свои сюжеты с использованием разных речевых конструкций.
Детей 4-5 лет знакомят с произведениями разных жанров: поэтическими и прозаическими, авторскими и народными сказками, рассказами, стихами, загадками, малыми формами фольклора (потешками, песенками, небылицами). Регулярное чтение обогащает представления детей об окружающем мире, расширяет литературный опыт, позволяет сформировать особо трепетное отношение к книге как источнику знаний и эмоциональных переживаний.
Задачи целенаправленного знакомства детей с литературными произведениями реализуются в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Методика работы с детьми этого возраста представляет собой синтез восприятия, развития речи, мышления, исполнительских умений и творческих проявлений детей. Используется просмотр видео и диафильмов, рассматривание картин, иллюстраций к текстам, разыгрывание фрагментов текста с помощью настольного театра, «оживление» героя, который появляется в группе в виде игрушки для реального общения. Педагог помогает детям понять содержание, поступки главных героев, запомнить порядок событий.
Педагог приучает детей внимательно рассматривать книжные иллюстрации, помогая с их помощью понимать смысл произведения. Обращает внимание детей на средства выразительности литературной речи, привлекает к повторению наиболее ярких выражений, эпитетов, сравнений, учит вслушиваться в ритм, чувствовать рифму, мелодику поэтического текста. Приобщает детей к играм с рифмами и словами на основе литературных текстов, к элементарному сочинительству по собственному замыслу.
После чтения педагог привлекает детей к некоторой оценке и высказыванию своих суждений о поступках героев, описанию переживаний, воспоминанию о похожих событиях в их жизни. Прочитанные тексты не только обсуждаются, но и «проживаются» через использование имитационных действий и пластических этюдов, разыгрывание отдельных диалогов, небольших сюжетов. Таким образом, происходит формирование первых сценических навыков детей.
Хорошо, когда тексты художественных произведений для чтения подобраны таким образом, что они находятся в едином смысловом поле с содержанием других видов деятельности, в первую очередь с познанием окружающего мира и художественным творчеством в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Такой подход помогает обогатить представления детей о том или ином явлении, событии, облегчает понимание сущностного содержания произведения. Накопленные впечатления дети с удовольствием передадут в рисунке, «проживут» в спектакле, в игре.
Кроме того, к художественным произведениям педагог и дети обращаются в режимные моменты – перед сном, перед едой, на прогулке и пр. Например, в момент умывания детям напоминаются отрывки из «Мойдодыра» К.И. Чуковского. Или в момент ссоры детей воспитатель использует стихотворение В.Орлова «Кто кого», разбирая с детьми, как следует себя повести, чтобы наладить отношения с товарищами. В сюжетно-ролевой игре «в больницу» педагог использует стихотворения В.Д. Берестова «Лисица-медсестрица» и Г. Дядиной «Жираф простыл», сюжет которых помогает детям принять роль врача и выполнить некоторые характерные действия для лечения больных зверей.
Следует помнить, что чем более эмоционально воспринято произведение ребенком, тем сильнее проявится его желание вернуться к тексту, «прожить» его еще раз, вспомнить и рассказать о нем. Поэтому текст художественного произведения часто становится основой игры-драматизации, разыгрывания ситуаций с игрушками, включается отдельными фрагментами в сюжетно-ролевые и режиссерские игры. Воспитатель активно поддерживает детскую инициативу в определении смысловой канвы игры, выборе партнеров, способов и средств реализации игровых замыслов.
Рекомендуемые художественные произведения
(примерный перечень)
Малые формы фольклора: народные песенки, колыбельные, заклички, прибаутки, загадки. Поэтические произведения классиков: К.Д. Бальмонта, А.А. Блока, В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, Ф.И. Тютчева, И.З. Сурикова и др.
Произведения современных детских поэтов. А.Л. Барто. «Игра в стадо», «Жил на свете самосвал», «Игра в стадо», «Девочка-ревушка»; Л.В. Зубкова. «Лаповички»; С.Н. Михалков. «Дядя Степа – милиционер»; В.Д. Берестов. «Новогоднее происшествие»; В.В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо»; Д.И. Хармс. «Иван Иваныч Самовар»; К.И. Чуковский. «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»; С.Я. Маршак. «Пожар»; А.А. Усачев. «Поливальная машина»; Э.Н. Успенский. «Разноцветная семейка» и др.
