Мастер класс "Правильная и выразительная речь – признак образованности, благородства и высокой культуры"
учебно-методический материал по развитию речи
Цель данного мастер-класса овладение способами интонационной выразительности речи через использование различных языковых компонентов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАСТЕР - КЛАСС
Правильная и выразительная речь – признак образованности, благородства и высокой культуры
Цель: Овладение способами интонационной выразительности речи через использование различных языковых компонентов.
Слайд: «Пусть говорят…». Звучат музыкальные позывные передачи.
Ведущая: Добрый день, уважаемые зрители! В эфире Анжеро-Судженск. Передача «Пусть говорят» и я, ее ведущая, Альфия. В этой студии мы поднимаем невыдуманные вопросы, о которых невозможно молчать. И тема нашей сегодняшней передачи (Слайд) «Правильная и выразительная речь – признак образованности, благородства и высокой культуры».
Ведущая: Почему мы затронули эту тему? Да потому, что правильная и выразительная речь сегодня является редкостью. Не все могут интересно и увлекательно донести информацию до собеседника, расположить его к себе, а ведь это необходимо не только актерам, дикторам и профессиональным ведущим, но и каждому из нас! Особенно это важно для руководителей дошкольных организаций и педагогов, ведь правильная и выразительная речь для них является орудием их труда.
Ведущая: (Обращаясь к присутствующим): Сколько диалогов приходится вам выстраивать в течение рабочего дня? Двести? Триста? А может быть – тысячу и более? Всегда ли вы получаете возможность быть услышанным и понятым?
Да. Иногда. К сожалению, не всегда.
Ведущая: А наши дети!? Эти неугомонные шалуны! Им стократ сложнее… Им нужно так выразить свою мысль, чтобы сразу всем всё стало ясно и понятно, чтобы все вокруг захотели общаться с ними!!!
Как это сделать? Да легко и просто! Хотите научиться? Помогут нам гости, которые с минуты на минуту появятся в нашей студии, но, а пока предлагаю подготовиться к их встрече. Согласны?
Тогда садитесь удобнее и приготовьтесь к разминке.
Звучит легкая музыка. Разминка начинается (каждое упражнение по 2-3 раза).
- «Улыбка» (Слайд: губы в спокойном состоянии и в улыбке) Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
- «Трубочка» (Слайд: слоненок)
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
- «Часики» (Слайд: часики)
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
- «Маятник» (Слайд: маятник)
Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?
- «Качели» (Слайд: качели)
На веселые качели
Овца с зайчиком присели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Ведущая: Молодцы! Умнички! Ну, вот мы и готовы к встрече с первым гостем. Встречайте - Дикция.
Звуковой сигнал (один и тот же на все появления гостей) и
Слайд: Дикция - отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков
Если мы говорим нечетко, непонятно, речь смазанная и неясная – значит важно не упустить время и начать развивать мышцы губ и языка. А помогут нам в этом - скороговорки. Готовы?
Ведущая: Напомню:
- Сначала начинаем говорить в замедленном темпе, отчетливо произнося каждое слово и каждый звук.
- Затем, постепенно ускоряем темп, следим, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.
- Далее: стараемся скороговорку произнести на одном выдохе. Соблюдаем плавность и слитность произнесения.
Итак, внимание на экран!
(Печатный текст и картинка скороговорки высвечивается на Слайде. Скороговорки проговариваются хором сначала в замедленном, затем в быстром темпе по 2-3 раза)
- Прохор и Пахом ехали верхом.
- У Фени фуфайка, у Фаи туфли.
- Чешуя у щучки, щетина у чушки.
Ведущая: Сейчас мы с вами прочувствовали не только фразы, слова, но и каждый слог, каждый звук. Верно? Первый шаг к выразительной речи - сделан!
Ведущая: И мы приветствуем следующего нашего гостя –
Логическое ударение
Звуковой сигнал и Слайд: Логическое ударение – выделение наиболее важного слова.
Логическое ударение может падать на любое слово в предложении. Все зависит от того, что именно вы хотите подчеркнуть в смысловом отношении.
Ведущая: Предлагаю поупражняться в произношении предложения, последовательно выделяя голосом слова. Тем самым, еще раз убедимся, что смысл высказывания от перестановки логического ударения… – меняется! Даже слишком! Итак, внимание на экран! «Информация от заведующего» (появляется предложение)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Нам | подарили | десять | интерактивных | досок! |
Работаем по рядам (по группам)!
