Проект «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
проект по развитию речи

Бегарыстанова Гульсим

Творческий проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №52 «Самолётик»

        

Проект

«Развитие диалогической речи

детей дошкольного возраста  

посредством театрализованной деятельности»

Автор: Бегарыстанова Г.Ж.

2022-2024 уч.г.

Паспорт Проекта                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Тема проекта

«Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Вид проекта

Творческий

По времени проведения

Долгосрочный (2 года)

Адресация проекта

Дети 4-6 лет

Участники проекта

Дети, их родители, воспитатели.

Цель

Формирование и совершенствование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Подобрать методическое обеспечение по теме проекта (игры, театральные атрибуты и т.п.).
  3. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду группы.
  4. Разработать перспективный план мероприятий по реализации проекта.
  5. Осуществлять взаимодействие с родителями по теме проекта.
  6. Организовывать сотрудничество с социальными партнерами ДОУ (театр, библиотека).
  7. Осуществлять мониторинг развития диалогической речи,                                                             умений и навыков театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Ресурсы для реализации проекта

Внутренние ресурсы: 

- Наличие помещений: групповая комната с организованной предметно пространственной средой;

- Желание воспитателей и родителей участвовать в реализации проекта: пошив костюмов к сказкам, изготовлении декораций, разных видов театральных кукол;

 - Методическое обеспечение: литература педагогическая и детская, методические разработки ООД по теме проекта;

- Наглядно - иллюстративные материалы: художественная литература, фотографии и иллюстрации к сказкам.   

Индикативные показатели (результаты)

Для воспитанников:

- Развитие диалогической речи и коммуникативных навыков детей;

-  проявление интереса к театрализованной деятельности.

Для педагогов: 

Внедрение в образовательный процесс современной технологии «театральная педагогика»

Для родителей:

Участие и активность родителей в запланированных мероприятиях.

Представление результативности: показ театральных постановок.

Актуальность создания данного проекта по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.

Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте, поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии, способности к воображению, в обогащении речи ребенка, в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности. Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии. Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет  образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр.

Основные направления реализации проекта:

1) Театральные игры;

2) Драматизации сказок;

3) Домашние задания для детей и родителей.

Предполагаемый результат: Ребенок активно и с интересом участвует в театрализованных постановках разного вида театра в качестве актера, умеет следовать правилам ведения диалога.

Предварительная работа:

  1. Подбор сценариев сказок, сценок, мини-этюдов, скороговорок.
  2. Подбор настольно – печатных игр, дидактических игр.
  3. Оформление театральной зоны. Изготовление и приобретение разных видов театра.
  4.  Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок, скороговорок, аудиозаписей, видеофильмов, мультфильмов.

Сотрудничество с семьей:

1) Разучивание ролей с детьми.

2) Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми (изготовление декораций и костюмов).

Продукты проектной деятельности:

  1. Театрализованное представление «Репка в Шахматном королевстве»
  2. Варежковый театр «Кошка и воробей»
  3. Театрально-познавательная программа «Я – пешеход»
  4. Диалог Олега Григорьева «Конфеты»
  5. Диалог «Разговор лягушек» Самуила Маршака
  6. Народный фольклор «Жили у бабуси два весёлых гуся…»

2) Театральная постановка С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

3) Инсценировки стихотворений, потешек, прибауток С.Я. Маршака

4) Спектакль русской народной сказки «Заюшкина избушка»

5) Изготовление афиш для театральных постановок.

7) Оформление выставки «Мир театра»

8) Презентация проекта.        

Этапы проекта

Этап

Сроки

Цель

Подготовительный.

Сентябрь - октябрь 2022 г.

создание условий для реализации проекта

Практический.

Ноябрь 2022г.

– март 2024 г.

реализация проекта по всем направлениям

Заключительный.

Апрель – май 2024 г.

анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов, планирование перспектив развития.

План реализации проекта

Виды деятельности

Сроки

Результаты

Форма регистрации  результатов

1

Игровая

1 год

Дети понимают образный строй спектакля, определяют внешние и внутренние признаки театрального помещения; знают театральные профессии, правила поведения в театре, знают различные виды театра (бибабо, пальчиковый, варежковый, кукольный, теневой)

Игры с элементами театрализации: «Ежи», «Идем в лес», «Радость и грусть», «На рыбалке», «Хорошая – плохая погода»…

 Дидактические  игры: «Сказочные герои»,  «Сложи картинку», «Профессии», «Лото-сказки», «Что сначала, что потом», «Спрячь зайку»…

Сюжетно - ролевые игры: «Театр кукол», «Едем в театр», «Театральная мастерская»

2

Коммуникативная

2 года

У детей развивается диалогическая, связная  речь через вовлечение их в театральную деятельность.

