проект "Русская Матрешка"
проект по развитию речи (старшая группа)
Познавательно- творческий проект "Русская матрешка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_matreshka.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Ефимовский детский сад комбинированного вида»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«РУССКАЯ МАРТЕШКА»
Составила: Воспитатель Новикова А.Н.______
Согласовано: Городилова Л.В._______
Гп. Ефимовский, 2022 год
Паспорт проекта «Русская матрёшка».Тип проекта: познавательно – творческий
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный, ( С 3 октября по 28 октября)
Возраст: 4-7 лет
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проблемы:
Воспитание духовно – нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с народной игрушкой.
Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира.
Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.
Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигло нас на углубленное изучении и тесное с ней знакомство.
Проблема: У детей недостаточно сформированы знания о истории возникновения и появления матрешки на Руси, об особенностях росписи русской матрешки Дети не знают, что матрешка является одним из главных символов народной культуры России. Мало знают об изготовлении матрешки, народных умельцах и художниках, расписывающих народную игрушку. В изобразительной деятельности плохо отражают роспись, элементы узоров матрешки.
Цель проекта: Воспитание интереса к России, Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно-прикладного искусства – русской матрёшкой.
Задачи проектной деятельности:
- Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
- Научить украшать матрёшку, используя разные техники: гуашь, пластилинография, фломастеры
- Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Просмотр презентаций
- «Матрешка - история любимой русской куклы»
- «История матрешки. Технология изготовления»
- «Русская матрешка»
- Материально-техническое:
Оборудование для совместной и самостоятельной детской деятельности:
- Дидактические игры: «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Отгадай роспись матрешки», «Хоровод матрешек».
- Наглядные пособия: альбом «Матрешки», «Русская роспись», алгоритм «Нарисуй матрешку», мультимедийная презентация «Русская матрешка», иллюстрации «Расписные матрешки» и др.
- Материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;
- Материал для музыкальной деятельности: компакт – диски с песнями и музыкальными композициями по теме проекта.
- Художественная литература, пословицы, поговорки, загадки о матрешке: В. Берестов «Матрешкины потешки», В. Приходько «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке», С. Маршак «Восемь кукол деревянных…», С. Иванов «Барышня - матрешка», Н. Салов «Матрешка»
- Выносной материал и игрушки для прогулки: куклы, коляски, посуда, мячи, скакалки, ведра, лопатки, формочки, машины и др.
- Прочие материалы и оборудование:, фотоаппарат, ноутбук, мультимедийное оборудование, магнитная доска.
Предполагаемый (ожидаемый) результат:
Дети буду иметь знания и умения:
- Знания истории происхождения матрешки, появлении ее на Руси; о народных умельцах изготовления матрешки.
- Знания особенностей русской народной игрушки (материал, форма, цвета, узоры).
- Умение различать Семеновскую, Загорскую, Полхов – Майданскую, Вятскую матрешку.
- Умение передавать элементы росписи матрешки в различных техниках: акварель, пластилинография.
- У детей повысится интерес к изучению народной культуры России.
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области приобщения детей к народной культуре России, воспитания патриотизма, духовно – нравственных ценностей.
- Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
- Повысится рейтинг дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.
Формы реализации проекта:
- непосредственно – образовательная деятельность
- прогулки
- наблюдения
- чтение художественной литературы
- совместные игры со взрослым, сверстниками (подвижные, речевые, пальчиковые, хороводные, сюжетно - ролевые игры)
- художественная деятельность
- рассматривание наглядного материала, иллюстраций, книг, открыток, просмотр мультимедийных презентаций
- самостоятельная игровая деятельность детей
- трудовая деятельность (трудовые поручения и др.)
Стратегия осуществления проектной деятельности: Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы ДОУ, внутри детского сада.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный:
1.Определение темы проекта
2.Формулировка цели и определение задач
3.Подбор материалов по теме проекта
4.Анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к искусству.
5.Создание специальной среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий и атрибутов
6.Изучение методической литературы, сбор информации.
7.Составление плана основного этапа проекта
II этап – основной
1.Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
2.Познакомить детей с историей матрёшки.
3.Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
4.Игровая деятельность.
III – этап заключительный
Фотовыставка по проекту
Оформление стенда «Русская матрешка»
Отчет по проекту на педагогическом совете.
