Самообразование.«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».
план-конспект занятия (младшая группа)
Самообразование.«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе на тему «Знакомство с русской избой».
Конспект.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Формировать у детей дошкольного возраста ценностные ориентиры и нравственные нормы, основанные на культурно- исторических традициях русского народа.
Задачи: Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования.
- Разработать перспективный план работы.
- Познакомить детей с русской народной культурой.
-Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена.
-Развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь (труба, окно, шесток, заслонка, лежанка), горница, горшочек, ухват, крынка, коврик, подсвечник, сундук, шкатулка.
-Развивать интерес к старинным играм, и забавам.
-Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
- Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.
-Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.
- Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.
-Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
- Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу.
Актуальность: Самый близкий и понятный для ребенка – это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке. «Русская изба» позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей. Интерьер «избы» состоит из мебели (стол, лавка, печь, полка для посуды, люлька), предметов быта – посуда, половики, ухват и другая утварь. В «избу» вносятся куклы в русских костюмах, костюмы для детей. Акцентируется внимание на мужских и женских обязанностях в семье и за пределами дома
НОД «Знакомство с русской избой»
Цель: Проявить у детей интерес к традиционно- бытовой культуре русского народа. Познакомить детей с русской печкой.
Рисование на тему: «Русская изба»
Цель: Учить детей рисовать бревнышки и складывать из них сруб.
Материал для занятия. Русская изба: печь, чугунок, ухват, крынка, коврики, половики, дрова, свечи, лучина, куклы в народных костюмах, сундук, шкатулка деревянная, шкатулка плетеная. Обручи с колокольчиками «упряжки», маска «солнышко». Сарафаны для девочек и воспитателя, пояса для мальчиков. Запись русской народной песни.
Предварительная работа. Знакомство с предметами быта, утварью , одеждой русского народа.
Ход занятия:
Дети одетые в элементы русских народных костюмов.
Предлагаю детям отправиться в гости, в русскую избу, а отправимся мы в путешествие по старинному русскому обычаю в лошадиных упряжках с бубенцами.
Дети «рассаживаются», под русскую народную песню отправляемся в путь.
Останавливаемся у русской избы, стучимся. Встречают нас Аленушка и Иванушка. Здороваются и мы здороваемся по старинному русскому обычаю кланяемся, положив руку на сердце.
Рассматриваем русскую избу.
Воспитатель: Мы пришли в горницу.- самая нарядная и красивая комната в русской избе, в ней принимали гостей.
Скажите, какой предмет занимает больше всего места в горнице?
Дети: Печка.
Воспитатель: Да, печка. В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка.
Про неё в народе говорили: «Печка кормит, печка греет, печка – мать родная».
Печь была самой главной вещью в доме.
Воспитатель: Для чего же нужна была печь в избе?
Дети: В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.
Воспитатель: Давайте рассмотрим печь. Как устроена печь?
Дети: Труба, окно, шесток, заслонка, лежанка.
Воспитатель: А как вы думаете чем топили печь?
Дети: Дровами.
Воспитатель: Растопят печку, жарко в ней станет, пора и готовить.
В какой посуде готовили русские хозяйки?
Дети: В горшках, в чугунках. (предложить ребенку показать горшочек)
Воспитатель: Ставят горшочек на шесток . Ой, а как же поставить горшочек в печке то горячо?
Дети: Ухватом.
Воспитатель: Правильно. (предложить ребенку показать ухват , все рассматривают)
(Предложить детям показать, как надо брать горшочек ухватом.)
Ну вот горшочек в печи, в горнице тепло.
Как же в таком тепле молоко не прокисало? Дети как вы думаете, в чем русские хозяйки хранили молочко?
Дети: В крынке.
Воспитатель: Правильно. (предложить ребенку показать крынку, дети рассматривают, обследуют, определяют из чего сделана , какая крынка)
Предложить детям посмотреть на пол. Чем покрыт пол?
Дети: Ковриками, половиками
Воспитатель: А для чего пол покрывали половиками?
Дети: Для тепла.
Воспитатель: Из чего же их изготавливали русские хозяйки?
Дети: Вязали из разноцветных лоскутков ткани.(из старой одежды)
Воспитатель: Посмотрите как чисто вокруг, это хозяюшка постаралась порядок навела.
Физминутка.
Давайте покажем, как хозяйки прибираются в избе.
Пол подметают, чистят щетками, моют, половики трясут, печь белят, пыль вытирают и т.д.
Воспитатель: Заскучали что-то наши Аленушка и Иванушка.
Посмотрите, детки, какая красивая одежда на них.
Что надето на Аленушке и Иванушке?
Дети: Рубашка, сарафан, кокошник, лапти; косоворотка, порты, пояс, картуз.
Воспитатель: Где русские хозяйки хранили одежду?
Дети: В сундуке ( рассматриваем сундук)
Воспитатель: Давайте в него заглянем (достать шкатулку деревянную, рассматриваем, обсуждаем, достать плетеную, рассматриваем, обсуждаем)
Чтобы сшить такие наряды девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда — электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет?
Дети: Лучину, свечи.
Воспитатель: Из чего делали лучину?
Дети: Из щепочки, отколотой от полена.
Воспитатель: Что подставляли под свечи, чтобы они не падали и стол не пачкали?
Дети: Подсвечники (рассматриваем, обсуждаем из чего вырезали их народные мастера)
Воспитатель: Дети, а как вы думаете на Аленушке и Иванушке какие наряды надеты: праздничные или в которых каждый день ходят?
Дети: Праздничные.
Воспитатель: Правильно, собрались Аленушка и Иванушка на праздник, а на праздниках принято в народные игры играть, давайте покажем им как мы играем в игру «Гори солнце ярче..»
Играть в игру.
Воспитатель: Ну вот и пришла пора прощаться с Аленушкой и Иванушкой. Давайте в благодарность и на память от нас, нарисуем для Алёнушке и Иванушке.
Воспитатель: Благодарим за гостеприимство, прощаемся и уезжаем в «упряжках с бубенцами» под музыку.
Итог.
Воспитатель: Дети, Вам понравилось в гостях?
Дети: Да
Воспитатель: Как называется дом, в котором живут Аленушка и Иванушка?
Дети: Изба
Воспитатель: Как называется комната, в которой они нас принимали?
Дети: Горница
Воспитатель: Какая самая главная вещь в горнице?
Дети: Печь
Воспитатель: Молодцы дети. Спасибо вам большое, за наше путешествие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2022 год - год народного искусства и нематериального культурного наследия.
2022 год объявлен в России годом народного искусства и материального культурного наследия. Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится "в целях популяризации наро...
План мероприятий по приобщению воспитанников и их родителей к народному искусству и нематериальному культурному наследию России
План мероприятий по приобщению воспитанников и их родителей к народному искусству и нематериальному культурному наследию России ...
ПРОЕКТ «ПЕРВОЦВЕТ» (посвящен году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России)
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт наро...
Проект на тему: «Народное искусство и нематериальное культурное наследие России»
2022 год – объявлен Президентом Российской Федерации В.В. Путиным как годом Народного искусства и нематериального культурного наследия России.Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – ин...
«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"
laquo;Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».&qu...