Драматизация «Репка в Шахматном королевстве», «Кошка и воробей», «Я – пешеход», «Сказка о глупом мышонке», «Заюшкина избушка», инсценировки стихотворений, потешек, прибауток С.Я. Маршака,

Игры для развития речи:

«Подбираем рифмы», «Где я был?», «Три линейки», «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону», «Узнай по звуку», «Король», «Верблюд и верблюжонок».

Беседа «Как вести себя в театре»

3

Восприя- тие художественной  литературы и фольклора

2 года

Дети знают сказки, рассказы, стихотворения, загадки в соответствии с возрастом, умеют отличать произведения разных жанров.

Фольклор: «Песня и театрализация «Жили у бабуси два весёлых гуся», Русские народные сказки: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Гуси лебеди», «Лисичка со скалочкой» и другие сказки, стихи, рассказы.

4

Двигательная

2 года

У детей развиваются двигательные умения, навыки. Умение ориентироваться в пространстве.

Физкультминутки - миниэтюды

«Осенний листочек», «Маленькое деревце», «Звериная зарядка», «Медвежонок» и др.

 Подвижные игры: «У медведя во бору», «Бездомный заяц»

«Зайцы и волк»…

Работа по развитию у детей диалогической речи средствами театрализованной деятельности будет проходить через все  виды деятельности и в их взаимосвязи, будет организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, в любое свободное время в течение дня, органично включаться в  непосредственно образовательную деятельность. Главное, чтобы взаимодействие взрослого с ребенком носило неформальный характер.

 Сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре непосредственно – образовательной деятельности:

Этап ООД

Педагогическая технология

Начало ООД

Социо-игровая педагогика – Ритуал начала

Сообщение темы ООД

Проблемное обучение - создание проблемной ситуации

Здоровьесберегающие - психофизическая тренировка (элементы психогимнастики, настрой на занятие)

Работа по теме

Социо-игровая педагогика - работа в группах, парах

Информационно-коммуникативные технологии - представление наглядного материала

Физкультминутка

Здоровьесберегающие технологии - динамические паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая, дыхательная и др.

Работа по теме

Игровые технологии - игровая ситуация

Развивающее обучение - задания на развитие интеллектуальных умений

Рефлексия

Здоровьесберегающие - элементы психогимнастики, создание ситуации успеха - «Я смог… » «Я научился… » «Что не получилось?»

Окончание НОД

Социо-игровая педагогика - Ритуал окончания

Этапы работы с детьми

 Предварительный  этап   

Задача:  обогащать речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик.

При этом следует опираться на подражательные способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.

К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев.

Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к литературным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.

Первый этап

Задача:  заимствовать готовые диалогические реплики, использовать  игры и игровые  приемы  в процессе развития диалогической речи у детей.

Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик.

Второй этап

Задача:  использовать  игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными).

Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.

На данном этапе можно также учить детей вести диалог по телефону. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме (бабушке), звонок в поликлинику, цветочный магазин и многие другие. Обыгрывание ситуации, воспитатель знакомит детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети разыгрывают сходные ситуации.

Третий этап

Задача: использовать игры, которые будут  побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры – импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами).

Использование игр для развития диалогических умений детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.

Работа  над постановкой проходит в несколько этапов:

1.Подготовительный этап  длиться на протяжении длительного времени до, в процессе и после постановки. Включает всю работу по развитию диалогической речи в театрализованной деятельности:

-Просмотр кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, беседы по ним, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т.д.        

-Игры - драматизации

-Разыгрывание разнообразных песенок и стихов

-Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики и т.д.

-Игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации

-Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей

-Настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого

-Подвижные речевые игры с персонажами сказок

- Элементы сказкотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация), введение или замена героя произведения, смена характера или действия.

- Интеграция с художественно-эстетической областью развития: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные методики рисования (ниткография, кляксография,ри сование крупой), аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т.д. Музыкальное сопровождение спектаклей         и занятий, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку

- Интеграция с  познавательной областью развития: конструирование из крупного и мелкого конструктора, конструктора «лего» и бумаги. Сенсорное развитие – моторика, слух, речь, обоняние (например: волшебный мешочек)

- Интеграция с коммуникативной областью – чтение художественной литературы, без которой данный проект был бы невозможен

- Интеграция с областями - физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе

Первый этап включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию произведения, которое будет использоваться для инсценировки. Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). На данном этапе проводятся игры с настольным или кукольным театром по сказкам, впервые проводится проигрывание частей драматизации, апробирование ролей.

Это позволит наиболее адекватно подобрать актеров. Далее предлагается разыграть произведение или отрывок в театрализованной деятельности.

2.Основной этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля, выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью:

-Выразительное чтение литературного произведения

-Знакомство с инсценировкой (о чем она, какие события и герои в ней главные)

-Знакомство с героями инсценировки (где они живут, как выглядит их дом, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.п.).

-Художественное описание места, проходимого действия инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.)

-Анализ событий, которые описаны в произведении. Формирование у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль

-Распределение ролей

-Подготовка атрибутов и костюмов для инсценировки

-Работа над ролью:

− составление словесного портрета героя

− фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр

− сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой,  анализ придуманных поступков героя

− работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача - помощь ребенку в смысле слов и текста

- работа над речью

− работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпо-ритма исполнения, мимики, интонации

- работа над характером роли

- работа над согласованием движений, речью, интонацией, мимикой и характером роли

3.Заключительный этап посвящен организации самого представления. Подготовка пригласительных билетов для зрителей, афиши, проведение консультаций для родителей и т.д. Оформление группы к представлению, последние репетиции и примерка костюмов. Проведение самого мероприятия.

4.Аналитический этап подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде газеты или фотовыставки для родителей, презентация опыта коллегам.

Перспективный план работы с детьми

Мероприятия

1

1.Проведение мониторинга

2.«Пока занавес закрыт» -  игра на знание театральной терминологии,

Игра «И я тоже!», «Идем в лес», на развитие внимания «Слушай хлопки»

3. «Сказку ты дружок, послушай и сыграй»

Упражнение «Мыльные пузыри»,

Игра на развитие внимания «Будь внимателен».

 Скороговорка: «Шесть мышат в камышах шуршат»

4. Сказка «Теремок»

Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке»

Скороговорка «Палкой Саша шишки сшиб»

Игра на развитие памяти «Художник»

Репетиция сказки «Теремок»

2

1.«Мы актеры»

Упражнение для голоса «Воробьи»

Беседа о театральной терминологии

Игра с элементами театрализации «Радость и грусть»

Скороговорка «Кукушка кукушонку купила капюшон»

Репетиция сказки «Теремок»

2. Упражнение на интонационную выразительность «Веселый колобок поет»

Упражнение на развитие воображения «Оживи предмет»

Скороговорка «Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку»

Репетиция сказки «Теремок»

3.Театральные игры

«Веселые обезьянки», «Поварята», «Хорошая – плохая погода».

Репетиция сказки «Теремок»

4. Показ сказки «Теремок»        

3

1.Действие с воображаемыми предметами

Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами»

Игра «Что мы делаем, не скажем, а зато покажем»

Скороговорка «Орел на горе, перо на орле»

Игра на развитие речи «Подбираем рифмы»

2. «Сказка о глупом мышонке»

Упражнение на дыхание и артикуляцию «Капризуля»

Этюд «Изобрази животное»

Скороговорка «Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу»

Чтение и беседа «Сказка о глупом мышонке»

3. Игра на действие с воображаемыми предметами

Упражнение со штангой

Сюжетно ролевая игра «День рождения»

Скороговорка «Щетинка - у чушки, чешуя - у щучки»

Репетиция «Сказка о глупом мышонке»

4. Ритмопластика

Работа над дыханием, артикуляцией

Театрализованное упражнение «Едем, едем на тележке»

Игра на развитие речи «Три линейки»

Мини этюд «Кружатся снежинки»

4

1.Разыгрывание этюдов

Беседа на тему «Что такое этюд?»

Работа над этюдом «Покупка театрального билета», «Утешение»

Упражнение на силу голоса «Многоэтажный дом»

Этюд «Что я делаю?», «Назови действие»

2.Репетиция сказки о глупом мышонке (Театр кукол бибабо)

Учить владеть куклой, согласовывать движение и речь.

