Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Диалекты Курской области»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Данное занятие способствует развитию интереса к обычаям и культуре родного края, знакомит с народным фольклором.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialekty.docx | 15.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» города Щигры Курской области»
Конспект НОД
по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе
Тема: «Диалекты Курской области»
Воспитатель: Бут Наталья
Николаевна
Цель: познакомить с диалектами Курской области, как национальным богатством языка, приобщать к духовной и языковой культуре России.
Программные задачи: раскрыть понятие «диалектные слова»; познакомить с особенностями диалектов Курской области; воспитывать любовь к родному краю.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, давайте станем в круг, возьмемся за руки и этим хмурым осенним днем немного поднимем себе настроение с помощью улыбок.
От улыбки станет всем светлей (улыбаются друг другу)
От улыбки в небе радуга проснется ( поднимают руки вверх, качают руками, показывая радугу)
Поделись улыбкою своей (поворачиваются друг к другу и улыбаются)
И она к тебе еще не раз вернется.
Воспитатель: поднялось у вас настроение? Замечательно, а теперь с хорошим настроением мы начнем наше занятие.
2.Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель. Посмотрите, что висит у нас на доске?
Дети. На доске висит карта.
Воспитатель. Верно, но это не просто карта, ребята. Это карта Курской области, в которой мы с вами живем. Как называется наш город?
Дети. Наш город называется Щигры.
Воспитатель. Правильно и он есть на этой карте (показывает). Но в нашей Курской области, ребята, находится не один город. Посмотрите как много городов, поселков и деревень обозначено на карте (показывает). И в каждом городе, поселке, деревне живут жители, которых в других городах и областях называют куряне. Ребята, как вы думаете чем похожи жители Курской области на людей из других городов, областей ?
Дети. Они живут в домах, ведут домашнее хозяйство, ходят на работу.
Воспитатель. Правильно, а теперь подумайте и скажите, а чем они могут отличаться от жителей других областей?
Дети. В каждом городе, деревне есть свои праздники, традиции, обычаи.
Воспитатель. Правильно, а еще ребята жителей разных деревень и городов Курской области можно отличить по их разговорам. Есть такие особенные слова, которые могут употреблять в разговоре только жители определенного города или деревни, такие слова мы называем диалектные. Сегодня я предлагаю вам отправиться в деревню Вязовое Курской области в гости к бабушке Арине ,и послушать как она разговаривает. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить слова, которые покажутся вам новыми и незнакомыми. Вот и подъехал наш автобус, занимайте свои места, пора отправляться (дети под музыку едут в автобусе).
Воспитатель. Вот мы и на месте, выходите, ребята. Смотрите вон домик бабушки Арины, а вот и она сама.
Бабушка Арина. Здравствуйте, гости дорогие, внучата мои малые. Анадысь кошка моя Мурка умывалась, так я сразу догадалась, что нынче у меня гости буду. Проходите в мою хату, гости дорогие (дети проходят, садятся на стулья).
Бабушка Арина. Чем же мне вас угостить, ребята, что вы любите кушать? (ответы детей) А я, ребята, нынче кулеша сладкого наварила, да овощей припасла. Попробуйте угадать, какие овощи лежат в моем лукошке.
1.Сто одежек и все без застежек (капуста)
2.Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)
3.Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морква)
4. (бурак)
А еще, ребята выросла на моем огороде большая ягода, отгадайте-ка какая:
Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный (кавун).
Вот какой богатый урожай этой осенью уродился. Все я убрала, осталась одна репа в огороде. Посадил ее дед, а она такая большая выросла, что не под силу нам ее убрать. Может вы мне, ребята , поможете?
Воспитатель. Конечно, поможем, бабушка. Садись, отдохни , а ребята репу убирать будут.
Сказка «Репка» на новый лад.
Бабушка Арина. Спасибо вам, ребята. Вытянули репку. А пока вы ее тянули, я вам на дорожку жамок собрала, да в кулек сложила.
Воспитатель. Ребята, давайте скажем спасибо бабушке, а нам уже обратно в детский сад пора, автобус наш приехал (дети благодарят бабушку, садятся в автобус и едут в детский сад).
3.Рефлексия.
Воспитатель. Итак, ребята, мы с вами побывали в гостях у бабушки Арины. Наша цель была послушать, как она говорит, и запомнить слова, которые показались вам необычными. Какие слова вы запомнили? (дети называют, воспитатель поясняет значение этих слов). Ребята, все слова, которые вы назвали характерны только для жителей этой деревни и называются они диалектными. Именно по этим диалектным словам мы с вами можем отличить жителей одной деревни от другой. Понравилось, вам занятие? (Да). Вы сегодня были молодцы, вели себя хорошо, были активны, узнали много нового и интересного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.
Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.Задачи:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей соста...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну слов»
Данный материал поможет создать положительный эмоциональный настрой, развивать фантазию и интерес к речевому творчеству....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.
Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...
Конспект НОД образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе ТЕМА: «Квест «В поисках волшебного сундука»
Цель: Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме Задачи:Образовательные: обобщать и систематизировать знания детей о сказках;Учить различать понятия «звук&raqu...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «История куклы»
Тема: «История куклы»Цель: Формировать у детей позитивное полоролевое поведение. Закрепить умение детей объденять предметы по гендерному признаку. Продолжать учить детей составлять предлож...
Конспект НОД образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе ТЕМА: «Моя семья»
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени родителей, своего рода и родословной.Задачи:Образовательные: активизировать словарь детей на основе углубле...