Содержание проектной деятельности.
Перспективный план работы и основные направления познавательной и творческой деятельности.
- Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о русской матрешке. (история появления на Руси, видах, росписях матрешки и др.)
- Дать возможность детям свободно общаться между собой, рассказывая педагогам и сверстникам о русской матрешке, о впечатлениях и приобретенных знаниях в ходе проекта.
- Создать наглядную опору для углубленного формирования представлений о матрешке, как культурном символе России: тематический альбом «Матрешки на Руси, их виды и росписи», мультимедийную презентацию «Русская матрешка», альбом раскрасок и тематических картинок о матрешках.
- Совместно с родителями:
- Подобрать к проекту рассказы, стихотворения, частушки о матрешке.
- Организовать выставки детских рисунков, творческих работ и поделок: «Хоровод матрешек», «Русская матрешка»,.
Вид деятельности, формы работы | Задачи | |
1.Прогулки. | 1. Расширять кругозор детей об окружающем мире, дать понятие, что природный материал может служить для изготовления различных игрушек (н-р, дерево для народных игрушек - матрешек и др.) 2. Развивать речь, мышление, фантазию, расширять словарный запас. 3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру. | |
2.Наблюдение (на прогулке): 1. За деревьями | 1. Расширять кругозор о деревьях, их особенностях и внешнем виде, пригодных для изготовления деревянных игрушек (матрешки). 2. Вызвать эмоциональный отклик на чувство сопричастности к окружающему миру. 3. Воспитывать чувства доброты, бережного и заботливого отношения к природе. | |
3. За играми детей на прогулке. | 1. Дать понятие о том, что на прогулке играть можно с игрушками из пластмассы, дерева, металла, но игрушки народного промысла в играх во время прогулки использовать нельзя. 2. Расширять кругозор детей о том, что можно использовать природный материал (снег, песок и др.) для постройки (н-р, матрешки из снега , песка и др.). 2. Учить строить матрешку из песка, используя для украшения кусочки ткани, цветные ленты, бросовый материал.. 3.Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, коммуникативные способности в ходе совместной деятельности. | |
III. Игровая деятельность (совместные игры со взрослыми, сверстниками, самостоятельная игровая деятельность) -Игры с природным материалом (на прогулке): - Нарисуй на песке ( матрешку. -Игры пальчиковые: 1. Мы – матрешки. 2. Мы – веселые матрешки 3. Раз – матрешка, два – матрешка… -Игры подвижные: 1. «Раз, два, три матрешечку найди» 2.«Шли матрешки по дорожке» 3. Добрось мяч до матрешки» 4. «Матрешки и карусели» -Игры хороводные: 1. «Матрешечка - матрешка» 2. «Мы – веселые матрешки» 3. «Самовар» 4. «Аленький платочек» 5. «Русская красавица» -Игры речевые: 1. «Назови ласково» 2.«Закончи предложение» 3. «Кто больше слов скажет?» 4. «Только слова о матрешке» 5. «Опиши матрешку» -Сюжетно – ролевые игры: 1. «Магазин «Сувениры» 2. «Музей народной игрушки» 3. «Завод изготовления матрешек» 4. «Ярмарка» | 1. Закреплять знания об использовании природного материала для постройки. 2. Развивать речь, мышление, память, фантазию, воображение, творческие способности, художественно – эстетический вкус. 3. Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости. 4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к сверстникам. 1.Способствоать сохранению и укреплению здоровья детей, снятию нервного и мышечного напряжения. 2. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь. 3. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть коллективно. 1. Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. 2. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание). 3. Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей. 1. Учить детей играть согласно слов и правил игры. 2. Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные эмоции. 3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками. 1. Учить называть матрешку ласковыми и добрыми словами, обращая внимание на внешний вид, подбирать уменьшительно – ласковые слова. 2. Расширять словарный запас, развивать мышление, связную, диалогическую и монологическую речь. 3. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия. 1. Учить детей распределять роли в игре, уступать главную роль друг другу, принимать на себя второстепенные роли. 2. Учить отображать в игре трудовую и общественную деятельность взрослых (мастеров, народных умельцев, художников, продавцов, покупателей и др.) 3. Развивать диалоговую речь, коммуникативные способности, умение общаться вежливо, тактично, дружелюбно. 4. Воспитывать культуру поведения и речи, доброжелательное отношение к сверстникам. | |