Скороговорка «Расскажи про покупки»

Игра на развитие речи «Король»

3.Репетиция сказки о глупом мышонке

Учить владеть куклой, согласовывать движение и речь.

Скороговорка «Мышки сушек насушили, мышки мышек пригласили, мышки кушать сушки стали, мышки зубки поломали!»

4. Ритмопластика

Учить детей произвольно реагировать на сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение.

Игра на развитие речи «Верблюд и верблюжонок»

5

1.Театрализованная игра «Угадай, что я делаю?»

Беседа о театрализованной игре.

Игра «Угадай, что я делаю?»

Скороговорка «Тары – бары, растабары, у Варвары куры стары»

Этюды на выразительность жеста «Тише», «Иди ко мне».

2. Путешествие по сказкам «Новогодняя карусель»

Воспитывать интерес к сказкам, развивать фантазию. Накапливать запас художественных произведений.

Упражнение на дыхание «Эхо», «Пьем чай», «Колокольчики»

Игра «Волшебное зеркало»

4. Показ сказки о глупом мышонке

Воспитывать интерес к театру, желание выступать перед детьми.

6

1.Этюд «Лису зайка в дом впустил, много слез, потом пролил»

Учить детей выражать основные эмоции.

Скороговорка «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель»

Этюд на выражение основных эмоций «Ваське стыдно»

2. Культура и техника речи (игры и упражнения)

Игра «Веселые стихи», «Забавные стихи с диалогом»

Игра «Задуй упрямую свечу», «Паровоз», «Каша»

3. Театральная игротека: «Веселые сценки» (диалог)

Игра «Узнай по звуку»

«Медвежонок и ослик разговаривают по телефону»

Игры на расширение диапазона «Чудо – лесенка», «Самолет»

4.Сказка «Заюшкина избушка»

Чтение сказки

Беседа по сказке

7

1.Репетиция сказки «Заюшкина избушка»

Объяснить детям значение слова «Событие», продолжать работу над сказкой, обращая внимание на элементы актерской игры (внимание, общение, диалог)

Упражнение для голоса «Воробьи»

Беседа о театральной терминологии

 Репетиция сказки «Заюшкина избушка»

2.Репетиция сказки «Заюшкина избушка»

Скороговорка «Три сороки тараторки тараторили на горке»

Репетиция события «Зайка и лиса»

Упражнение на развитие воображения «Фантазеры»

3. Репетиция сказки «Заюшкина избушка»

Работа над дыханием «Самолетики», «Часики»

Работа над голосом «Петушок!

Репетиция события «Зайка плачет»

Упражнение «Мое настроение»

4. Свет мой зеркальце скажи

Развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выражать свое.

Игра «Зеркало»

Скороговорка «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»

8

1.Репетиция сказки «Заюшкина избушка»

Продолжать работу над эпизодами сказки. Совершенствовать чувство правды и веры в предлагаемые обстоятельства.

Упражнение на дыхание «Комар», «Млакса»

Репетиция эпизодов «диалог лисы и петушка»

Упражнение на развитие воображения «Слушаем звуки»

2. Репетиция сказки «Заюшкина избушка»

Продолжать работу над эпизодами сказки.

Упражнение на дыхание «Бабочка»

Скороговорка «Слишком много ножек у сороконожек»

Репетиция события «Лиса выгоняет зайца»

3. «Игрушки» Агния Барто

Знакомство с понятием «Интонация». Беседа.

Упражнения и игры на обработку интанационной выразительности.

Диалогическая скороговорка «Краб крабу сделал грабли, подал грабли крабу краб: - Грабь граблями гравий, краб»

Выразительное чтение стихов А.Барто

4.Показ сказки «Заюшкина избушка»

Творческий отчет.

9

1.Театральная игра

Развивать зрительную и слуховую память, внимание, умение вести диалог, координацию движений, чувство ритма.

Беседа о спектакле «Заюшкина избушка»

Работа над техникой речи: упражнение на дыхание и дикцию.

2.Театральная игра «Любитель – рыболов»

Развивать воображение, память, умение вести диалог.

Этюд «Любитель – рыболов»

Скороговорка «Улов у Поликарпа – три карася, три карпа»

Литература:

1. А.М. Бородич. Методика развития речи. — М., Просвещение, 2010 г. 

2. Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками// Дошкольное воспитание. — 2000, № 4., с. 91–93.

3. Артемова, Л. М. Театрализованные игры дошкольников — М., Просвещение, 2010 г. 

4.  Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учеб. метод. Пособие — Великий Новгород.: Изд.-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. 

5. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности. — М., ТЦ Сфера, 2010 г. 

6.  Михайлова, А. Я. Ребенок в мире театра: методическое пособие для работников дошкольных учреждений — М., 2012. 

Страница



Предварительный просмотр:

Слайд 1. Титульный лист.

Слайд 2. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.

  • Если в 4 года словарь ребенка составлял две с половиной тысячи слов, то в 5 лет уже три тысячи слов. Это дает возможность ребенку правильно выстраивать свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый). Начинают появляться притяжательные прилагательные – например, лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны, например, «железный ключ». Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).
  • Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.
  • Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: например, они часто говорят «хочут», вместо хотят.
  • Доказано, что основная форма общения дошкольников – диалог. Он является для них школой овладения всеми компонентами устной речи и школой формирования социальных навыков и привычек, определяющих характер взаимодействия с окружающими.
  • Диалог является естественной средой развития личности в целом. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Неслучайно в концепции непрерывного образования указывается: в дошкольном возрасте «специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи».
  • Слайд 3. Свой проект по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, я разделила на три этапа: подготовительный (сентябрь - октябрь 2022 г.), целью которого стало создание условий для реализации проекта; практический (ноябрь 2022г. – март 2024 г.), цель: реализация проекта по всем направлениям; заключительный этап (апрель – май 2024 г.), с целью анализа эффективности реализации проекта, подведение итогов, планирование перспектив развития.
  • Слайд 4. В работе с детьми, я так же выделила этапы.

Предварительный этап. Задача: обогащать речевой опыт детей разнообразными видами диалогических реплик. 

Первый этап. Задача: заимствовать готовые диалогические реплики, использовать игры и игровые  приемы  в процессе развития диалогической речи у детей.

Второй этап. Задача: использовать игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными).

Третий этап. Задача: использовать игры, которые будут побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик.

  • Наблюдая за своими детьми, я отметила отсутствие у них речевой активности, неумение у большей части строить диалог, вести беседу. Учитывая результаты наблюдения и исходя из актуальности развития диалогической речи дошкольников, я поставила перед собой цель –

Слайд 5. сформировать и совершенствовать диалогическую речь дошкольников, посредством театрализованной деятельности, и научить их пользоваться ею как формой общения.

  • Опираясь на утверждения исследователей (В.И. Яшина, А.А. Павлова и др.), что диалогу нужно учить, свою деятельность направила на создание целостного подхода к формированию диалогической речи у детей. Прежде всего, на начальном этапе для развития диалогической речи у детей в группе была создана предметно-развивающая среда:

Слайд 6. уголок развития речи, в котором представлены игры, способствующие развитию речи, предметные и сюжетные картинки, альбомы различной тематики, карточки-схемы для обучения дошкольников диалогической речи. Также в группе оформили уголки, которые стимулируют детей к общению – это «Театр», «Библиотека», «Творческая мастерская» и др.

