Значение ИКТ в формировании связной монологической речи у детей 5-7 лет
статья по развитию речи (старшая группа)

Плюснина Мария Прокопьевна

Статья на тему: "Значение ИКТ в формировании связной монологической речи у детей 5-7 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19»

Статья на тему:

«Значение ИКТ в Формировании связной монологической речи у детей 5-7 лет»

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

Плюснина М.П.

г. Нижний Новгород, 2022г.

С каждым годом проблема формирования связности речи детей дошкольного возраста является все более актуальной в современном обществе. Речевое развитие является наиважнейшей задачей воспитания и обучения дошкольников. По многочисленным исследованиям А.М. Бородич, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева наблюдается тесная взаимосвязь речевого и умственного развития ребенка.  Это означает, что сформированная связная речь влияет на мыслительные психические процессы памяти, мышления, внимания, воображения.

Психолого-педагогические исследования В.П. Глухова, Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой и др. в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития.

Диалогическая речь представляет собой такую форму речи, когда между двумя людьми или группой людей происходит обмен высказываниями, информацией. Как правило, собеседники всегда знают, о чем идет речь, так как диалог протекает в конкретной ситуации. Для диалога характерны:

  • разговорный стиль общения,
  • использование фразеологизмов,
  • простые и сложные бессоюзные предложения и т.д.

Монологическая же речь отличается от диалогической тем, что эта форма речи происходит от лица одного человека, высказывание может быть обращено как к себе, так и к окружающим (например, при выступлении с докладом). Монологическая речь протекает относительно долго и выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Для монологической речи характерны:

  • литературная лексика,
  • развернутость,
  • логическая завершенность,
  • грамматически оформленные конструкции и т.д.

В психологической и педагогической литературе определяют понятие связная монологическая речь как связное, логически последовательное высказывание. Монолог более длительный по времени и является более сложным видом речи, требующим особые навыки речи и произвольности от говорящего.

Несомненно обе формы речи (и монолог, и диалог) занимают особое место в процессе речевого развития ребенка. Система работы по развитию речи обязательно включает развитие монологической и диалогической форм речи. У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связано с развитием деятельности и общения.

Онтогенез связной речи дошкольника можно представить в виде 5 этапов:

  1. Первый этап приходится к 1,5 годам, когда появляются первые осмысленные слова, выражающие потребности ребенка.
  2. Второй этап – 2 года, когда ребенок самостоятельно строит предложения, состоящие из 2-4 слов. В этом возрасте начинается усвоение грамматической структуры предложения.
  3. Третий этап – 3 года, когда у ребенка начинается формироваться диалогическая форма речи. Ребенок учится ставить вопросы и отвечать на них, учиться общению с другими детьми в ходе игровой деятельности.
  4. Четвертый этап приходится на 3-5 лет, когда ребенок способен сам делать умозаключения, обобщения и выводы, способен самостоятельно составить небольшие рассказы по картинке или по игрушкам. Общение со сверстниками в норме не составляет особых трудностей.
  5. Пятый этап – 5-7 лет, когда происходит совершенствование диалогической речи и развитие монологической речи ребенка.

Освоение диалогической формы речи для ребенка дошкольного возраста проходит легче, чем освоение монологической речи. Ребенок, уже освоивший диалогическую форму общения (общение с родными, со сверстниками и воспитателями в детском саду), постепенно осваивает новую для него форму выражения коммуникации – монологическую речь. Первое, к чему приучают детей, это заучивание стихотворений и рассказывание о своем распорядке дня.

В связи с появлением новых видов деятельности (например, выступление на утренниках, практические и творческие занятия по знакомству с окружающим миром и т. д.) появляется необходимость в развитии монологической речи. Ребенок нарабатывает свой первый опыт, свои первые открытия и достижения, у него образуется определенный запас информации, с которой он может делиться с окружающими посредством монолога. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него.

Особенности монологических высказываний детей старшего дошкольного возраста:

  • самостоятельность, целенаправленность;
  • композиционная завершенность;
  • логическая последовательность;
  • выразительность при описании объектов действительности, причем ребенок испытывает еще определенные трудности при описании социальных отношений, настроение и чувств людей.

Проблема формирования связной монологической речи является первостепенной задачей речевого воспитания детей. В последние годы наблюдается рост количества детей дошкольного возраста с нарушениями формирования связной речи. Возникает необходимость в разработке новых методов коррекции связной речи.

В качестве нововведений можно рассмотреть использование интерактивных технологий во время занятий с детьми, благодаря которым организуется такой коррекционный процесс, который способствует  активизации каждого ребенка, повышению эффективности подачи материала, формированию интереса к занятиям, организации разных форм работы на занятиях и т.д.

Важнейшим условием всестороннего развития детей является правильное формирование связной монологической речи. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, в особенности, школьного возраста.

