Педагогическая находка
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Червинская Татьяна Викторовна

Педагогичекая находка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chervinskaya_t.v._ped_nahodka_-_kopiya.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов и приемов технологии ТРИЗ

в развитии дошкольников.

Автор: Червинская Татьяна Викторовна, воспитатель I к.к,  МБДОУ «Теремок»

Вы хотите, чтобы ваш ребенок был счастливым? Научите его быть успешным! Не знаете, как? Тогда моя педагогическая находка для вас.

Наше время - это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, которые владеют не только определенной суммой знаний и умений, а могут активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.

Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Но с развитием информационных технологий дети все меньше говорят, меньше общаются друг с другом. Да,  они бывают наполнены кучей информацией,  но не умеют толково высказаться, затрудняются объяснить проблему, часто приходят к тупику при ее решении.

На сегодняшний день профессиональная деятельность воспитателя должна предполагать поиск новых оптимальных подходов в развитии детей, необходимо использовать возможности современных образовательных технологий, что позволит оптимизировать образовательный процесс. Внимание! В своей работе по развитию речи с детьми я выбрала методы и приемы технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). (слайд1) 

Родоначальником которого является Генрих Саулович Альтшуллер советский инженер, писатель-фантаст, ученый. (слайд2)

ТРИЗ – технологию, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной,  так и в играх и режимных моментах). Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению, развивает речь. Технология ТРИЗ имеет много методов в своем арсенале.

Я же остановилась на трех методах ТРИЗ технологии «Мозговой штурм», «Да-нет-ка», «Системный оператор» как средстве развития речи детей дошкольного возраста. Свою работу по развитию речи с помощью ТРИЗ технологии я начала со средней группы и определила для себя следующие задачи:

  1. Изучить теоретическую и методическую сторону методов ТРИЗ.
  2. Разработать картотеку игр по ТРИЗ технологии.
  3. Апробировать и внедрить в свою работу.

  Первый метод – это метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака)

При использовании данного метода я преследую следующие цели.

  • Учу детей генерировать идеи. При этом не требую от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.
  • Учу детей смело высказывать свои идеи "на людях".
  • Учу детей фантазировать.
  • Учу детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
  • Поддерживаю робкого ребенка, хвалю его идею, даже если она и слабая.

Как я использую метод мозгового штурма в работе. 
1. Четко ставлю проблему перед детьми. 
2. Прошу у детей предложить мне варианты ее решения. 
3. Совместно с детьми выбираем и доказываем  оптимальное решение.
4. Прошу детей принять решение. 

Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Метод может быть использован на этапе изучения и закрепления нового материала, для организации совместной деятельности воспитателя с детьми при решении задач различных образовательных областей. Любая проблемная ситуация может послужить мотивом к началу генерирования идей.

  • как помешать медведю развалить теремок;
  • как исполнить мелодию без музыкальных инструментов;
  • как рассказать сказку без слов;
  • где найти лето зимой;
  • как не испачкать пол грязными подошвами ботинок.

В Этом методе использую такие игры как: «На что похоже?», «Что умеет делать?», «Наоборот», «Хорошо - плохо», «Что делать,  если?», «Реши ситуацию».

Метод  «Да-нет-ка».

К этому методу относятся такие игры, как: «Что в  сундучке», «Волшебный мешочек», « Что спрятано в комнате?»

Используя данный метод,  я тренирую умения детей  задавать сильные вопросы; тренирую память детей  – ведь чтобы разгадать предмет – придется удержать в голове много предыдущих ответов!

         Суть заключается в том, что  я что-то загадываю. Дети  угадывают что, задавая вопросы. Но задавать можно только такие вопросы, на которые можно  отвечать только  «да» или «нет».

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

Метод «Системный оператор»

 Каждый объект материального мира имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Если рассматривать объект как систему, состоящую из определенных составляющих, имеющих определенные качества и свойства, то данный объект, в свою очередь, будет являться частью другой системы, более сложной. Работа по использованию метода ТРИЗ «Системный оператор» осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». А поскольку в ТРИЗе все волшебно и загадочно, то для детей это «Волшебный экран», который состоит из девяти окошек. По сути, системный оператор — это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. Я использую в своей работе «Волшебный экран» из пяти окон.

Позволяет рассмотреть, частью чего и из чего состоит объект; чем он был в прошлом и чем станет в будущем.

В центре экрана – предмет, который нам надо изучить. (Машина)

Окно над предметом – определяет частью чего является предмет? (Часть игровой комнаты).

Окно под предметом – определяет из каких частей состоит? (Кабина, кузов, колеса..)

Окно слева – определяет прошлое предмета. (Пластмасса)

Окно справа - определяет будущее предмета. (Коллекция любимых машин)

Метод ТРИЗ технологии «системный оператор» помогает развить у ребят не только мышление, воображение, умение рассматривать объект как систему, но и значительно повышает уровень развития связной речи, способствует обогащению словаря детей.

Давайте разберем систему – счастливый человек. Он является частью населения нашего мира. Счастливый человек состоит из успеха на работе, успеха в личной жизни, крепкого здоровья. В прошлом он был  ребенком. В будущем может стать депутатом, врачом. Поэтому, чтобы иметь хорошие связи в будущем, нужно развивать своих воспитанников.

Методы ТРИЗ позволяют работать на принципах педагогики сотрудничества, ставят детей и педагога в позицию партнёров, стимулируют создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

 Используя методы ТРИЗ в своей работе, я убедилась в правоте слов Генриха Сауловича Альтшуллера

 "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...