Русские народные и зарубежные сказки. «Петушок и бобовое зернышко» (в обр. О. Капицы), «Колосок» (укр. сказка), «Лиса и заяц» (в обр. А.Н. Толстого), «Лиса и журавль» (в обр. А.Н. Толстого), «Хвосты», «Снегурочка» (в обр. Л.Н. Елисеевой), «Три поросенка» (в обр. С.Н. Михалкова), «Пастушья дудочка», «Коза-дереза», «Чудесные лапоточки» «Лисичка со скалочкой», «У страха глаза велики» (в обр. М.М. Серовой), «Жихарка», «Гуси-лебеди», «Хвосты», «Лисичка-сестричка и волк», «Лиса и журавль», «Пастушья дудочка»; «Два жадных медвежонка» (венг.), «Лесной мишка и проказница мышка» (латыш.) и др. Авторские сказки. Ш. Перро. «Красная Шапочка», «Три поросенка» (англ. сказка в обр. С.Н. Михалкова); В.Г. Сутеев. «Под грибом», «Палочкавыручалочка»; В.В. Бианки. «Лесной колобок-колючий бок»; К.И. Чуковский. «Доктор Айболит»; С.Л. Прокофьева. «Великие холода»; Н.К. Абрамцева. «Чудеса, да и только», «Новогодние подарки»; Т.И. Александрова. «Хрюшка и Чушка»; М.С. Пляцковский. «Как щенок Тявка учился кукарекать»; С.Г. Козлов. «Зимняя сказка», «Как Ослик, Ежик и Медвежонок встречали Новый год»; сказки Г.Б. Остера из цикла «Котенок по имени Гав», «Зарядка для хвоста»; Б.В. Заходер. «Ма-Тари-Кари», «Русачок»; А.А. Усачев. «Про умную собачку Соню»; Б. Поттер. «Сказки о кролике Питере» (англ.); Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим», А. Прейсен. «Веселый Новый год» (норв.).
Проза. Рассказы о природе: В.Р. Зотов. «Дятел», «Заяц-беляк»; Н.И. Сладков. «Синичий запас», «Белкин мухомор»; И.С. Соколов-Микитов. «Белка»; Г.Я. Снегирев. «Как звери и птицы к зиме готовятся», «Бобровая хатка», «Скворец»; Н.И. Сладков. «Отчаянный заяц», «Весенние ручьи», «Гнездо»; В.В. Бианки. «Мишка Башка». Рассказы о детях: Н.Н. Носов. «Затейники», «На горке»; М.М. Зощенко. «Глупая история», «Острое поросячье заболевание»; С.Г. Георгиев. «Три снеговика», Е.А. Пермяк. «Как Маша стала большой», М. Потоцкая. «Барсундук» и пр.
Способы проверки обученности воспитанников
Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогического мониторинга один раз в год (в конце учебного года – май). Данный мониторинг позволяет эффективно оценивать и в дальнейшем планировать педагогические действия.
Мониторинг проводится в форме педагогической диагностики (выполнение заданий детьми) с использованием диагностического материала и фиксируется в карте наблюдения развития детей. Приложение 2.
2. Коррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.
Цель коррекционной работы: обеспечение единой комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи, коррекция психофизического и речевого развития, оказание комплексной помощи детям в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Коррекционная работа по индивидуальным программам проводится совместно со специалистами дошкольного учреждения. Приложение 3
3. Работа с родителями по направлению «Речевое развитие»
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Цель работы с родителями: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного образования, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
1.Познакомить родителей с закономерностями развития детей дошкольного возраста, методами и приемами, способствующими развитию детско-родительских взаимоотношений, созданию благоприятного климата в семье.
2.Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания детей.
3.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
4.Формировать позитивные формы общения.
5. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности.
6. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:
1. Целенаправленности – ориентация на цели и приоритетные задачи образования родителей;
2. Адресности – учета специфики образовательных потребностей родителей;
3. Доступности - учета возможностей родителей детей в освоении предусмотренного программой материала;
4.Участия заинтересованных сторон – педагогов и родителей – в инициировании;
Реализация программы рассчитана для работы с детьми раннего возраста (дети 4-5 лет). Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.
В группах работа с семьей проходит через оформляемые стенды, где предоставляется различный материал для родителей (буклеты, памятки, и т.д.). Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Работа с родителями по направлению «Речевое развитие ребенка» осуществляется согласно плану. Приложение 4.
4. Работа с социальными партнерами по направлению
«Речевое развитие ребенка»
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь зависит его качество. Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
• партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
• партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
• партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Работая в условиях социального партнерства, создается возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в детском саду должны строиться с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
• работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
• взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
• взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
• работу с семьями воспитанников детского сада.
Работа с социальными и партнерами по направлению «Речевое развитие» осуществляется согласно плану. Приложение 5.
Используемая литература
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2014г.
3. Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», научный руководитель Л.Г. Петерсон, под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой, 2018г.
4. О.С.Ушакова Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет.М.: ТЦ, «Сфера», 2010
5. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду»
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по развитию речи в средней группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности | Цель |
Сентябрь | 1 | Мой детский сад | Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?» Стихотворения о детях | Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи. (Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа.с.27) Продолжать учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворений, интонационно выразительно передавать образное содержание. (Ушакова О.С., «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие, с.57) |
2 | Осень. Приметы осени | Стихотворение И. Мазнина «Осень» | Закреплять знания о признаках осени; воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы; формировать умение выражать свои впечатления в образном слове, выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией задумчивость, грусть. (Ушакова О.С., «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие, с.92) | |
3 | Овощи. Огород | «Составление описания по теме «Овощи» | Закреплять умение правильно называть овощи, описывать их качества, цвет, форму; закрепить понятие «овощи», продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить сходно звучащие слова. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.158) | |
4 | Сад. Фрукты | «Составление описания по теме «Фрукты» («Овощи») | Закреплять умение правильно называть овощи, описывать их качества, цвет, форму; закрепить понятие «овощи», продолжать учить вслушиваться в звучание слов, находить сходно звучащие слова. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.158) | |
Октябрь | 1 | Грибы. Ягоды | Ознакомление с малыми фольклорными жанрами | Продолжать знакомить детей с жанром загадки; помочь отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; рассказать о жанрах скороговорки; научить четко произносить скороговорки, придумывать небольшие истории по их сюжету. (Ушакова О.С., «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие, с.74) |
2 | Как зовут тебя, деревце? | Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?» | Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке, поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии. (Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа.с.39) | |
3 | Домашние животные и их детеныши | «Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» | Закреплять умение составлять рассказ по картине совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно, учить составлять короткий рассказ из личного опыта (по аналогии с рассказом по содержанию картины), учить соотносить названия животных и их детенышей, закрепить слова, обозначающие действия (глаголы). (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.110) | |
4 | Домашние птицы и их детеныши | Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок | Учить пересказывать рассказ, сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; подбирать определения, антонимы; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, учить подбирать слова, сходные и различные по звучанию. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.152) | |
5 | Я - человек! | Составление рассказа «День рождения Тани» | Учить составлять описание предметов посуды и рассказ на заданную тему; образовывать названия предметов посуды, уметь описывать их, называя качества и действия; закрепить умение образовывать имена существительные – названия посуды, закрепить произношение звука «щ», представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.155) | |
Ноябрь | 1 | Одежда | «Составление рассказа по теме «Зимняя одежда» | Учить описывать предметы зимней одежды, закрепить знания предметов зимней одежды, понятие «одежда», учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе, учить слышать и правильно произносить звук «ж» изолированно, в словах и фразах; подбирать слова с заданным звуком. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.137) |
2 | Обувь | «Придумывание загадок - описаний об игрушках» | Учить описывать предмет, не называя его; задавать вопросы и отвечать на них, активизировать в речи глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах, продолжать знакомить с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слов. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.124) | |
