Конспект занятия по развитию речи с использованием приёмов мнемотехники (старшая группа) «Кот Пушок»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи
с использованием приёмов мнемотехники
(старшая группа)
Тема: Пересказ рассказа «Пушок»
Цель: Формировать умение передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на мнемотаблицу.
Задачи: Развивать умение строить полные и четкие предложения при ответе на вопросы. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей. Развивать умение составлять простые загадки. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы друг друга.
Методы и приёмы: Беседа, художественное слово, создание проблемной ситуации, демонстрация, загадывание загадок, моделирование, физминутка.
Оборудование: Панно «Деревня», предметные картинки с изображением домашних животных, письмо, мнемотаблица к рассказу, набор картинок для составления мнемотаблицы.
Предварительная работа: Беседа о домашних животных, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, д/и «Дикие и домашние».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kot_pushok.docx | 140.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 163»
Конспект занятия по развитию речи
с использованием приёмов мнемотехники
(старшая группа)
Тема: Пересказ рассказа «Пушок»
Выполнила:
воспитатель Бобылева Мария Александровна
г. Ярославль, 2022г.
Цель: Формировать умение передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на мнемотаблицу.
Задачи: Развивать умение строить полные и четкие предложения при ответе на вопросы. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь детей. Развивать умение составлять простые загадки. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы друг друга.
Методы и приёмы: Беседа, художественное слово, создание проблемной ситуации, демонстрация, загадывание загадок, моделирование, физминутка.
Оборудование: Панно «Деревня», предметные картинки с изображением домашних животных, письмо, мнемотаблица к рассказу, набор картинок для составления мнемотаблицы.
Предварительная работа: Беседа о домашних животных, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, д/и «Дикие и домашние».
Ход занятия
- Вводная часть
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Встаньте на лужок и сделайте кружок. С каким настроение вы пришли сегодня в детский сад? (ответы детей). А мне почему-то сегодня немного грустно… А что надо сделать чтобы человеку стало весело? Правильно! Подарить ему улыбку!
Психогимнастика "Я, ты, он, она".
В этом круге – все друзья!
Я, ты, он, она вместе – дружная семья!
Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.
В этом круге все друзья!
Я, ты, он, она вместе – дружная семья!
Ущипни соседа справа, ущипни соседа слева.
В этом круге – все друзья!
Я, ты, он, она вместе – дружная семья!
Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева!
В этом круге – все друзья!
Я, ты, он, она вместе – дружная семья!
Посмотрите на себя – вместе мы сто тысяч "Я"
Воспитатель: К нам в садик сегодня пришло письмо. Хотите узнать, что в нём написано?
(Ответы детей)
Воспитатель читает письмо.
Пишут вам старик со старушкой.
Очень скучно нам в избушке.
Ждём мы в гости всех детей, по возможности скорей.
Просим вас не отказать, побыстрее приезжать.
У нас случилась беда.
Все наши домашние животные убежали в лес.
Помогите нам их вернуть.
Воспитатель: Ребята, поможем бабушке и дедушке?
(Ответы детей)
Воспитатель: На чём можно отправиться в деревню?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мы поедем на поезде. Вставайте вагончики друг за другом.
Вот поезд наш едет,
Колёса стучат.
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чух-чух-чух,
Чух-чух-чух.
Дети встают друг за другом и проходят на свои места.
- Основная часть
Воспитатель: Вот мы и приехали в деревню.
(На доске изображение дома, бабушки и дедушки).
Воспитатель: Чтобы домашние животные, которые жили у бабушки с дедушкой, вернулись, надо составить загадки о них и научиться пересказывать текст.
Воспитатель: Давайте поможем бабушке и дедушке вернуть животных.
(Составление простых загадок детьми)
Пример:
Дает молоко, но не коза
С рогами, но не лось
Ест сено, но не кролик
(Корова)
С помощью вспомогательных таблиц составляем загадки про собаку, овцу, лошадь, козу.
Дети составляют загадки, воспитатель выставляет картинки на панно.
Воспитатель: Но не все животные вернулись из леса. Есть у бабушки любимец, который любит сидеть на окне. Зовут его Пушок. Как вы думаете, кто это?
(Кот)
Правильно! А мы с вами знаем физкультминутку «Хитрый кот». Давайте, вспомним ее?
Хитрый кот
Хитрый кот по дому рыщет,
Мышку маленькую ищет
Мышка в подполе живёт,
Тихо досочки скребёт.
Не поймает котик
Мышеньку за хвостик!
