«Использование карт Проппа в речевом развитии дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
В статье предлагаются методические рекомендации по использованию карт проппа в речевом развитии дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Использование карт Проппа в речевом развитии дошкольников» | 135.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие дошкольников с использование карт Проппа
В настоящее время в связи с повышением требований к содержанию и характеру дошкольного образования, совершенствование путей и методов развития речи детей дошкольного возраста носит все более значимый характер.
Дошкольники обладают уникальной возможностью в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка. Одной из таких методик является использование карт Проппа для развития связной речи, которую я использую уже третий год.
Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:
— формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;
— карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;
— карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.
Лучше познакомится с картами, нам помогла игра "Примени символ к сказке" Для этого мы создали игру ходилку, останавливаясь на картинках, мы старались подобрать к ней символ. Организовывались так же подготовительные игры-задания, которые можно включить в образовательную деятельность:
— Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.
— Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).
— Что в дороге пригодиться? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.
— Что общего. Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»)
Слушая сказку, мы пытались поделить ее на части и к каждой части подбирали карту Проппа.
Дети быстро освоили значение каждого схематичного рисунка. Опираясь на схемы карточек было легко рассказывать содержание знакомой сказки, не упуская ни одного эпизода сказки. При этом дети получали удовольствие от того насколько быстро они освоили язык рассказывания знакомого произведения. Сначала они рассказывали по частям, по отрывкам. Освоив данную методику, малышам понравилось выступать уже в роли рассказчика, проговаривая эмоционально - выразительно слова героев. Как здорово легко ориентироваться в схематичных рисунках и с удовольствием воспроизводить знакомые сказки!
В старшей группе сказки стали более объёмными, и выкладывание картинок стало проблематичным, поэтому именно на этом этапе мы с детьми создавали свои схематические карты, опираясь на 20 функций. Карты вводились постепенно, от сказки к сказке (ведь не в каждой сказке присутствуют все функции), и легко запоминались детьми, потому, что дети являлись активными участниками создания карт.
Я объясняла детям, что сказка начинается с какого-то необычайного события, где главную роль играет волшебное существо. Рано или поздно герой сказки сталкивается со злыми силами или с большими трудностями, препятствиями, затем преодолевает их. Трудные задания герой, как правило, выполняет при помощи волшебных предметов или существ.
Когда у детей в запасе сформировалось знание многих волшебных сказок, провела несколько игр-заданий, викторин на тему: «Сказочные герои (героини)», Сказочные чудовища», «Волшебные помощники», «Волшебные превращения». «Путешествие по тридевятому царству (определяется место действия в сказках)», «Сказочная цифра 3 (прием троекратных повторений)», «В гостях у сестер-присказок, братьев-зачинов, подружек-концовок» желательно с использованием произведений живописи, музыки как дополнительных средств воздействия на ребенка.
Работу по сочинению сказок можно разделить на два этапа:
1 этап — непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.
Читаете сказку, затем «раскладываете» ее по функциям. Позднее дети сами находят обозначенную функцию словесно, выкладывают карточки с функциями.
По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям можно предложить задания:
- найти знакомые «волшебные карты» в новой, только что прочитанной сказке;
- самостоятельно определить отсутствие знакомой карты;
- выставить карты в том порядке, в котором они заданы сюжетом новой сказки;
- найти ошибку в расположении карт по сюжету новой сказки.
На материале сказочных текстов провести упражнения на формирование образности речи. Они делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задумываться о значении используемых в тексте слов и выражений.
Например, Баба Яга — скажи по-другому. Или: Как говорили раньше? (Конь златогривый, меч булатный, утро вечера мудренее и т.д.). Похвали Бабу Ягу.
На 2 этапе в подготовительной группе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».
Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем, втроем (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.
Например, задание — сочинить сказку «Про елочку». Предложено 5 карт — отлучка, запрет, нарушение запрета, волшебное средство, счастливый конец. Можно дать карты по порядку, а можно предложить самим подумать, как их расположить.
Или — придумать сказку о Бабе-Яге и Кощее. Условие: они добрые и помогают людям. Какая волшебная карта будет главной («помощь»), какие карты могли бы сделать сказку более интересной, полной приключений и неожиданностей (запрет, нарушение запрета, трудная задача, счастливый конец)?
С детьми оговариваются следующие положения:
- кто будет главным героем;
- кто будет мешать герою;
- кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои);
- придумать название к сказке;
- какие зачины и концовки будут использованы;
- придумывание сказочных слов и выражений;
- присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.
Количество игровых приемов и ситуаций зависит от вашей фантазии. Можно предложить игровые приемы:
— у знакомой сказки пропадают карты. Например, «Никита Кожемяка» — пропали «герой вступает в борьбу», «враг побежден». Дети должны проанализировать последствия отсутствия определенных функций по сюжету;
— или предлагаете карту «Трудная задача» и задаете вопрос: «Какая карта может быть следующей? Почему?»
Когда мы хорошо изучили карты, стали сочинять по ним свои сказки А еще мы сочиняли сказки, в которые вставляли необычных героев.
Вместе с детьми мы создали книгу «Сказки ПРО», которая была представлена на конкурсе «Чудо, имя которому книга», и познакомила читателей с волшебными картами, со сказками, которые придумали дети по картам Проппа.
Вот примеры этих сказок:
Разноцветный гриб
В одном зеленом-зеленом лесу жила-была семья ежей. Однажды мама ушла в лес за грибами и оставила ежат одних. Она долго не могла ничего найти. И вдруг заметила красивый разноцветный гриб. Он был волшебный. Хотела ежиха его сорвать, а гриб вдруг заговорил:
-Не рви меня, я исполню твоё желание.
-Хорошо, ответила ежиха и не стала рвать гриб.
За это гриб подарил ей золотой, волшебный листок, когда им взмахнешь он давал много еды: грибов , ягод, яблок.
И ежиха пошла домой с листиком. Ежата были очень рады приходу мамы, и конечно были рады еде. С тех пор семья ежей никогда не голодала и угощали еще своих друзей.
.
Девочки и волшебная пыльца
В одном прекрасном городе жили две подружки Маша и Даша. Они очень любили ловить бабочек. Девочки рассматривали их, а затем рисовали. Вот однажды они поймали необычную бабочку. Она была с волшебной пыльцой. Кого посыпали этой пыльцой, начинали летать. Бабочка посыпала девочек пыльцой и те полет ели посмотреть на мир. После полета девочки вернулись домой нарисовали красивую картину природы.
Карты Проппа являются интересными и актуальными формами деятельности дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО.
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.
Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности. Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.
Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, повышается интерес у детей к поисковой активности. Дети учатся сочинять новое, интересное своё произведение, в котором добро всегда побеждает зло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приемов и методов в развитии речи, с использованием методик в познавательно- речевом развитии дошкольников.
Целенаправленное развитие речи дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей....
« Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...
Ментальные карты как средство речевого развития дошкольников.
Интеллектуальная карта –это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Мето...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...
Мастер – класс «Интеллектуальные карты– как средство речевого развития дошкольников»
Мастер – класс «Интеллектуальные карты– как средство речевого развития дошкольников» для педагогов ДОУ...
Опыт работы " Карты Проппа в речевом развитие дошкольника"
В. Пропп утверждал: «Волшебная сказка похожа на формулу, в которой меняются переменные. Если изобразить их в виде простых рисунков, то ребенок, глядя на них, легко...
Речевая карта для обследования речевого развития дошкольников 5-7 лет.
Речевая карта для обследования речевого развития дошкольников 5-7 лет....