Разработаны следующие рекомендации по обучению детей связной монологической речи:

  1. Использование серии последовательных картинок, которые способствуют развитию наблюдательности, уточнению имеющихся у детей представлений и понятий, а также обогащают их словарь новыми сведениями. Используемый интерактивно-методический комплекс эффективен тем, что демонстрация картинок происходит автоматизировано, можно легко регулировать время показа, демонстрация насыщена яркостью, анимацией и другими эффектами, которые усиливают наблюдательность, запоминаемость.
  2. Использование на занятиях интерактивной доски, возможности которой позволяют вовлечь детей в общение, активизировать на занятии, заинтересовать, развить умения и навыки общения. Демонстрация анимационных заданий и упражнений комплекса происходит путем интерактивной доски. Таким образом можно охватить всю группу, при этом экономится время демонстрации, показа, работы с заданиями, нежели при работе с раздаточным материалом или с обычной доской.
  3. Обучение пересказу, рассказу в начале должно быть с опорой на картинки, схемы, модели. После того, как дети научатся определять последовательность картинок, эффективно обучить их составлять схемы-модели. В последствии дошкольник сам сможет составить схему-модель, по которой сможет составить последовательный пересказ текста или сказки. Обучение составлению схемам-моделям проводится сначала через интерактивную доску, сначала педагог автоматизировано демонстрирует схемы, симолы, модели, далее воспитанники сами практикуются в составлении схем к рассказу у интерактивной доски, а потом умение закрепляется при работе в логопедической тетради.
  4. Применение инсценировок, проводится при закреплении прочитанного. Драматизации и инсценировки по прочитанному хорошо проводить для закрепления, при этом можно использовать серию картинок или схему-модель, представленную на интерактивной доске.

Таким образом, активным ресурсом методической работы педагога по формированию связной монологической речи у дошкольников выступает интерактивно-методический комплекс. Безусловно, использование ИМК должно сочетаться с практикой активного включения и других методов и средств педагогической работы. Потенциальным ориентиром для дальнейшего пополнения ИМК выступает расширение цифрового банка средств для составления творческих рассказов и разработка более дифференцированных методических рекомендаций.

Список литературы

  1. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
  2. Бородич, А.М., Методика развития речи детей / А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.
  3. Васькова, О.Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста / О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
  4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – 5-е изд., испр. – М.: Изд-во "Лабиринт", 1999. – 352с.
  5. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань., 2003. – 656с.
  6. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2012. - 352 с.
  7. Земляченко, М.В. Формирование связной речи с помощью мнемотехники // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф./ М.В. Земляченко, Т.В. Кутергина, Г.И. Посохова. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 125-128.
  8. Иванова, Н.Н. Использование наглядного моделирования в работе над развитием связной речи / Н.Н. Иванова, П.В. Скрибцов // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – №1. - С. 59-66.
  9. Карнаухова Я.Б. Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Логопедия сегодня. – 2011. - №1. – С.63-65.
  10. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в старшей группе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с.
  11. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине / И.Н. Лебедева, Л.В. Лопатина. – СПб.: ЦДЦ проф. Л.Б. Баряевой, 2010. – 175 с.
  12. Миронова Н. Как научить дошкольника связной монологической речи / Дошкольное воспитание // Наталья Миронова. – 2008. - №9. – С.111-116.
  13. Новоселова, З.Н. Эффективные формы работы с детьми с нарушениями речи / З.Н. Новоселова // Логопед (говорим и развиваемся), 2013. - №10. С. 34-37
  14. Строгова С.Ю. Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования / Светлана Юрьевна Строгова // Логопед. – 2010. - №8. – С.10-16.
  15. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей: пособие для воспитателей детского сада / Е.И.Тихеева. - М.: Просвещение, 2011. - 76 с.
  16. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
  17. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации (по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт ДОО / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 31 с.
  19. Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников / Т.Б. Филичева // Дети с проблемами в развитии, 2004. - №1. С.12.
  20. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. – М., 2000. – 314 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная исследовательская проектная деятельность. Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Содержание Введение………………………………………………………………….1Концепция деятельности………………………………………………..2Теоретическая и эмпирическая база……………………………………6Система работы……………………………………………………..…..12Предъявление опыт...

Система работы по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием новых коррекционных технологий

Представленная в статье система работа позволит решить многие задачи коррекции: активизировать словарь; учить строить предложения разными лексико-синтаксическими средствами, распространять предложение...

Методы и приемы формирования связной монологической речи у детей с задержкой психического развития

Методы и приемы формирования связной монологической речи у детей с задержкой психического развития....

Рассказывание из опыта как средство формирования связной монологической речи у детей подготовительной к школе группы

Картотека разных видов деятельности по обучению детей подготовительной к школе группы рассказыванию из опыта...

Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации родителям, воспитателям и логопедам по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста...

«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ».

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие его коммуникативных спос...

План по самообразованию учителя-логопеда "Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе обучения пересказу"

Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей - формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу....