Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Диалекты Курской области»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Бут  Наталья Николаевна

Данное занятие способствует развитию интереса к обычаям и культуре родного края, знакомит с народным фольклором.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialekty.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» города Щигры Курской области»

Конспект НОД

по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе

Тема: «Диалекты Курской области»

 

                                                                        Воспитатель: Бут Наталья

                                                                                                Николаевна

Цель: познакомить с диалектами Курской области, как национальным богатством языка, приобщать к духовной и языковой культуре России.

Программные задачи: раскрыть понятие «диалектные слова»; познакомить с особенностями диалектов Курской области; воспитывать любовь к родному краю.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, давайте станем в круг, возьмемся за руки и этим хмурым осенним днем немного поднимем себе настроение с помощью улыбок.

От улыбки станет всем светлей (улыбаются друг другу)

От улыбки в небе радуга проснется ( поднимают руки вверх, качают руками, показывая радугу)

Поделись улыбкою своей (поворачиваются друг к другу и улыбаются)

И она к тебе еще не раз вернется.

Воспитатель: поднялось у вас настроение? Замечательно, а теперь с хорошим настроением мы начнем наше занятие.

2.Содержание образовательной деятельности.

Воспитатель. Посмотрите, что висит у нас на доске?

Дети. На доске висит карта.

Воспитатель. Верно, но это не просто карта, ребята. Это карта Курской области, в которой мы с вами живем. Как называется наш город?

Дети. Наш город называется Щигры.

Воспитатель. Правильно и он есть на этой карте (показывает). Но в нашей Курской области, ребята, находится не один город. Посмотрите как много городов, поселков и деревень обозначено на карте (показывает). И в каждом городе, поселке, деревне живут жители, которых в других городах и областях называют куряне. Ребята, как вы думаете чем похожи жители Курской области  на людей из других городов, областей ?

Дети. Они живут в домах, ведут домашнее хозяйство, ходят на работу.

Воспитатель. Правильно, а теперь подумайте и скажите, а чем они могут отличаться от жителей других областей?

Дети. В каждом городе, деревне есть свои праздники, традиции, обычаи.

Воспитатель. Правильно, а еще ребята жителей разных деревень и городов Курской области можно отличить по их разговорам. Есть такие особенные слова, которые могут употреблять в разговоре только жители определенного города или деревни, такие слова мы называем диалектные.  Сегодня я предлагаю вам отправиться в деревню Вязовое Курской области в гости к бабушке Арине ,и послушать как она разговаривает.  Слушайте внимательно  и постарайтесь запомнить слова, которые покажутся вам новыми и незнакомыми. Вот и подъехал наш автобус, занимайте свои места, пора отправляться (дети под музыку едут в автобусе).

Воспитатель. Вот мы и на месте, выходите, ребята. Смотрите вон домик бабушки Арины, а вот и она сама.

Бабушка Арина. Здравствуйте, гости дорогие, внучата мои малые.  Анадысь кошка моя Мурка умывалась, так я сразу догадалась, что нынче у меня гости буду. Проходите в мою хату, гости дорогие  (дети проходят, садятся на стулья).

Бабушка Арина. Чем же мне вас угостить, ребята, что вы любите кушать? (ответы детей) А я, ребята, нынче кулеша сладкого наварила, да овощей припасла. Попробуйте угадать, какие овощи лежат в моем лукошке.

1.Сто одежек и все без застежек (капуста)

2.Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)

3.Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морква)

4. (бурак)

А еще, ребята выросла на моем огороде большая ягода, отгадайте-ка какая:

Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный (кавун).

Вот какой богатый урожай этой осенью уродился. Все я убрала, осталась одна репа в огороде. Посадил ее дед, а она такая большая выросла, что не под силу нам ее убрать. Может вы мне, ребята , поможете?

Воспитатель. Конечно, поможем, бабушка. Садись, отдохни , а ребята репу убирать будут.

Сказка «Репка» на новый лад.

Бабушка Арина. Спасибо вам, ребята. Вытянули репку. А пока вы ее тянули, я вам на дорожку жамок собрала, да в кулек сложила.

Воспитатель. Ребята, давайте скажем спасибо бабушке, а нам  уже обратно в детский сад пора,  автобус наш приехал (дети благодарят бабушку, садятся в автобус и едут в детский сад).

3.Рефлексия.

Воспитатель. Итак, ребята, мы с вами побывали в гостях у бабушки Арины. Наша цель была послушать, как она говорит, и запомнить слова, которые показались вам необычными. Какие слова вы запомнили? (дети называют, воспитатель поясняет значение этих слов). Ребята, все слова, которые вы назвали характерны только для жителей этой деревни и называются они диалектными. Именно по этим диалектным словам мы с вами можем отличить жителей одной деревни от другой. Понравилось, вам занятие? (Да). Вы сегодня были молодцы, вели себя хорошо, были активны, узнали много нового и интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.Задачи:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей соста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну слов»

Данный материал поможет создать положительный эмоциональный настрой, развивать фантазию и интерес к речевому творчеству....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...

Конспект НОД образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе ТЕМА: «Квест «В поисках волшебного сундука»

Цель: Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме Задачи:Образовательные: обобщать и систематизировать знания детей о сказках;Учить различать понятия «звук&raqu...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «История куклы»

Тема: «История куклы»Цель: Формировать у детей позитивное полоролевое поведение. Закрепить умение детей объденять предметы по гендерному признаку. Продолжать учить детей составлять предлож...

Конспект НОД образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе ТЕМА: «Моя семья»

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.Задачи:Образовательные:  активизировать словарь детей на основе углубле...