3 | Моя семья | «Составление описания внешнего вида» | Учить описывать внешний вид детей и их одежду (цвет, отделку), образовывать формы единственного и множественного числа от глагола «хотеть», формы повелительного наклонения от глаголов «рисовать», «танцевать», учить регулировать темп и силу голоса. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.149) | |
4 | Профессии | Русские сказки (мини- викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко» | Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок, познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». (Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа.с.61) | |
Декабрь | 1 | Здравствуй, Зимушка - зима! | «Составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза» | Учить составлять небольшой рассказ (из 2-3 предложений), отражающих с содержание картины, подбирать определения к словам «снег», «зима», «снежинки», продолжать учить выделить звуки в слове, подбирать слова с заданным звуком. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.144) |
2 | Дикие животные и их детеныши | «Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» | Побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек, учить правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между; закрепить умение образовывать названия детенышей животных, закреплять правильное произношение звука «ж» в словах и фразах; учить выделять этот звук в словах, четко и ясно произносить слова и фразы с этим звуком; учить правильно пользоваться интонацией (вопросительная, повествовательная), говорить достаточно громко. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.142) | |
3 | Зимующие птицы | Рассказ Е. Чарушина «Воробей» | Учить пересказывать текст самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию. (Ушакова О.С., «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие, с.99) | |
4 | Новый год у ворот! | Стихотворение Е.Трутневой «С новым годом!» | Учить выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях; при рассказывании наизусть передавать радость. (Ушакова О.С., «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие, с.69) | |
Январь | 2 | Дом | Чтение сказки «Три поросенка» | Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. (Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа.с.35) |
3 | Инструменты | «Составление рассказа о любимой игрушке» | Учить описывать и сравнивать кукол; правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения, активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, расширить представления о понятии «мебель», развивать выразительность речи. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.134) | |
4 | Наши помощники. Электроприборы | Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» | Порадовать детей чтением веселой сказки, поупражнять в инсценировании отрывков из произведения. (Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа.с.31) | |
5 | Мебель | «Составление рассказа - описания «Мебель» | Учить рассказывать на тему из личного опыта, предложенную воспитателем, правильно называть предметы мебели, знать их назначение; уточнить понятие «мебель», понимать и правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: «посередине», «около», «у», «сбоку», «вперед», активизировать употребление сложноподчиненных предложений. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.127) | |
Февраль | 1 | Посуда | «Пересказ рассказа Н.Калининой «Помощники» | Учить пересказывать прочитанный рассказ, закрепить умение правильно называть предметы посуды, учить самостоятельно подбирать слова с определенными звуками (с - ш). (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.162) |
2 | Продукты питания | Мини-викторина по сказкам К.Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе» | Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского, познакомить со сказкой «Федорино горе». (Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа.с.53) | |
3 | День защитника Отечества | Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» | Выяснить, какие программные стихотворения знают дети, помочь детям запомнить новое стихотворение. (Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа.с.52) | |
4 | Транспорт | «Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд» | Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать разговор действующих лиц, упражнять в образовании форм существительных в родительном падеже множественного числа, закрепить понятия «слово», «звук», учить самостоятельно подбирать слова со звуком «с». (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.140) | |
Март | 1 | Международный Женский день | Стихотворение Я. Акима «Мама» | Вызвать радостный эмоциональный настрой; помочь выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность. (Ушакова О.С., «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие, с.66) |
2 | Весна | Стихотворения о весне | Учить эмоционально воспринимать стихотворения, находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний, развивать образность речи, творческое воображение. (Ушакова О.С., «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие, с.87) | |
3 | Первые цветы | Составление рассказов по картине «На полянке» | Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности, продолжать учить придумывать название картине. (Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа.с.55) | |
4 | Перелетные птицы | Потешки - заклички, поговорки, считалки | Продолжать знакомить со значением и содержанием потешек - закличек; закреплять умение использовать считалки в подвижной игре. (Ушакова О.С., «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие, с.65) | |