Воспитатель: Для того, чтобы вернуть Пушка, нам надо послушать, что с ним случилось и рассказать об этом.
Воспитатель читает рассказ «Пушок»
Убежал котёнок Пушок из дома, пролез под забором и оказался в лесу. Здесь ему попался ёжик. Тронул его Пушок лапой – колется. Вдруг пушок увидел лису – рыжую, хитрую, красивую. Испугался Пушок, подбежал к дереву и стал забираться по стволу вверх. Долго сидел Пушок на дереве и жалобно мяукал. Вдруг ветка обломилась. Пушок упал на землю, вскочил и бросился наутек из леса.
Игра на местах «Ответь на вопрос» с помощью мяча
(воспитатель задает вопрос и кидает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю)
-Как Пушок оказался в лесу?
(Пушок убежал из дома)
-Где он пролез?
(Он пролез под забором)
-Как Пушок уколол лапу?
(Он увидел ежа и дотронулся до него)
-Какая была лиса?
(Лиса была красивая, рыжая, хитрая)
-Почему Пушок забрался на дерево?
(Он испугался лисы)
-Что делал Пушок на дереве?
(Пушок сидел и жалобно мяукал)
-Почему Пушок упал на землю?
(Пушок упал на землю, потому что сломалась ветка)
-Что сделал Пушок, когда упал на землю?
(Он вскочил и бросился наутек из леса)
-А как вы понимаете слово «наутёк»?
(Быстро)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поиграть немного по-другому.
Игра с мячом «Доскажи предложение»
(Дети встают в круг. Воспитатель бросает ребёнку мяч и произносит предложение с пропущенным словом. Ребенок возвращает мяч воспитателю и произносит полное предложение.)
Кот Пушок……………из дома. Кот Пушок убежал из дома.
Пушок………под забором. Пушок пролез под забором.
Пушок……….в лесу. Пушок оказался в лесу.
Пушок его………и укололся. Пушок его тронул лапой и укололся.
Пушок………….к дереву. Пушок подбежал к дереву.
Лиса была…………. . Лиса была рыжая, хитрая, красивая.
Пушок…..на дереве и мяукал. Пушок сидел на дереве и мяукал.
Ветка на дереве……… . Ветка на дереве обломилась.
Пушок……….на землю. Пушок упал на землю.
Пушок……..наутёк. Пушок бросился наутек.
Дети проходят на свои места.
На доске воспитатель расставляет картинки. (Не по порядку)
Воспитатель: Какому рассказу посвящена наша выставка рисунков?
(Ответы детей)
Воспитатель: Расположите рисунки в нужной последовательности (по порядку). С чего все началось? Что было дальше?
(К доске вызываются группы по 3-4 ребенка)
Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь послушайте рассказ о Пушке еще раз. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить, чтобы потом пересказать.
ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ДЕТЬМИ
Пересказ с наглядной опорой в виде мнемотаблицы.
Воспитатель: Расскажите историю про Пушка. Схема вам в этом поможет.
(Принимают участие все дети по цепочке. Потом 2-3 ребёнка пересказывают рассказ целиком).
- Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, скажите о чем нас просили бабушка и дедушка?
(Они просили помочь им вернуть домашних животных.)
Воспитатель: Мы с вами вернули всех животных?
(Нет)
Воспитатель: Кого нам нужно было ещё вернуть?
(Котенка Пушка)
Воспитатель: А что для этого надо было сделать?
(Нужно было послушать, что случилось с Пушком и рассказать об этом.)
Воспитатель: Скажите, мы справились с этим заданием?
(Ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, котёнок Пушок вернулся к бабушке и дедушке.
Воспитатель выставляет на панно картинку котенка.
Воспитатель: Чем вы сегодня занимались на занятии? Что больше всего понравилось?
(Ответы детей)
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Маша идет в школу"
Занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу» Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление),...
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе
НОД в старшей группе по развитию речи ,с использованием ТРИЗ....
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе "Моя любимая игрушка"
КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности по развитию речи на тему«Моя любимая игрушка»с использованием мнемотехникидля детей старшей группыЦель: учить детей составлять описатель...
Конспект занятия по развитию речи с использованием приёмов мнемотехники в старшей группе. Тема: Пересказ рассказа "ПУШОК"
Формировать умение детей пересказывать текст с опорой на составленную мнемотаблицу....
Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»
Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Программное содержание:Учить использовать в речи слова и выражения, не...
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Волшебный мир сказок"
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группеТема: "Волшебный мир сказок"...
Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке»
Развивать общую моторику и координацию речи с движением.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление....