Проект "Речевое развитие детей раннего возраста посредством знакомства с художественной литературой и фольклором"
проект по развитию речи
-
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 2 р.п. Семибратово»
Проект
«Речевое развитие детей раннего возраста
посредством знакомства с художественной литературой и фольклором».
Составила:
воспитатель Бахвалова
Любовь Леонидовна.
2021 – 2022гг.
«Родное слово является основой всякого
умственного развития и сокровищницей всех знаний,
поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей,
уделять внимание её чистоте и правильности».
К.Д. Ушинский
Актуальность.
Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово-детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Проблема.
Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является познавательно-речевое развитие воспитанников, это требует от коллектива углубленной работы по речевому развитию воспитанников.
Начинать эту работу необходимо именно в раннем возрасте. Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Интенсивное речевое развитие в этом периоде связанно с повышением интереса ребенка к окружающему миру, активной предметной деятельностью. Речь становится для ребенка необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками, малыша уже не устраивает общение на уровне жестов и звукоподражания.
Участники проекта:
- воспитатель группы,
-дети раннего возраста,
-родители,
-музыкальный руководитель,
-учитель-логопед.
Тип проекта:
- познавательно-игровой.
Сроки проведения:
сентябрь – май.
Возраст детей:
1-2 года.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми,
- индивидуальная работа с детьми,
- свободная деятельность самих детей.
Цель проекта.
Цель для педагогов:
- создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихи, сказки).
Цель, поставленная перед детьми:
- развивать речевую активность детей путём использования малых фольклорных форм и художественной литературы.
Задачи проекта:
Образовательные:
- познакомить детей с фольклорными произведениями и художественной литературой,
- дать представления детей об окружающем мире,
- расширять кругозор детей раннего возраста.
Развивающие:
- развивать интерес к доступным его пониманию явлениям окружающего мира в повседневной жизни, способствовать отображению их в игре,
- расширять запас понимаемых слов и обогащать активный словарь,
- развивать связную речь,
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к сказкам, бережное отношение к животным,
- учить работать и играть в коллективе.
Полученные результаты по проекту:
- дети эмоционально откликаются на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками;
- дети вслушиваются в слова потешек, в их ритм, музыкальность, делают ладушки, притопывают, приплясывают, двигаются в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует, организует их поведение;
- дети вступают в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий;
- потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к воспитателю.
Этапы работы над проектом.
I этап – организационный:
- определение темы, цели;
- определение системы задач;
- подбор методической литературы;
- сбор информации.
II этап - основной:
- создание перспективного плана, картотека игр – потешек на все случаи жизни, рекомендации родителям,
- накопление ресурсов,
- координация действий участников проекта.
III этап – заключительный:
- проведение игровых занятий,
- работа с родителями (родительское собрание, консультации, индивидуальные беседы, помощь со стороны родителей),
- оформление родителями: альбом потешек, книжка – игрушка,
- презентация на уровне МДОУ.
Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми.
Тема | Цели | Сроки |
Адаптационные игры: «Играем вместе». | Закладывать основы доброжелательного отношения друг к другу. | Сентябрь |
Рассматривание предметных и сюжетных картинок. | Вызвать у детей интерес к картинке; научить узнавать по картинке знакомые предметы; воспитывать умение правильно обращаться с картинкой (не рвать, не мять, не бросать). | |
Рассматривание игрушек. | Вызвать интерес к игрушке, развивать способность к сосредоточенному рассматриванию предметов; дать общее представление об игрушке; учить умению общаться между собой. | |
Подвижная игра «Пляшут малыши». | Обучать ритмическим движениям, умению слушать простую мелодию. | |
Сюжетно – ролевая игра: «Кто живёт во дворе у бабушки?» | Создать атмосферу радостного настроения, научить детей понимать жизненно близкий сюжет, развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь. | Октябрь |
Рассматривание альбома на тему: «Домашние птицы». | Упражнять в звукопроизношении громко – тихо, тоненьким голосом. | |
Рассматривание картины с пейзажем осени. | Учить детей понимать сюжет, развивать умение слушать пояснения воспитателя. | |
Подвижная игра: «Все захлопали в ладоши». | Обучать детей простейшим движениям, умению сочетать свои действия с текстом песни. | |
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» (герои из сказки: «Курочка Ряба»). | Вовлечь детей в игру. Развивать активность, самостоятельность. | Ноябрь |
Чтение потешки «Петушок и его семья». | Познакомить детей с фольклорным произведением, в котором рассказывается о петушке. Формировать познавательную активность. | |
Речевая игра: «Вышла курочка гулять». | Развивать звукоподражание, умение ориентироваться в пространстве. | |
Рассматривание картины «Таня кормит голубей». | Учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию, повторяя отдельные слова и несложные фразы. | |
Рассматривание и обследование героев сказки: «Курочка Ряба». | Познакомить детей со сказкой. | Декабрь |
Чтение стихотворения А. Барто «Лошадка». | Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять содержание, воспитывать интерес и любовь к художественной литературе. | |
Речевая игра: «Тук – тук». | Развивать голосовой аппарат, закрепление произношение звуков «т», «к». | |
Чтение стихотворения И. Токмаковой «Медведь». | Познакомить с новым стихотворением, с жизнью медведя зимой. Развивать речь. | |
Рассматривание картины «Катаемся на санках». | Учить детей узнавать зимние явления природы, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию картины, повторяя отдельные слова. | Январь |
Речевая игра «Гости». | Обучать правильному и отчетливому произношению «м», «у»; активизировать в речи ребёнка слова «рога», « бодается», «мурлыкает». | |
