Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Осень наступила» Старшая логопедическая группа (5 – 6 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Анастасия Алексеевна Калачева

Конспект открытого занятия по развитию речи

на тему: «Осень наступила»

Старшая логопедическая группа (5 – 6 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_rech.raz_logopedy.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи

на тему: «Осень наступила»

Старшая логопедическая группа (5 – 6 лет)

Цель: учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план.

Задачи:


1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику;
продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения;
5. Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа:
Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени.

Оборудование:
- картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)
- сюжетные картинки для составления рассказов
- мяч
- осенние листья

Ход занятия:

Приветствие с движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, небо! (руки вверх)
Здравствуй, солнце! (руки над головой, описать большой круг)
Здравствуй, земля! (плавно опустить руки на пол)
Здравствуй, планета Земля! (описать большой круг над головой)
Здравствуй, наша большая семья! (все ребята берутся за руки и поднимают их в верх).

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас на столе лежит конверт. Давайте посмотрим, что же в нём. А в конверте карточки с загадками.

Воспитатель загадывает загадки детям.

  1. Листья в воздухе кружатся,
    Тихо на траву ложатся.
    Сбрасывает листья сад —
    Это просто... (листопад)
  2. Ветер тучу позовет,
    Туча по небу плывет.
    И поверх садов и рощ
    Моросит холодный... (дождь)

  3. Стало хмуро за окном,
    Дождик просится к нам в дом.
    В доме сухо, а снаружи
    Появились всюду... (лужи)
  4. Листья с веток облетают,
    Птицы к югу улетают.
    «Что за время года?» — спросим.
    Нам ответят: «Это...» (осень)

    Воспитатель: Ребята, о каком времени года загадки? (Об осени). Назовите месяца осени. (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Сегодня мы будем рассказывать о приметах осени, а чтобы наш рассказ получился содержательным и интересным, в конверте есть картинки с приметами осени, которые помогут нам.  


Воспитатель: И так, давайте вспомним изменения в природе, как одеты и чем заняты люди.
Дети: Осенью немного холодает, но ещё тепло. Трава пожелтела, птицы стали улетать.
Воспитатель: А кто еще знает признаки наступления осени?
Дети: Осенью часто идут дожди. Бывают первые заморозки. Листья желтеют.

Воспитатель: А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, я его встретила по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать».

Игра с мячом


Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.
- Дождь осенью (что делает?) –
Дождь осенью моросит, идет.
-Урожай осенью (что делают?) –
Урожай осенью убирают.
- Птицы осенью (что делают?) —
Птицы осенью улетают.
- Звери осенью (что делают?)
Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
- Деревья осенью (что делают?) —
Деревья осенью роняют листья.
- Листья осенью (что делают?) –
Листья осенью желтеют и опадают.

Физкультминутка «Осенние листья»

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели (присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял (легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели (присесть)

Воспитатель: А теперь внимательно посмотрите на картинки. 

(На доске таблица с приметами осени).

Воспитатель: Давайте повторим осенние приметы и по каждой картинке составим рассказ.

(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень».)
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
Вот такая она – ранняя осень!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что осенний лес, он волшебный. Давайте с вами закроем глаза и представим, что мы в осеннем лесу. «В осеннем лесу».

Релаксация «В осеннем лесу»
Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в волшебном осеннем лесу. Вы оглядываетесь вокруг. Под ногами шуршат листья. Вы вдыхаете свежий воздух и аромат природы. Деревья, словно в праздничном наряде из разноцветных листьев. Вы собираете осенний букет.

Воспитатель: Какие чувства вызывала у вас «прогулка» по осеннему лесу?
Дети: Радость.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что ранней осенью в лесу красиво.
Воспитатель: А еще, ребята осенью бывает такое явление как листопад. Я предлагаю вам устроить осенний листопад в группе.

Дети: Да.

Дыхательная гимнастика «Листопад»
Раздать детям осенние листья и объяснить, что такое листопад. Предложить детям подуть на листья так, чтобы они полетели. Получился листопад. Повторить несколько раз.

- Скажите, ребята, о каком времени года мы говорили?
Мы говорили об осени.
А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.

Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы? (Да)
Тучки солнце закрывают? (Да)
Холодный ветер прилетает? (Да)
Ну а птицы гнезда вьют? (Нет)
А букашки прилетают? (Нет)
Звери норки закрывают? (Да)
Урожай все собирают? (Да)
Птичьи стаи улетают? (Да)
Часто-часто льют дожди? (Да)
Достаем ли сапоги? (Да)
Солнце светит очень жарко? (Нет)
Можно детям загорать? (Нет)
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? (Да)

Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете все признаки осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствов...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Большое транспортное путешествие" для старшей (логопедической) группы

Обогащение словарного запаса детей по теме "Транспорт". Применение ИКТ в образовательной деятельности....

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: "Осенние дары".

Продолжатъ развивать диалогическую речь, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы по рисункам старших детей, развивать речевую фантазию; побуждать детей продолжать рассказ, начатый педаго...

Конспект занятия по развитию речи по теме "Посуда" в старшей логопедической группе

Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из кото­рых она состоит; материалах, из которых она сделана. Форми­рование понятий чайная, столовая, кухонная по...

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Весна. Перелетные птицы» в старшей логопедической группе

laquo;Весна. Перелетные птицы»Цели:Коррекционно-образовательные: уточнить и расширить словарь по теме «Весна. Перелётные птицы»; совершенствовать грамматический строй речи при образ...