Конспект занятия по развитию речи с использованием приёмов мнемотехники (старшая группа) «Кот Пушок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мария Александровна Бобылева

Конспект занятия по развитию речи

        с использованием приёмов мнемотехники

                                (старшая группа)

      Тема: Пересказ рассказа «Пушок»

Цель: Формировать умение передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на мнемотаблицу.

Задачи: Развивать умение строить полные и четкие предложения при ответе на вопросы. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей. Развивать умение составлять простые загадки. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы друг друга.

Методы и приёмы: Беседа, художественное слово, создание проблемной ситуации, демонстрация, загадывание загадок, моделирование, физминутка.

Оборудование: Панно «Деревня», предметные картинки с изображением домашних животных, письмо, мнемотаблица к рассказу, набор картинок для составления мнемотаблицы.

Предварительная работа: Беседа о домашних животных, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, д/и «Дикие и домашние».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kot_pushok.docx140.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                        «Детский сад № 163»

               

                   Конспект занятия по развитию речи

        с использованием приёмов мнемотехники

                                (старшая группа)

      Тема: Пересказ рассказа «Пушок»

           

                                                                 Выполнила:

                                                                 воспитатель Бобылева Мария Александровна

                                         

 

                                         г. Ярославль, 2022г.

Цель: Формировать умение передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на мнемотаблицу.

Задачи: Развивать умение строить полные и четкие предложения при ответе на вопросы. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей. Развивать умение составлять простые загадки. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы друг друга.

Методы и приёмы: Беседа, художественное слово, создание проблемной ситуации, демонстрация, загадывание загадок, моделирование, физминутка.

Оборудование: Панно «Деревня», предметные картинки с изображением домашних животных, письмо, мнемотаблица к рассказу, набор картинок для составления мнемотаблицы.

Предварительная работа: Беседа о домашних животных, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, д/и «Дикие и домашние».

                                  Ход занятия

  1. Вводная часть

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Встаньте на лужок и сделайте кружок. С каким настроение вы пришли сегодня в детский сад? (ответы детей). А мне почему-то сегодня немного грустно… А что надо сделать чтобы человеку стало весело? Правильно! Подарить ему улыбку!

Психогимнастика  "Я, ты, он, она".

В этом круге – все друзья!

Я, ты, он, она вместе – дружная семья!

Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.

В этом круге все друзья!

Я, ты, он, она вместе – дружная семья!

Ущипни соседа справа, ущипни соседа слева.

В этом круге – все друзья!

Я, ты, он, она вместе – дружная семья!

Улыбнись соседу справаулыбнись соседу слева!

В этом круге – все друзья!

Я, ты, он, она вместе – дружная семья!

Посмотрите на себя – вместе мы сто тысяч "Я"

Воспитатель: К нам в садик сегодня пришло письмо. Хотите узнать, что в нём написано?

(Ответы детей)

Воспитатель читает письмо.

Пишут вам старик со старушкой.

Очень скучно нам в избушке.

Ждём мы в гости всех детей, по возможности скорей.

Просим вас не отказать, побыстрее приезжать.

У нас случилась беда.

Все наши домашние животные убежали в лес.

Помогите нам их вернуть.

Воспитатель: Ребята, поможем бабушке и дедушке?

(Ответы детей)

Воспитатель: На чём можно отправиться в деревню?

(Ответы детей)

Воспитатель: Мы поедем на поезде. Вставайте вагончики друг за другом.

                                    Вот поезд наш едет,

                                    Колёса стучат.

                                    А в поезде нашем

                                    Ребята сидят.

                                    Чух-чух-чух,

                                    Чух-чух-чух.

Дети встают друг за другом и проходят на свои места.

  1. Основная часть

Воспитатель: Вот мы и приехали в деревню.

(На доске изображение дома, бабушки и дедушки).

Воспитатель: Чтобы домашние животные, которые жили у бабушки с дедушкой, вернулись, надо составить загадки о них и научиться пересказывать текст.

Воспитатель: Давайте поможем бабушке и дедушке вернуть животных.

(Составление простых загадок детьми)

Пример:

Дает молоко, но не коза

С рогами, но не лось

Ест сено, но не кролик

(Корова)

С помощью вспомогательных таблиц составляем загадки про собаку, овцу, лошадь, козу.

Дети составляют загадки, воспитатель выставляет картинки на панно.

Воспитатель: Но не все животные вернулись из леса. Есть у бабушки любимец, который любит сидеть на окне. Зовут его Пушок. Как вы думаете, кто это?

(Кот)

Правильно! А мы с вами знаем физкультминутку «Хитрый кот». Давайте, вспомним ее?

Хитрый кот

Хитрый кот по дому рыщет,       

Мышку маленькую ищет             

Мышка в подполе живёт,            

Тихо досочки скребёт.                

Не поймает котик                          

Мышеньку за хвостик!

Воспитатель: Для того, чтобы вернуть Пушка, нам надо послушать, что с ним случилось и рассказать об этом.