Прочитайте вслух предложение, выделив логическим ударением нужные слова:
- первый ряд (группа) – первое слово(хором): нам, а не другому детскому саду;
- второй ряд (группа) – второе слово (хором): подарили, а не купили;
- третий ряд (группа) – третье слово (хором): десять, а не одну;
- четвертый ряд (группа) – четвертое слово (хором): интерактивных, а не обычных школьных;
- пятый ряд (группа) – пятое слово (хором): досок, а не игрушек.
(Ведущая комментирует смысл каждого предложения)
Ведущая: Великолепно! Таким образом, мы убедились, что очень важно владеть умением выделять наиболее значимое для собеседника, иначе утрачивается смысл всего сказанного!
Ведущая: А еще смысл сказанного зависит от места паузы. Умеете держать паузу? По Станиславскому? Как скала, демонстрируя уверенность и собранность? Встречайте, в нашей студии родная сестра пауз и ударений - Интонация.
Звуковой сигнал и Слайд: Интонация – сочетание логических пауз, ударений.
Ведущая: Наша речь не должна быть монотонной. В ней обязательно должны присутствовать интонации, которые усиливают значение слова и выражают иногда больше, чем само слово.
И поэтому, прямо сейчас у нас в студии вместе с нашей гостьей Интонацией мы проведем «Конкурс фраз».
Фраза высвечивается на слайде, большой красивый мяч передается друг другу, задания выполняются тем зрителем, у кого в руках оказался мяч
Ведущая: Внимание на экран. Кто готов?
Испуганно: Красный свет – дороги нет!
Оживленно: Новогодние игрушки, свечи и хлопушки!
С предупреждением: Ребята, давайте жить дружно!
Таинственно, загадочно: Это я, почтальон Печкин.
Пафосно: У воспитанной собаки нету повода для драки!
Ведущая: Подошел к концу наш конкурс. Кто, по-вашему, был хорош? Какая фраза запомнилась? А все потому, что ей была придана наиболее яркая окраска. Громкие аплодисменты Победителю!
Ведущая: И следующий гость нашей студии - Тембр речи.
Звуковой сигнал и Слайд: Тембр речи – это специфическая индивидуальная окраска голоса, качество воспроизводимого звука.
Наверняка, каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую, даже неважно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос. Ощущение, что голос как - бы льется из груди!
Но у всех он разный и льется по-разному! И в силу некоторых обстоятельств, нам приходится использовать все тембры нашего голоса. Давайте убедимся и в этом, и в вашем артистизме, потому что сегодня в роли знаменитых пародистов выступаете именно Вы, уважаемые зрители нашей студии.
Ведущая: Итак, внимание на экран! (на слайде «Спародируйте голос персонажа», портрет героя и характеристика тембра голоса)
Ведущая: Кто готов? (Еще желающие есть?)
- Низкий, сиплый, угрожающий: «Ну, заяц, погоди!»
- Старческий, хриплый, низкий, зловещий: «Фу-фу-фу русским духом пахнет! Зачем пришел молодец?»
- Нежный, мелодичный, приятный, серебристый: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный. Что ты тих как день ненастный?»
- Ласковый, нежный, мурлыкающий: «Корову заведем, молоко пить будем»
- Низкий, важный, степенный, медлительный: «Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу»
Ведущая: Чудесно! Аплодисменты наши пародистам!
Ведущая: И последний в очереди, но не последний по значению гость – Звукоподражание.
Звуковой сигнал и Слайд: Звукоподражание - условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.
Сейчас мы с вами будем осваивать профессию звукорежиссёра и создадим «Звуковое оформление фильма».
Кто получил эмблему со звуковым изображением при регистрации? Приглашаю к столу, здесь есть все необходимое для воспроизведения звуков (театральная ширма – скрип калитки, емкость с водой и стаканчик – наливает чай, емкость с песком – шаркает ногами, толстая книга (бах!) – свалился с лавки)
На слайдах высвечиваются картинки, ведущая читает текст, все присутствующие оформляют его звуками.
- Ночь (звездное небо, месяц).
- В деревне Марьевка тихо (деревня ночью).
- Лишь завывает ветер (ветер дует, воет).
- Да поскрипывают на разные голоса калитки (калитки).
- Вдалеке слышен лай собак (собаки возле будок в ночное время).
- Лай то усиливается, то стихает.