Апрель | 1 | Наш друг - книга | «Составление описаний персонажей сказки «Теремок» | Продолжать учить описывать предметы, учить подбирать нужные по смыслу слова, закреплять понимание обобщенных понятий: «овощи», «одежда», «мебель», учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов, четко и правильно произносить звуки «р -рь», подбирать слова с этими звуками, закреплять умение пользоваться соответствующей интонацией, продолжать учить определять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.170) |
2 | Что мы знаем о космосе? | Употребление в речи слов с пространственным значением | Продолжать учить составлять описания предметов, игрушек; правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближе - дальше, впереди - сзади); четко и правильно произносить звуки [л]-[л’], выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова со звуками [л]-[л’], закреплять умение подчеркнуто произносить звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.160) | |
3 | Животные разных стран | Составление описания животных по картинкам | Учить составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку, составлять сложноподчиненные предложения, закрепить правильное произношение звука «щ», учить выделять этот звук в словах; закреплять умение различать твердые и мягкие звуки. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.156) | |
4 | Насекомые | Чтение детям сказки Д. Мамина - Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича Длинный нос и про Мохнатого Мишу – короткий хвост» | Познакомить детей с авторской литературной сказкой, помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара. (Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа.с.63) | |
Май | 1 | Моя Родина. Мой любимый город | Определение специфических признаков предмета | Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки, упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, закреплять представления о том, что слова звучат, состоят из звуков, что звуки в слове разные; умение самостоятельно заканчивать слово (определять последний звук), названное воспитателем. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.172) |
2 | Праздник Победы | День Победы | Выяснить, что знают дети об этом великом празднике, помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы». (Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа.с.68) | |
3 | Подводный мир | Определение предмета по его специфическим признакам | Закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах, учить согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде, закреплять правильное произношение звуков «р – рь», учить слышать эти звуки в словах, подбирать слова с этими звуками, четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные «р – рь», произносить чистоговорку отчетливо с разной громкостью и темпом. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.174) | |
4 | Скоро лето! | Описание внешнего вида детенышей животных. Чтение художественной литературы по выбору детей | Продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков; пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных; обратить внимание на то, что не все названия детенышей звучат так же, как и названия взрослых животных того же вида; закреплять представления о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности; продолжать воспитывать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова. (Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет, с.176) Формировать интерес и потребность в чтении, развивать умение детей слушать чтение. |
Приложение 2
Мониторинг обученности детей средней группы
№ п/п | ФИ ребенка | 1. считается с интересами сверстников, дает им высказаться и выслушивает | 2. инициирует общение со взрослым по поводу увиденного, прочитанного, задает вопросы, высказывает свои суждения | 3. понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние | 4. имеет соответствующий возрасту словарный запас | 5. может рассказать о себе и о своих игрушках | 6. имеет представления о разных видах транспорта, одежды, посуды, мебели, называет их, может описать, рассказать, знает несколько праздников | 7. составляет небольшие рассказы по картине или из личного опыта | 8. понимает смысл загадок | 9. умеет пересказывать, отвечает на вопросы | 10. владеет интонационной выразительностью, дикция достаточно четкая | 11. имеет речевой слух, выделяет первый звук, может подобрать слова с определенным звуком. |
1. считается с интересами сверстников, дает им высказаться и выслушивает
2 балла – умеет договариваться со сверстниками во время совместной деятельности или игр, учитывает в той или иной мере интересы сверстника.
1 балл – не учитывает интересов других детей в совместной деятельности, часты конфликты из-за того, что пытается настаивать на своем, но при соответствующем напоминании воспитателя может скорректировать собственное поведение: уступить или искать компромиссное решение.
0 баллов – не считается с интересами сверстников, напоминания воспитателя не влияют на поведение ребенка.
2. инициирует общение со взрослым по поводу увиденного, прочитанного, задает вопросы, высказывает свои суждения
2 балла – стремится к общению со взрослым, делится впечатлениями, рассказывает о том, что его захватило, понравилось, удивило и т.п. Может быть настойчив в привлечении взрослого к общению.
1 балл – самостоятельное общение со взрослым не инициирует, но с удовольствием откликается на возможность такого общения, активно отвечает на вопросы.
0 баллов – не стремится к общению со взрослым по поводу своих впечатлений, избегает подобного общения.
3. понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние
2 балла – в речи постоянно присутствуют определения, обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики.
1 балл – может включать в речь соответствующие определения, но, как правило, в ответ на вопросы взрослого или повторяя за ним.
0 баллов – не включает в свою речь обозначающие эмоциональное состояние, этические и эстетические характеристики.