Чтение потешки «Обновки». | Познакомить с новой потешкой, учить понимать содержание. Развивать интерес к совместным действиям со взрослыми и сверстниками на основе общих, радостных сопереживаний. | |
Речевое упражнение «Ветерок». | Развивать речевое дыхание. | |
Рассказывание сказки «Колобок». | Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; вызвать желание послушать её ещё раз. Побуждать подговаривать слова в песенке Колобка. | Февраль |
Рассматривание картины: «Дети кормят курицу и цыплят». | Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по содержанию. | |
Чтение стихотворения А. Барто: «Мячик». | Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание; побуждать малышей помогать читать стихотворение, вызывать сочувствие к девочке Тане. | |
Хороводная игра «Каравай». | Создать у детей атмосферу радостного настроения. | |
Знакомство с кошкой: рассматривание картины: «Кошка с котятами». | Познакомить с кошкой, котятами, учить узнавать на картине, правильно называть, подражать их звукам. | Март |
Рассказывание сказки: «Репка». | Напомнить малышам содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. | |
Пальчиковая игра: «Ладушки». | Развивать мелкую моторику. | |
Рассматривание картины с пейзажем весны. | Учить понимать сюжет, развивать умение слушать пояснения воспитателя. | |
Чтение потешки: «Божья коровка». | Познакомить с новой потешкой, вызвать чувство радости. | Апрель |
Речевая игра: «Кап – кап – кап». | Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо. | |
Дидактическая игра: «Кто ушёл?» (герои из сказки). | Вовлечь детей в игру, обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом. | |
Подвижная игра: «Мишка косолапый». | Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. | |
Рассказывание сказки: «Теремок». | Помочь малышам понять содержание сказки, побуждать проговаривать слова, вызвать желание послушать сказку ещё раз. | Май |
Чтение рассказа Е. Чарушина: «Курочка». | Учить слушать небольшое по объёму художественное произведение. | |
Упражнение: «Где солнечный зайчик?». | Учить отыскивать солнечного зайчика, создавать у малышей радостное настроение. | |
Совместное развлечение детей и воспитателя. | Создать радостное настроение у детей. |
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в развитии речи ребенка.
В начале учебного года, на первом родительском собрании мною было сообщено родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме.
Совместными усилиями пополняется книжный уголок. В родительский уголок поместила консультацию на тему:
- «Русский фольклор в раннем возрасте».
- «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей в раннем возрасте».
Был оформлен фотоальбом «Разучим вместе». В конце учебного года проведено итоговое родительское собрание: «Этот удивительный ранний возраст», на котором родителям были предоставлены итоги работы с детьми.
Примерный план взаимодействия с родителями на группе раннего возраста.
Месяц | Тема | Формы работы |
Сентябрь: | Первое родительское собрание: «Начальное звено детского сада». Анкетирование. | Ознакомление родителей с проектом: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством знакомства с детской художественной литературой и фольклором». |
Октябрь: | Привлечение к созданию в книжный уголок книг с русскими народными сказками, потешками, стихами, песенками. | Посильная помощь в оформлении книжного уголка. |
Ноябрь: | Конкурс совместных творческих работ: «Моя любимая сказка». | Консультации, беседы на темы: «Любимые книги наших малышей». |
Декабрь: | Акция: «Подари ребенку книгу». Родительское собрание: «Фольклор с малышами». | Консультация: «Роль фольклора в развитии речи детей». |
Январь: | «Во что играют дети дома?» | Анкетирование родителей. |
Февраль: | Консультация: «Почитай мне сказку, мама» или «С какими книжками лучше дружить дошколятам». | Приобщение современных родителей к чтению сказок дома. |
Март: | Родительское собрание: «Сами с усами». | Фотовыставка: «Этот удивительный ранний возраст». |
Апрель: | Участия в досугах, развлечениях. | Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе. |
Май: | Презентация проекта: « Речевое развитие детей раннего возраста посредством знакомства художественной литературой и фольклора». | Отчёт о проделанной работе за учебный год. |
Методическое обеспечение.
- Комплексные занятия по программе: «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Конспекты занятий в ясельной группе – авт. Сост. Н.А. Карпухина, Воронеж, 2010 с.208.
- А. Барто «Игрушки»
- Школа «Семи гномов»- М. 2012г.
- «Играем с малышами» - под ред. Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочеткова, Г.В. Груба, М. Просвещение, 2003.
- «Первые шаги»- И.А. Ермакова, И.В. Гурина, Л.Б. Дерягина, Санкт-Петербург, 2012.
- Гений с пеленок – Е. Янушко
- «Говорим правильно» - С.В. Батяева, Е.В. Севастьянова, М.РОМЭН, 2010г.
- Хрестоматия для маленьких.
- Игровые занятия с детьми1-2 г – методические пособие под ред. Д.Н. Колдина.
- Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет – методические пособия Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризин.
- «Использование малых форм фольклора» - Д/В -1991г № 9с 16-22 авт. Загрутдинова М, Гавришин.
- Электронные ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 27 – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОВИДА Г. ТУЛЫ БАЗОВАЯ МОДЕЛЬОБОБЩЕННОГО ОПЫТА Валуевой Галины Петровны ВОСПИТАТЕЛЯ ...
Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой"
представлен опыт педагогической деятельности по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе....
Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)» (представление опыта работы в творческой группе)
Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)»(представление опыт...
«Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой».
Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге....
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»
В настоящее время происходит бурное развитие компьютерных технологий, которые прочно внедряются в нашу жизнь. Бесспорно, это облегчает наш ...
Статья «Развитие речи детей среднего возраста по средствам чтения художественной литературы и фольклора».
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации ...
Проект «Речевое развитие детей раннего возраста посредством литературного развития и знакомства с фольклором».
Цель проекта:Для педагогов:- создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихи, сказки)...