IV.Непосредственно – образовательная деятельность -Мультимедийная презентация «Русская матрешка» | 1. Познакомить с историей возникновения матрешки на Руси, видами, изготовления и росписи матрешки, музея матрешки в Москве. 2. Развивать познавательный интерес к культуре России, ее традициям, символам. 3. Способствовать развитию художественно – эстетического вкуса. 4. Воспитывать чувство гордости за культурное наследие Отечества. | |
-НОД: «Русская матрёшка -НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»). | 1. Познакомить с видами, росписью матрешек на Руси. 2. Развивать познавательный интерес, восприятие художественных образов народного искусства. 3. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к традициям русского народа. 4. Прививать чувство сопричастности к Родине, ее историческим и культурным ценностям, символам. | |
-«Расскажем о матрешке» | 1. Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке. 2. Развивать монологическую и связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие. 3. Воспитывать доброжелательное уважительное отношение к рассказам сверстников. | |
V.Ознакомление с художественной литературой. Разучивание стихотворений, частушек, загадок о матрешках. | 1. Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения. 2. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке. 3. Развивать память, мышление, речь. 4. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия. | |
VI.Художественная деятельность (совместная деятельность со взрослым, самостоятельная деятельность детей) -««Красавицы- подружки»» (изодеятельность) -Лепка – «Укрась одежду матрёшек нарядными узорами» -Раскрашивание раскрасок по теме проекта. | 1. Учить наносить пластилин (акварель, гуашь) на готовый шаблон, изображая образ матрешки. 2. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью пластилина, акварели, гуаши, используя элементы росписи (тонирование, мазки, нанесение тонких линий, округлых форм, инкрустирование пайетками и др.) 3. Учить выкладывать узор. 3. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками,красками. 5. Развивать творчество, воображение, фантазию. 6. Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки. | |
VII. Трудовая деятельность: -трудовые поручения - самообслуживание - коллективный труд - дежурство | 1. Закреплять умения по подготовке к занятию: раздача материала (пластилин, доски, стеки, салфетки, акварель, кисти, стаканчики с водой, клеенка и др.) 2. Закреплять умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать художественные принадлежности после занятий. 3. Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по группе, столовой. 4. Воспитывать чувство ответственности, уважения к труду взрослых и сверстников. | |
VIII.Взаимодействие с родителями: -подборка художественной литературы (стихотворения, рассказы), иллюстраций, картинок о матрешках. -папки – передвижки: «Что мы знаем о русской матрешке?», «Русская матрешка – потенциал развития ребенка». | 1. Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта. 2. Приобщать родителей к воспитательному процессу. 3. Оказывать педагогу психологическую и дидактическую помощь по организации познавательно – игровой и творческой деятельности с детьми. 4. Создать эмоциональный настрой. |
Итог работы над проектом:
В результате работы над проектом у детей:
1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения.
2. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;
3. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи: без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей.
5. Каждый ребёнок был вовлечён в работу над проектом. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кукла матрешка. История возникновения матрешки»
Презентация к проекту«Кукла матрешка.История возникновения матрешки»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа
ознакомление с окружающим тема: "Две матрешки, три матрешки и еще матрешечка" 2 младшая группа...
конспект занятия в средней группе "Раз матрешка, два матрешка..."
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусствомпосредством музыки и рисования; знакомство с историей семеновскойматрешки; создание условий для использования нетрадиционной техникирисования при ро...
Проект " Русская матрешка". Буклет " Русская Матрешка," Проект " Жаворонки прилетите, весну принесите"
Проект: " Русская матрешка" направлен на совместную образовательную деятельность детей и родителей, знакомство детей с русской национальной игрушкой - матрешкой....
«Матрешка, матрешка, поиграй со мной немножко!»
Открытая форма ООД для воспитателей....
Игра с матрешками. Матрешки танцуют
Цели: вызвать интерес к новой игрушке; сравнивать составляющие матрешки и правильно ее складывать; закрепить название основных цветов: желтый, красный; развивать внимание....
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»
Тема: «Раз матрешка, два матрешка поиграем мы немножко»Цель: закреплятьнавык порядкового счета до пяти и соотносить цифры с количеством геометрических фигур изготовленными своими руками.Образовательна...