4. имеет соответствующий возрасту словарный запас; называет предметы, их качества, свойства, действия (существительные, прилагательные, глаголы); правильно употребляет слова, обозначающие пространственные отношения, согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируется на окончание слов; образовывает формы глаголов)
2 балла – словарный запас достаточный, слова употребляются и согласуются правильно, возможны типичные для возраста ошибки.
1 балл – словарный запас достаточный, слова употребляются и согласуются в целом правильно, возможны ошибки, которые ребенок может исправить (самостоятельно или спросив у взрослого, как правильно) после того как взрослый обратил его внимание на неправильную форму слова, построение фразы или др.
0 баллов – словарный запас недостаточный, слова часто употребляются и согласуются неправильно, после того, как взрослый обратил его внимание на неправильную форму слова, построение фразы или др., ребенок не пытается исправлять ошибку, не выясняет, как правильно.
5. может рассказать о себе и о своих игрушках
2 балла – может развернуто рассказать о себе и своих игрушках.
1 балл – может рассказать требуемое, опираясь на наводящие вопросы воспитателя.
0 баллов – не может рассказать о любимой игрушке даже после наводящих вопросов взрослого, только называет и описывает ее.
6. имеет представления о разных видах транспорта, одежды, посуды, мебели, называет их, может описать, чем они отличаются; может назвать несколько различий между жизнью города и деревни, рассказать о них; понимает разницу между буднями и праздниками, знает несколько праздников, может их назвать
2 балла – адекватно отвечает на поставленные вопросы сам, приводит примеры.
1 балл – может ответить на вопросы с помощью наводящих вопросов взрослого.
0 баллов – не может ответить на поставленные вопросы.
7. составляет небольшие рассказы по картине или из личного опыта, описывает игрушки и предметы, используя разные типы высказываний: описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения
2 балла – рассказ связный, присутствуют разные типы высказываний.
1 балл – рассказ достаточно связный, но присутствуют не все типы высказываний.
0 баллов – рассказ не развернутый, присутствует в основном только описательная или только повествовательная речь, другие типы высказываний даже, в ответ на наводящие вопросы взрослого не используется.
8. понимает смысл загадок, умеет отгадывать загадки, построенные на описании предметов, явлений, их свойств, действий с ними
2 балла – правильно отгадывает загадки или правильно рассуждает, даже если не может угадать правильный ответ.
1 балл – отгадывает только знакомые загадки. Не знакомые может отгадывать только с помощью наводящих вопросов взрослого.
0 баллов – не умеет отгадывать загадки. Наводящие вопросы взрослого не помогают найти правильный ответ.
9. умеет пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных, отвечает на простые вопросы по тексту, может восстановить сюжет по картинкам
2 балла – в целом правильно пересказывает текст, отвечает на вопросы, восстанавливает сюжет по картинкам.
1 балл – в целом правильно пересказывает текст, отвечает на вопросы, восстанавливает сюжет по картинкам, но нужна помощь взрослого в виде наводящих вопросов, небольших подсказок.
0 баллов – не может пересказать даже знакомый текст, односложно отвечает на вопросы по тексту, не использует картинки как опору, чтобы восстановить последовательность событий в тексте.
10. владеет интонационной выразительностью, говорит с разными интонациями, , дикция достаточно четкая
2 балла – интонационная выразительность ярко выражена, дикция четкая (хотя отдельные звуки может произносить неправильно)
1 балл – интонационная выразительность речи проявляется не всегда, дикция не вполне четкая.
0 баллов – речь интонационно невыразительна в разных ситуациях, дикция нечеткая.
11. имеет развитый речевой слух, может подобрать слова с определенным звуком, выделяет первый звук в слове
2 балла – правильно выделяет первый звук в слове и находит слова с определенным звуком.
1 балл – возможны ошибки при выполнении задания, но после того, как взрослый указывает на ошибку, может исправить ее сам или попросить помощь взрослого.
0 баллов – не может правильно выделить первый звук в слове и находить слова с определенным звуком. Помощь взрослого не принимает.
Критерии оценки в методическом пособии «Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», автор Е.В.Трифонова.
