Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе Тема: "Волшебный мир сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гаус Елена Владимировна

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе

Тема: "Волшебный мир сказок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_triz_razvitie_rechi._starshaya.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 10 общеразвивающего вида»

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе

Тема: "Волшебный мир сказок"

Составитель:   

                                                                    Воспитатель старшей группы  

                                                                    Гаус Елена Владимировна

Новосибирск 2021

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе

Тема: "Волшебный мир сказок"

Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий.  Развивать навыки фантазирования.

Задачи:  Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные. Закреплять умение составлять цепочку-рассказ.

Придумывать слова-рифмы. Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели, сочинять сказку методом «каталога», в которой присутствует два героя положительный и отрицательный, имеющие свои цели.

Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.

Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.

Материалы и оборудование:  волшебная палочка, ложка,  предметными картинками, рисунок Ежика,  игрушка-Колобок, фланелеграф, модель для составления загадки, книга со сказками, аудиозапись, макет сказочной поляны.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры «Хорошо-плохо», «Придумай рифму, «Сочини сказку»

 Ход занятия

Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.

Дети:  Здравствуйте.

  - Добрый день!- тебе сказали

  - Добрый день!- ответил ты.

    Как две ниточки связали

    Теплоты и доброты.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю Вас, отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок. Как вы думаете, что такое сказка?

Дети: Сказка- это волшебный мир. Мир приключений, это то чего не может быть.  

Воспитатель: Верно. Сказка – это вымышленная  история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках  присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, не реальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети и взрослые. А вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них

В сказке может всё случиться

Наша сказка впереди

Сказке в дверь мы постучимся

Сказка в гости ты нас жди.

Воспитатель. Ребята, у меня есть волшебная палочка, которая перенесет нас в сказочную страну. Путешествовать в страну сказок, я возьму с собой того, кто назовёт мне сказку в названии которых есть число.

Дети:

-Три толстяка

- Волк и семеро козлят

- Белоснежка и семь гномов

- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

- Три поросёнка

- Два жадных медвежонка

- Двенадцать месяцев

(звучит музыка «Волшебство» )

Воспитатель. Ой ребята, кто это по дорожке катиться?

Ответы детей: Колобок

Воспитатель. Загадаю вам загадку, и вы узнаете с кем дружит колобок:

Этот зверь вам всем знаком,

Ест мышей, пьет молоко,

Но на кошку не похож,

Этот-зверь колючий …

Дети: Еж

(колобок показывает картинку Ежа)

Воспитатель: Правильно, ребята, а что вы узнали про ежика из загадки?

Дети: ответы.

Воспитатель: Давайте попробуем сами сочинить загадку. Ежик-какой?

(дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый и т.д).

- Что еще, кроме ежика, бывает колючим?

Дети: ответы.

Воспитатель: Вот у нас и получилась загадка: (использование картинок для загадок):  Колючий, а не елка, круглый, а не колобок, маленький, а не муравей, серый, а не волк.

Воспитатель: Ребята, какие мы молодцы, придумали загадку, которую никто еще не знал.

А теперь отгадайте следующие загадки:

На овчарку он похож, что не зуб - то острый нож,

Он бежит оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)

-  Какой в сказках бывает волк?

Ответы детей: злой, зубастый

-  Назовите сказки в которых волк является главным героем?

- Лисичка- сестричка и серый волк

- Иван царевич и серый волк

- Волк и семеро козлят

- Колобок

- Теремок

- Рукавичка

- Красная шапочка

Воспитатель. Мы с вами знаем, что сказочные герои в том числе и волк, обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру которая называется наоборот. Я буду дотрагиваться до ваших ладошек и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.

Добрый – злой

Трудолюбивый – ленивый

Вежливый – грубый

Грустный – весёлый

Радостный – печальный

Сытый – голодный

Трусливый – храбрый

Вредный – полезный

Щедрый – скупой

Молодцы ребята, много слов разных знаете

- Посмотрите, на полянку мы попали. Что это за дерево перед нами? Из какой оно сказки?

Ответы детей: Гуси – лебеди

Около яблоньки ложка лежит. Давайте подумаем и составим цепочку- рассказ, про яблоньку и ложку. Я начну, а вы мне помогайте.

- В саду стояла яблонька, на которой

Дети: Висели вкусные и спелые яблочки

- яблочки были спелые и поэтому сами

Дети: Сами падали на землю

- так, как яблочки падали, бабушка

Дети: Бабушка их собирала

- собрав яблоки, чтобы они не испортились бабушка

Дети Варила вкусное варенье

-   варенье было вкусное, поэтому

Дети: Внуки ели его прямо ложками

Воспитатель. Молодцы ребята хороший рассказ составили.

Воспитатель.   Я вам предлагаю игру которая называется «хорошо-плохо»

В каждой картинке вы должны найти хорошее и плохое.

(в розе хорошо то, что она красивая, а плохо то, что у неё шипы и можно уколоть руку)

(Морожено вкусное, а плохо то, что можно заболеть)

(в велосипеде хорошо то, что на нём можно кататься, плохо то , что можно упасть)                                                                                                                                      Молодцы ребята.

Воспитатель: Ребята, а давайте сочиним сказку для наших Колобка и ежика, что-то они стали совсем грустными:

Дети: ответы детей

Вопросы:

  1. Жил-был кто?
  2. Почему колобок дружил с Ежиком?
  3. Чем они похожи?
  4. Чем отличаются?
  5. Что стали делать?

Примерная сказка: Жил был колобок, и был у него друг ежик. Вот однажды говорит ежик,  колобку: « Вот если бы и ты я были колючим, тебе тоже в лесу боятся было б некого» А как колобок может стать колючим:? _ Покатался он по елкам, иголки прилипли – как Ежик стал и вместе покатались. А навстречу семейка зайчат: все хотят с Колобком поздороваться. Он иголки быстро стряхнул и прыг на руки. А Ежика все боятся трогать- уколоться можно. А как все же можно его погладить?

-Поиграли с зайчатами, покатились дольше. У них много приключений будет. А вот про деда с бабой мы чуть  не забыли.  Они же были голодные, испекли Колобка, а он убежал. Совсем им кушать нечего. Или в лесу можно что-то найти?

Воспитатель. Молодцы ребята хорошую сказку составили. Посмотрите, колобок и Ежик  улыбнулись, значит им понравилась наша сказка.

Наше путешествие подошло к концу. Сейчас я взмахну нашей волшебной палочкой, и мы окажемся опять в саду.

Рефлексия:

Что вам особенно запомнилось?

Теперь вы знаете, что есть чудесная страна сказок.   А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Литература:

  1. . О.М.Ельцова, Л.В.Прокопьева  Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Подг.к школе группа Детство пресс:,2016
  2. Т.И .Петрова, Е.С.Петрова Игры и занятия по развитию речи дошкольников, старшая группа. М:. «Школьная Пресса 2006.
  3. С. И. Гин занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. «ТРИЗ-профи»,2013
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/03/14/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-s-ispolzovaniem-triz-v.

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе "Маша идет в школу"

Занятие по развитию речи в старшей группе "Маша идет в школу» Задачи:1. Способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление),...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ в старшей группе

НОД  в старшей группе по развитию речи ,с использованием ТРИЗ....

Конспект досуга по развитию речи с использованием ИКТ для старшей группы «Путешествие в страну сказок»

Конспект досуга по развитию речис использованием ИКТдля старшей группы«Путешествие в страну сказок»...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «По следу жадных медвежат»

Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы с использованием технологий моделирования.Задачи: Обучающие:- Формировать умение пересказывать худож...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе "Моя любимая игрушка"

КОНСПЕКТорганизованной образовательной деятельности по развитию речи на тему«Моя любимая игрушка»с использованием мнемотехникидля детей старшей группыЦель: учить детей составлять описатель...

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Эки карам айучак»

Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы с использованием технологий моделирования.Задачи: Обучающие:- Формировать умение пересказывать худож...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Программное содержание:Учить использовать в речи слова и выражения, не...