Опыт работы " Карты Проппа в речевом развитие дошкольника"
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Туровская Ольга Геннадьевна

В. Пропп утверждал:
  «Волшебная сказка похожа на
  формулу, в которой меняются
  переменные. Если изобразить
  их в виде простых рисунков, то
  ребенок, глядя на них, легко
  восстановит смысловую
  цепочку событий, сможет даже
  сочинить свою собственную
  сказку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proppa.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология « Карты Проппа » как средство развития связной речи дошкольников. МАДОУ № 15 г. Канск Туровская О.Г.

Слайд 2

В. Пропп утверждал: «Волшебная сказка похожа на формулу, в которой меняются переменные. Если изобразить их в виде простых рисунков, то ребенок, глядя на них, легко восстановит смысловую цепочку событий, сможет даже сочинить свою собственную сказку» Владимир Яковлевич Пропп ( 17.04.1895 – 22.09.1970 ) Русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста.

Слайд 3

ФГОС ДО: Целевые ориентиры: - ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения....

Слайд 4

Какие задачи решают карты Проппа ? * Формировать умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев. *Развивать внимание, восприятие, фантазию, воображение , обогащают эмоциональную сферу, активизировать устную связную речь. * Развивать активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

Слайд 5

Как же работать с картами Проппа ? Карты Проппа – это игровое пособие из 31 карточки, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки.

Слайд 6

Основные карточки

Слайд 8

Этапы работы с картами Проппа На первом этапе (средний дошкольный возраст) знакомим детей со сказкой . Выявляем ее отличие от других жанров ( рассказов , стихов) и вычленяем структуру сказки . Предлагаемые мною карты изготовлены на основе Интернет-ресурса. На втором этапе (средний дошкольный возраст) играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты . «Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. ( « Кащей-бессмертный » , «Василиса премудрая» , «Царевна-лягушка» и т. д.) «Кто на свете всех злее (милее, умнее?» - выявление злых и коварных сказочных героев , описание их облика, характера, образа жизни. Также анализируем и положительных героев. «Хороший - плохой» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. «Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок , как русских народных, так и зарубежных. (Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка) .

Слайд 9

Этапы работы с картами Проппа На третьем этапе читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт . На четвертом этапе (старшая группа) предлагается пересказать детям сказку , опираясь на карты Проппа . На пятом этапе (подготовительная группа) происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами , используя карты Проппа .

Слайд 10

Модель сказки на примере «Волк и семеро козлят» . №1 Жили-были Жила-была старая коза. Было у нее семеро козлят. №3 Запрет Вот созвала она всех семерых деток и говорит: -Милые детки, хочу я в лес пойти, а вы смотрите волка берегитесь. № 2 Уход (отлучка) кого- либо из членов семьи И пошла коза в лес, корму принести. № 4 Появление ложного героя Вдруг кто-то стучится в дверь и кричит: - Детки милые, отомкнитесь, ваша мать пришла, вам гостинцев принесла. №5 Разоблачение главного героя -Не откроемся, - закричали они, - ты не матушка наша; у той голос добрый и тонкий, а твой голос толстый: ты волк. №6 Нарушение запрета …отворили ему дверь. А тот , кто вошел, был волк. №7 Действие врага Всех их нашел волк и не стал долго разбираться: разинул пасть и проглотил одного за другим.

Слайд 11

Модель сказки на примере «Волк и семеро козлят» . №8 Возвращение домой Приходит вскоре старая коза из лесу домой. №9 Враг поврежден Вот вспорола она чудовищу брюхо,- тут и выскочили один за другим все семеро. Натащили тут семеро козлят много-много камней и засунули их волку в брюхо столько, сколько влезло. Подошел к колодцу, наклонился к воде, так там и утонул. №10 Счастливый конец - Волк утонул! – и стали на радостях плясать вместе со своей матушкой. №11 Мораль Мораль: - Слушайся маму - Никогда не открывай дверь незнакомцам, а если никого из взрослых нет дома – вообще не подходи к двери - Никогда не впускайте незнакомых людей в свой дом - Не верь обещаниям посторонних людей и не иди у них на поводу - Добро всегда сильнее зла

Слайд 14

Наглядность и красочность карт позволяет детям удержать в памяти большое количество информации. Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Карты Проппа можно использовать как на отдельных занятиях так и в повседневной жизни детей.

Слайд 15

Результат работы с картами Проппа : Появился повышенный интерес к сказкам, к пересказу сказки. Дети умеют определять жанр произведения, запоминать последовательность событий, выделять основное содержание сказки, выстраивать схему содержания опираясь на карты Проппа .

Слайд 16

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте» («Воспитание экологической культуры у дошкольников с использованием моделей и дидактических игр»)

Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и спос...

Опыт работы по теме: " Познавательно-речевое развитие в ДОУ"

Познавательно- речевое развитие в ДОУ...

«Использование карт Проппа в речевом развитии дошкольников»

В статье предлагаются методические рекомендации по использованию карт проппа в речевом развитии дошкольников...

Презентация Опыт работы по образовательной области «Речевое развитие»

Презентация Опыт работы по образовательной области «Речевое развитие»...

Речевая карта для обследования речевого развития дошкольников 5-7 лет.

Речевая карта для обследования речевого развития дошкольников 5-7 лет....

Опыт работы "Игровые технологии в речевом развитии дошкольников"

quot;Игровые технологии в речевом развитии дошкольников"...