Приложение 3
План коррекционной работы по индивидуальным программам
по речевому развитию в средней группе
Месяц | Неделя | Тема | Формы работы в организованной деятельности |
Сентябрь | 1 | Мой детский сад | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста |
2 | Осень. Приметы осени | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
3 | Овощи. Огород | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
4 | Сад. Фрукты | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
Октябрь | 1 | Грибы. Ягоды | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста |
2 | Как зовут тебя, деревце? | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
3 | Домашние животные и их детеныши | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
4 | Домашние птицы и их детеныши | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
5 | Я - человек! | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
Ноябрь | 1 | Одежда | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста |
2 | Обувь | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
3 | Моя семья | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
4 | Профессии | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
Декабрь | 1 | Здравствуй, Зимушка -зима! | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста |
2 | Дикие животные и их детеныши | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
3 | Зимующие птицы | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
4 | Новый год у ворот! | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
Январь | 2 | Дом | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста |
3 | Инструменты | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
4 | Наши помощники. Электроприборы | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
5 | 5. Мебель | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
Февраль | 1 | Посуда | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста |
2 | Продукты питания | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
3 | День защитника Отечества | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
4 | Транспорт | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
Март | 1 | Международный Женский день | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста |
2 | Весна | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
3 | Первые цветы | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
4 | Перелетные птицы | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
Апрель | 1 | Наш друг - книга | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста |
2 | Что мы знаем о космосе? | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
3 | Животные разных стран | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
4 | Насекомые | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
Май | 1 | Моя Родина. Мой любимый город | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста |
2 | Праздник Победы | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
3 | Подводный мир | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста | |
4 | Скоро лето! | Коррекционная работа по рекомендациям специалиста |
Приложение 4
План работы с родителями по направлению «Речевое развитие»
№ п/п | Мероприятие | Тема | Цель | Дата |
1. | Родительское собрание | «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии речи детей» | Психолого–педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка | сентябрь |
2. | Оформление родительского уголка: информация о задачах на новый учебный год и задачах по развитию речи детей | «Как говорит ваш малыш» | Привлечение внимания родителей к вопросам развития речи ребенка в детском саду | октябрь |
3. | Консультация | «Значение художественной литературы в речевом развитии детей 4-5 лет» | Обогащение словаря детей, совершенствование умения правильно строить предложения. Называть предметы окружающей обстановки, в названии которых живет звук «С» | ноябрь |
4. | Памятка для родителей | «Роль чистоговорок в развитии речи детей» | Умение закреплять звуки дома. Повторение чистоговорки «Ся, ся, ся, са, са, са –не пугай нас оса». | декабрь |
5. | Консультация
| «Чтение сказок как одно из условий развития речи» | Распространение среди родителей педагогических знаний. Вовлечение родителей в деятельность по развитию речи | январь |
6. | Информационный блок | «Почему взрослым необходимо следить за своей речью?» | Повышение педагогической культуры родителей. | февраль |
7. | Консультация | «Артикуляционная гимнастика дома» | Знакомство с приемами артикуляционной гимнастики Помощь родителям в умении закреплять звуки дома. | март |
8. | Развлекательное мероприятие | «Праздник красивой речи» | Привлечение родителей к совместной работе по развитию речи детей | апрель |
9. | Консультации | «Что читать детям летом?» «Развиваем интерес к выразительному чтению» | Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. Выразительное чтение стихотворений, упражнять в интонировании. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук | май |
Приложение 5
План работы с социальными партнерами по направлению «Речевое развитие»
№ п/п | Мероприятие | Дата |
1. | Участие в конкурсах | В течение учебного года |
2. | Совместные акции | В течение учебного года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" по примерной программе "От рождения до школы" в группе старшего дошкольного возраста.
Данная программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста, разработана на основе примерной программы "От рождения до школы"...
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» дошкольной группы ( для разновозрастной группы с 2 до 7 лет)
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» дошкольной группы ( для разновозрастной группы с 2 до 7 лет)...
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" (средняя группа)
Как показывает практика, основная образовательная программа общеразвивающего детского сада не может охватить должное количество областей речевого развития, в таком сулучае возникает необходимость сост...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» Подготовительная группа 2019-2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ" (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" ( разделы: художественная литература, подготовка к обучению грамоте, развитие речи)...
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (средняя группа)
Рабочая программа воспитателя по образовательной области "Речевое развитие" (средняя группа)...