- Только в печи у бабы Анны потрескивает огонь (печь с раскаленными огоньками)
- Дед Матвей посапывает на лавке (Дед спит на лавке)
- Иногда похрапывает (Хр-р-р-р)
- Стал переворачиваться на другой бок, да и свалился (бах!)
- Кошка, спокойно лежавшая рядышком, вскочила и с испугу истошно закричала! (ошалевшая кошка)
- Баба Аня, зная такие «промахи» деда Матвея, быстренько стала наливать ему чай (чай наливает бабушка)
- Кряхтя и охая, дед Матвей пошаркал к столу (ноги по половичку)
- Причмокивая, начал пить горячий чай (дед пьет)
- Дует и причмокивает! Дует и причмокивает! (дед пьет)
- Вот и утро (солнце поднимается)
- Закричал петух (петух на заборе)
- Громким эхом ответили куры (куры во дворе)
- Трели соловья (соловей), пробудили тишину, приветствуя новый светлый день.
- Хорошо!
Ведущая: Уважаемые зрители студии, с помощью наших гостей мы овладели некоторыми приемами и способами правильной и выразительной речи. И к нам в студию пришло три письма, без адресата. Кому мы их вручим? Самым активным? Самым говорливым? Самым артистичным? Самым самым самым? Кто желает получить письмо?(ведущая раздает письма на выбор). Предлагаю участникам собраться с мыслями и вслух прочитать текст письма, используя полученные сегодня навыки. Допускается импровизация и обыгрывание образа. Просим вас на сцену!
Ведущая: Итак, в «Конкурсе чтецов» принимают участие….. Представьтесь, пожалуйста! Замечательно! Прошу!
Участники конкурса зачитывают содержание писем.
Друзья
Как начну конфеты есть,
У меня друзей - не счесть!
А закончились конфеты,
И друзей в помине нету!
За конфету каждый друг,
Так и рвет ее из pук.
Ну, зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты…
Выдумщики
Выдумали девочки
Каблуки.
Выдумали мальчики
Кулаки.
Ходят гордо девочки –
Ах, на каблуках!
Ходят гордо мальчики –
Ой, да в синяках!
Упрямый козлик
Надвигается гроза,
Гром гремит над головой.
Надрывается коза,
Тащит козлика домой:
«Ну, пойдём, пойдём, сыночек!
Тут грозою нас убьёт,
Тут нас дождиком замочит...»
Но козлёнок не идёт!
Бодается, брыкается,
Ногами упирается…
Много нервов тратят мамы,
Если дети их упрямы!
Ведущая: Бурные, продолжительные аплодисменты нашим участникам!
Ведущая: Вот и подошла к концу наша передача.
Говорите так, чтобы быть услышанным! Помните, что ваша речь для ребенка является образцом для подражания. Подражая вам, ребенок заимствует и ваш словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.
Умение говорить правильно и выразительно – это важный навык, которым способен овладеть каждый. Наши успехи во многом зависят от того, насколько последовательно и убедительно мы выражаем свои мысли. И это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться!
Берегите себя и своих близких! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Народная культура как средство формирования выразительности речи детей старшего дошкольного возраста»
Серия практических заданий для родителей и детей...
Мастер-класс на тему: «Воспитание выразительной речи в семье»
Цель: привлечь внимание родителей к воспитанию выразительной речи у детей дошкольного возраста.Дети учатся разговаривать в семье. И зачастую, услышанные обращения, фразы, мимика, жес...
Мастер – класс «Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи дошкольников»
Конспект мастер-класса "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительности речи педагога"...
Мастер – класс для педагогов Театрализованная игра как средство развития интонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного образования
Театрализованная игра как средство развитияинтонационной выразительности речи детейстаршего дошкольного возраста по Федеративным государственным образовательным стандартам дошкольного обра...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Речь педагога как образец, эталон, инструмент для воспитания эмоциональной и интонационной выразительности речи дошкольников»
мастер-класс для педагогов по развитию речи...
мастер-класс для педагогов "Речь педагога как образец и инструмент для воспитания выразительности речи дошкольника
мастер - класс для педагогов по развитию ритма, темпа, выразительности речи и развитию речевого дыхания...
Мастер-класс "Речь педагога, как инструмент воспитания выразительной речи дошкольников".
Предназначен для ММО начинающих воспитателей. Включает в себя деловые игры для присутствующих педагогов....