  • На мой взгляд, немаловажным фактором развития диалогической речи в детском саду является разговор и беседа воспитателя с детьми. Поэтому, зачастую сама являюсь инициатором интересных разговоров. Я заметила, что малышей привлекают разнообразные темы, связанные с их жизнью в детском саду, дома, поэтому активно включаю их в работу с детьми. В ходе таких бесед быстрее формируются такие умения, как слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них в зависимости от контекста, так как дети с удовольствием вступают в диалог на интересующие их темы. Использую любой повод, чтобы вступить в общение с детьми, всегда хвалю их за правильно выстроенный диалог.
  • Особую роль в развитии диалогической речи отвожу художественной литературе. После прочтения литературного произведения я привлекаю внимание детей к диалогам героев, пересказываем или инсценируем их, тем самым малыши не только учатся выстраивать диалог, но и заимствуют различные формы общения для практического применения.
  • Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценированние стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога.
  • Слайд 7. Например, представляю вашему вниманию диалог Олега Григорьева «Конфеты», в исполнении Ведерниковой Софьи и Зиннатуллина Давида. И диалог «Разговор лягушек» Самуила Маршака, которую исполнила Мсхиладзе Нора.
  • Большое влияние на развитие диалогической речи оказывают игры и игровые упражнения. В работе с малышами использую такие игры, как инсценировки, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими сюжетами («Гуси, гуси», «Наши уточки с утра…»), а также игры, в ходе которых эти диалоги создаются самими детьми (сюжетно-ролевые, дидактические). Преимущество игр в том, что они способствуют активизации диалогического взаимодействия как в подготовке к игре, так и во время самой игры. Игры включаю как в непосредственную образовательную деятельность, так и в совместную и самостоятельную деятельность малышей.
  • Для формирования диалогической речи использую прием словесных поручений. Даю поручения: попроси, спроси, узнай и т.п. Знакомлю своих детей с этикетом через обыгрывание сюжетов, инсценирование, чтобы обогатить их речевой опыт разнообразными видами диалогических реплик.
  • Слайд 8. Принимая участие в открытом фольклорном фестивале «Звучи, душа народная!», на сцене Дворца Культуры «Октябрь», мы с ребятами подготовили концертный номер «Жили у бабуси два веселых гуся…». Мною были изготовлены костюмы, ребята перевоплощались в бабушку, гусей и девочек, в русских народных нарядах. Я убеждена, что русский народный фольклор – неиссякаемый источник для формирования у малышей диалога. Прежде всего, это частое содержание в потешках, стихах, которые малыши с удовольствием повторяют, обыгрывают, передавая всю красоту и колорит русского языка. А самое главное, диалогическая речь у малышей развивается в интересной форме, без принуждения.
  • Слайд 9. На мой взгляд, неоценимую помощь в формировании и развитии диалогической речи у моих воспитанников оказал реализуемый мною проект. Так, например, театрализованное представление «Репка в Шахматном королевстве», позволило развить у детей не только интерес к шахматам и закрепить знания шахматных фигур, но и развить умение выразительно читать свой текст, передавать мимикой, жестами свой образ.
  • Слайд 10. Моя проектная деятельность затронула Варежковый театр «Кошка и воробей», по которым ребята учились отвечать на вопросы и строить диалог. Я заметила, что в ходе реализации проекта дети стали активнее вступать в различные диалоги. И если вначале они просто проговаривали текст диалога, то позднее в их диалогической речи стала появляться интонационная выразительность.
  • Слайд 11. В рамках данного проекта, провела театрально-познавательную программу «Я – пешеход», в ходе которой ребята сыграли спектакль. Они попробовали себя в роли инспектора ГИБДД, водителя, пешехода, пассажира, доктора Айболита и больного зайчика. Дети научились передавать особенности поведения своих ролей в зависимости от ситуации. Эта программа повысила у воспитанников уровень знаний по Правилам дорожного движения. Были использованы такие методы и средства обучения, как рассказ, объяснение, беседа.
  • Слайд 12. Для формирования диалогической речи у моих воспитанников, была организованна и проведена миниатюра «Как девочка Тея зубы лечила». Это позволило расширить представление детей о своём организме, подвести их к пониманию того, почему важно ухаживать за зубами; дать элементарные знания о профилактике заболеваний зубов; воспитывать умение и желание ухаживать за зубами. Ребята с удовольствием сыграли роль стоматолога и пациента с больным зубом.
  • Слайд 13. Для привлечения родителей к совместной работе по развитию у наших детей диалогической речи провела с ними театрализованную инсценировку Слайд 14. «Сказка о глупом мышонке», посвящённую дню рождения С.Я. Маршака. А также чтение стихотворений, потешек, прибауток С.Я. Маршака. В результате проделанной работы добились умению детей участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы, задавать их. Пусть даже получается не всегда, но ребята стараются, у них есть интерес и желание общаться, используя диалог.
  • Моя работа с ребятами находится в самом начале пути, но очень хочется научить детей полноценно общаться, используя речь. Активно и с интересом участвовать в театрализованных постановках разного вида театра в качестве актера, научить следовать правилам ведения диалога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

На сегодняшний день существует огромное количество форм и методов работы по развитию речи детей. Театрализованная деятельность  - одной из таких форм работы. Театрализованная деятельность эт...

Индивидуальный план саморазвития по теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

Театральная деятельность - это самый рапространённый вид детского творчества, и театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат....

Презентация для родителей "Развитие детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Театрализованная деятельность дома позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный а...

Педагогический проект «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный а...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Занятия театральной деятельностью с деть...