НОД по развитию речи "Звуковая культура речи звук "р"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_srednyaya_.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Искорка»
г. Минеральные Воды
Открытое НОД
по звуковой культуре речи:
звук «Р»
в средней группе «Б»
«Ягодки
Воспитатель: Глубокая Н.Н.
2022 – 2023 учебный
Цель: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.
Задачи:
- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
- добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребенка через игровые приемы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны воспитателя (прием подражания);
-развивать фонематический слух;
-учить определять наличие и отсутствие звука в слове.
Оборудование: конверт, карта, мягкая игрушка Чебурашка, красивая коробка, набор карточек с предметными картинками, фасоль, шаблоны буквы «Р».
1. Организационный момент (стихотворение напоминалочка).
Воспитатель: Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки нам помогают,
Ножки нам не мешают.
Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон доставил в детский сад конверт. Нас приглашает на
День рождение всем хорошо известный сказочный герой. Отгадайте кто это?
Это маленький зверек,
Не волчонок, не хорек,
В телефонной будке жил,
И со всеми он дружил.
У него большие уши,
И у Гены друг он лучший,
И смешной как неваляшка,
Кто же это?
Дети: Чебурашка.
Воспитатель: Молодцы! Верно. Это Чебурашка. Чтобы мы не заблудились в пути, Чебурашка
Прислал нам дорожную карту, по которой мы будем двигаться.
(показать детям карту)
2. Артикуляционная гимнастика (Сказка о веселом язычке).
Воспитатель: Ребята, первым на пути нам встретился домик, где живет веселый язычок.
И он нам предлагает поиграть!
Рот- домик, губы- двери
А кто живет в этом домике?
В этом домике дружок, живет веселый язычок.
Ох и шустрый он мальчишка
И немножко шалунишка!
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
- Песенку ветра: ш-ш-ш-ш
- Песенку жука: ж-ж-ж-ж
- Песенку насоса: с-с-с-с
- Песенку комара: з-з-з-з
3. Знакомство со звуком.
Воспитатель: Все молодцы! Пора в дорогу! Так как дорога будет дальняя, то отправимся
Мы в путь не пешком, а на автомобиле. Давайте научимся петь песенку
мотора (р-р-р-р)
-Когда мы произносим звук «Р», губы растянуты в улыбку.
-Язык находится за передними верхними зубами;
-При произнесении звука «Р» кончик языка «дрожит»
Воспитатель: Давайте попробуем!
Ребята, а еще звук «Р», так же как и другие звуки, может быть твердым и мягким!
Если он твердый, то мы его обозначаем синим цветом. (Привести примеры).
А если он мягкий, то мы его обозначаем зеленым цветом. (Привести примеры).
4. Развитие фонематического слуха.
Воспитатель: Слов со звуком «Р» много.
Ой, ребята, посмотрите, на пути встал светофор. А для чего он нужен?
(ответы детей)
Воспитатель: Скажите, а в слове светофор есть звук «Р»?
Ребята, светофор не включит зеленый свет, пока мы не выполним следующие
задания:
а) Чистоговорки:
РА РА РА- вот высокая гора;
РЫ РЫ РЫ- сидит ежик у норы;
РО РО РО- есть у мальчика ведро;
РУ РУ РУ- много ягод наберу;
РА РА РА- дальше нам идти пора.
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами сегодня познакомились со звуком «Р». Звук
это то, что мы можем произнести, услышать. Но помимо звуков, у
нас есть еще и буквы! У каждой из которых, есть свои имена. Буква
это то, что мы можем увидеть, прочитать, написать. И сегодня мы с
вами познакомимся с буквой «Р». У вас на столах есть листочки, по
которым мы с вами сначала пальчиком нарисуем нашу букву, а потом
выложим ее фасолью:
б) Дети выкладывают букву «Р» фасолью по трафарету.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! А теперь следующее задание. Я буду читать
слова, а вы, когда услышите слово со звуком «Р» хлопайте в ладоши:
в) Воспитатель произносит слова, а дети услышав в них звук «Р»,
хлопают в ладоши.
Слова: рыба, лес, ландыш, рысь, арбуз, шкаф, ручка, забор, снег,
мотор.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, включился зеленый свет! Значит можно двигаться
дальше.
Знак «Подарок»
Воспитатель: Ребята, вы не знаете, что это может обозначать?
Дети: Подарок.
Воспитатель: Да, правильно. На День рождения без подарка идти не хорошо. Я предлагаю
вам самим выбрать подарки для Чебурашки.
(Из лежащих на столе предметных картинок, дети выбирают те, на которых
изображены предметы, в названиях которых есть звук «Р». И складывают их
в коробку).
5. Физкультминутка «Бабочка»
Воспитатель: Мы долго с вами путешествовали и вышли на полянку. Давайте превратимся
в бабочек!
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз- росой она умылась
Два- изящно покружилась.
Три- нагнулась и присела
На четыре- полетела.
6. Авторизация звука «Р» в слогах и словах.
Воспитатель: Продолжаем движение к домику Чебурашки. Ой! Ребята кто это?
Вы знаете эту вредную старушку?
Дети: Это Шапокляк.
Воспитатель: Она хочет нас запутать, но мы обязательно разберемся с этой путаницей
и доберемся до домика Чебурашки. Вот задание. Слушайте внимательно
и исправляйте ошибки в предложениях:
- Расцвели на клумбе козы.
В огород забрались розы.
(Расцвели на клумбе розы.
В огород забрались козы.)
- У слона огромный робот.
На заводе сделан хобот.
(У слона огромный хобот.
На заводе сделан робот.)
- Ползает у речки мак.
Расцветает в поле рак.
(Ползает у речки рак.
Расцветает в поле мак.)
7. Итог занятия.
Воспитатель: Какие вы все, ребята, молодцы! Все задания выполнили. И все таки добрались до домика Чебурашки и принесли ему подарок! Скажите, ребята, а кого мы с вами сегодня встретили на пути?
Дети: Светофор и Шапокляк.
Воспитатель: А с каким звуком мы с вами познакомились?
Дети: Со звуком «Р»
Воспитатель: А вспомните, мы с вами говорили, что согласные звуки могут быть твердыми
и мягкими. Так каким может быть согласный звук «Р»?
Дети: Твердым и мягким.
Воспитатель: Если согласный звук твердый, то каким цветом мы его обозначаем?
Дети: Синим.
Воспитатель: А если согласный звук мягкий, то каким цветом его обозначаем?
Дети: Зеленым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов общеобразовательных ГБДОУ «Развитие звуковой культуры речи детей, имеющих нарушения речевого развития».
План консультации:1. Значение звуковой культуры речи в жизни ребенка.2. Примерные сроки усвоения детьми гласных и согласных звуков.3. Компоненты звуковой культуры речи (общие речевые навыки) .4. Основ...
Картотека дидактических игр на развитие звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи
Связная речь. 1.Игра для уточнения формы родительного п...
Картотека по развитию звуковой культуры речи. Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха.
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов....
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Развитие звуковой культуры речи»
Данное занятие проводится в подготовительной к школе группе. Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем полученные знания и умения детей по звуковой культуре речи. Обобщаем знания детей о понятиях...
Картотека игр речевое развитие младшая группа «Игры на развитие звуковой культуры речи»
для воспитателей детского сада...
«Дифференциация звуков С-Ш». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию звуковой культуры речи с детьми старшей группы с нарушениями речи
Цели: Коррекционные: уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [с] и [ш]; упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [с] и [ш] в слогах, словах, фразах; упражн...