Воспитатель читает рассказ «Пушок»

Убежал котёнок Пушок из дома, пролез под забором и оказался в лесу. Здесь ему попался ёжик. Тронул его Пушок лапой – колется. Вдруг пушок увидел лису – рыжую, хитрую, красивую. Испугался Пушок, подбежал к дереву и стал забираться по стволу вверх. Долго сидел Пушок на дереве и жалобно мяукал. Вдруг ветка обломилась. Пушок упал на землю, вскочил и бросился наутек из леса.

Игра на местах «Ответь на вопрос» с помощью мяча

(воспитатель задает вопрос и кидает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю)

-Как Пушок оказался в лесу?

(Пушок убежал из дома)

-Где он пролез?

(Он пролез под забором)

-Как Пушок уколол лапу?

(Он увидел ежа и дотронулся до него)

-Какая была лиса?

(Лиса была красивая, рыжая, хитрая)

-Почему Пушок забрался на дерево?

(Он испугался лисы)

-Что делал Пушок на дереве?

(Пушок сидел и жалобно мяукал)

-Почему Пушок упал на землю?

(Пушок упал на землю, потому что сломалась ветка)

-Что сделал Пушок, когда упал на землю?

(Он вскочил и бросился наутек из леса)

-А как вы понимаете слово «наутёк»?

(Быстро)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть немного по-другому.                    

 Игра с мячом «Доскажи предложение»

(Дети встают в круг. Воспитатель бросает ребёнку мяч и произносит предложение с пропущенным словом. Ребенок возвращает мяч воспитателю и произносит полное предложение.)

Кот Пушок……………из дома.                 Кот Пушок убежал из дома.

Пушок………под забором.                        Пушок пролез под забором.

Пушок……….в лесу.                                  Пушок оказался в лесу.

Пушок его………и укололся.                    Пушок его тронул лапой и укололся.

Пушок………….к дереву.                          Пушок подбежал к дереву.

Лиса была…………. .                                 Лиса была рыжая, хитрая, красивая.

Пушок…..на дереве и мяукал.                   Пушок сидел на дереве и мяукал.

Ветка на дереве……… .                             Ветка на дереве обломилась.

Пушок……….на землю.                             Пушок упал на землю.

Пушок……..наутёк.                                     Пушок бросился наутек.

Дети проходят на свои места.

На доске воспитатель расставляет картинки. (Не по порядку)

                         

Воспитатель: Какому рассказу посвящена наша выставка рисунков?

(Ответы детей)

Воспитатель: Расположите рисунки в нужной последовательности (по порядку). С чего все началось? Что было дальше? 

(К доске вызываются группы по 3-4 ребенка)

 

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь послушайте рассказ о Пушке еще раз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить, чтобы  потом пересказать. 

ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ДЕТЬМИ

Пересказ с наглядной опорой в виде мнемотаблицы.

Воспитатель: Расскажите историю про Пушка. Схема вам в этом поможет.

(Принимают участие все дети по цепочке. Потом 2-3 ребёнка пересказывают рассказ целиком). 

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, скажите о чем нас просили бабушка и дедушка?

(Они просили помочь им вернуть домашних животных.)

Воспитатель: Мы с вами вернули всех животных?

(Нет)

Воспитатель: Кого нам нужно было ещё вернуть?

(Котенка Пушка)

Воспитатель: А что для этого надо было сделать?

(Нужно было послушать, что случилось с Пушком и рассказать об этом.)

Воспитатель: Скажите, мы справились с этим заданием?

(Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, котёнок Пушок вернулся к бабушке и дедушке.

Воспитатель выставляет на панно картинку котенка.

Воспитатель: Чем вы сегодня занимались на занятии? Что больше всего понравилось?

(Ответы детей)

        https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/11/22/pushok.docx_image17.jpg

             

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/11/22/pushok.docx_image18.jpg

       

       https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/11/22/pushok.docx_image13.jpg       

        https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/11/22/pushok.docx_image7.jpg

     https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/11/22/pushok.docx_image19.jpg

   

        https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/11/22/pushok.docx_image20.jpg

              https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/11/22/pushok.docx_image21.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/11/22/pushok.docx_image1.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/11/22/pushok.docx_image2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Маша идет в школу"

Занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу» Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление),...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе

НОД  в старшей группе по развитию речи ,с использованием ТРИЗ....

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе "Моя любимая игрушка"

КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности по развитию речи на тему«Моя любимая игрушка»с использованием мнемотехникидля детей старшей группыЦель: учить детей составлять описатель...

Конспект занятия по развитию речи с использованием приёмов мнемотехники в старшей группе. Тема: Пересказ рассказа "ПУШОК"

Формировать умение детей пересказывать текст с опорой на составленную мнемотаблицу....

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Программное содержание:Учить использовать в речи слова и выражения, не...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Волшебный мир сказок"

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группеТема: "Волшебный мир сказок"...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке»

Развивать общую моторику и координацию речи с движением.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление....