Проект "Речевое развитие детей раннего возраста посредством знакомства с художественной литературой и фольклором"
проект по развитию речи


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 2 р.п. Семибратово»

Проект

«Речевое развитие детей раннего возраста

посредством знакомства с художественной литературой и фольклором».

Составила:

воспитатель  Бахвалова

Любовь Леонидовна.

2021 – 2022гг.

«Родное слово является основой всякого

умственного развития и сокровищницей всех знаний,

поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей,

уделять внимание её чистоте и правильности».

К.Д. Ушинский

Актуальность.

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово-детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.

Проблема.

Одним из приоритетных направлений работы нашего дошкольного учреждения является познавательно-речевое развитие воспитанников, это требует от коллектива углубленной работы по речевому развитию воспитанников.

 Начинать эту работу необходимо именно в раннем возрасте. Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Интенсивное речевое развитие  в этом периоде связанно с повышением интереса ребенка к окружающему миру, активной предметной деятельностью. Речь становится для ребенка необходимой потребностью для общения с взрослыми и сверстниками, малыша уже не устраивает общение на уровне жестов и звукоподражания.

Участники проекта:

- воспитатель группы,

-дети раннего возраста,

-родители,

-музыкальный руководитель,

-учитель-логопед.

Тип проекта:

 - познавательно-игровой.

Сроки проведения:

сентябрь – май.

Возраст детей:

 1-2 года.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми,

- индивидуальная работа с детьми,

- свободная деятельность самих детей.

Цель проекта.

Цель для педагогов:

- создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихи, сказки).

Цель, поставленная перед детьми:

- развивать речевую активность детей путём использования малых фольклорных форм и художественной литературы.

Задачи проекта:

 Образовательные:

- познакомить детей с фольклорными произведениями и художественной литературой,

- дать представления детей об окружающем мире,

- расширять кругозор детей раннего возраста.

Развивающие:

- развивать интерес к доступным его пониманию явлениям окружающего мира в повседневной жизни, способствовать отображению их в игре,

- расширять запас понимаемых слов и обогащать активный словарь,

- развивать связную речь,

- развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к сказкам, бережное отношение к животным,

- учить работать и играть в коллективе.

Полученные результаты по проекту:

- дети эмоционально откликаются на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками;

- дети вслушиваются в слова потешек, в их ритм, музыкальность, делают ладушки, притопывают, приплясывают, двигаются в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует, организует их поведение;

- дети вступают в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий;

- потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к воспитателю.

Этапы работы над проектом.

I этап – организационный:

- определение темы, цели;

- определение системы задач;

- подбор методической литературы;

- сбор информации.

II этап - основной:

- создание перспективного плана, картотека игр – потешек на все случаи жизни, рекомендации родителям,

- накопление ресурсов,

- координация действий участников проекта.

III этап – заключительный:

 - проведение игровых занятий,

- работа с родителями (родительское собрание, консультации, индивидуальные беседы, помощь со стороны родителей),

- оформление родителями: альбом потешек, книжка – игрушка,

- презентация на уровне МДОУ.

Перспективный  план  непосредственно   образовательной   работы с детьми.

Тема

Цели

Сроки

Адаптационные игры: «Играем вместе».

Закладывать основы доброжелательного отношения друг к другу.

Сентябрь

Рассматривание предметных и сюжетных картинок.

Вызвать у детей интерес к картинке; научить узнавать по картинке знакомые предметы; воспитывать умение правильно обращаться с картинкой (не рвать, не мять, не бросать).

Рассматривание игрушек.

Вызвать интерес к игрушке, развивать способность к сосредоточенному рассматриванию предметов; дать общее представление об игрушке; учить умению общаться между собой.

Подвижная игра «Пляшут малыши».

Обучать ритмическим движениям, умению слушать простую мелодию.

Сюжетно – ролевая игра: «Кто живёт во дворе у бабушки?»

Создать атмосферу радостного настроения, научить детей понимать жизненно близкий сюжет, развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять

словарь.

Октябрь

Рассматривание альбома на тему: «Домашние птицы».

Упражнять в звукопроизношении громко – тихо, тоненьким голосом.

Рассматривание картины с пейзажем осени.

Учить детей понимать сюжет, развивать умение слушать пояснения воспитателя.

Подвижная игра: «Все захлопали в ладоши».

Обучать детей простейшим движениям, умению сочетать свои действия с текстом песни.

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» (герои из сказки: «Курочка Ряба»).

Вовлечь детей в игру.

Развивать активность, самостоятельность.

Ноябрь

Чтение потешки «Петушок и его семья».

Познакомить детей с фольклорным произведением, в котором рассказывается о петушке. Формировать познавательную активность.

Речевая игра: «Вышла курочка гулять».

Развивать звукоподражание, умение ориентироваться в пространстве.

Рассматривание картины «Таня кормит голубей».

Учить детей воспринимать изображение на картине, отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию, повторяя отдельные слова и несложные фразы.

Рассматривание и обследование героев сказки: «Курочка Ряба».

Познакомить детей со сказкой.

Декабрь

Чтение стихотворения А. Барто «Лошадка».

Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять содержание, воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.

Речевая игра: «Тук – тук».

Развивать голосовой аппарат, закрепление произношение звуков «т», «к».

Чтение стихотворения И. Токмаковой «Медведь».

Познакомить с новым стихотворением, с жизнью медведя зимой. Развивать речь.

Рассматривание картины «Катаемся на санках».

Учить детей узнавать зимние явления природы, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию картины, повторяя отдельные слова.

Январь

Речевая игра «Гости».

Обучать правильному и отчетливому произношению «м», «у»; активизировать в речи ребёнка слова «рога», « бодается», «мурлыкает».

Чтение потешки «Обновки».

Познакомить с новой потешкой, учить понимать содержание. Развивать интерес к совместным действиям со взрослыми и сверстниками на основе общих, радостных сопереживаний.

Речевое упражнение «Ветерок».

Развивать речевое дыхание.

Рассказывание сказки «Колобок».

Учить детей слушать сказку в инсценированном варианте; вызвать желание послушать её ещё раз. Побуждать подговаривать слова в песенке Колобка.

Февраль

Рассматривание картины: «Дети кормят курицу и цыплят».

Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по содержанию.

Чтение стихотворения А. Барто: «Мячик».

Учить внимательно слушать стихотворение, понимать содержание; побуждать малышей помогать читать стихотворение, вызывать сочувствие к девочке Тане.

Хороводная игра «Каравай».

Создать у детей атмосферу радостного настроения.

Знакомство с кошкой: рассматривание картины: «Кошка с котятами».

Познакомить с кошкой, котятами, учить узнавать на картине, правильно называть, подражать их звукам.

Март

Рассказывание сказки: «Репка».

Напомнить малышам содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.

Пальчиковая игра: «Ладушки».

Развивать мелкую моторику.

Рассматривание картины с пейзажем весны.

Учить понимать сюжет, развивать умение слушать пояснения воспитателя.

Чтение потешки: «Божья коровка».

Познакомить с новой потешкой, вызвать чувство радости.

Апрель

Речевая игра: «Кап – кап – кап».

Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо.

Дидактическая игра: «Кто ушёл?» (герои из сказки).

Вовлечь детей в игру, обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом.

Подвижная игра: «Мишка косолапый».

Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Рассказывание сказки: «Теремок».

Помочь малышам понять содержание сказки, побуждать проговаривать слова, вызвать желание послушать сказку ещё раз.

Май

Чтение рассказа Е. Чарушина: «Курочка».

Учить слушать небольшое по объёму художественное произведение.

Упражнение: «Где солнечный зайчик?».

Учить отыскивать солнечного зайчика, создавать у малышей радостное настроение.

Совместное развлечение детей и воспитателя.

Создать радостное настроение у детей.

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в развитии речи ребенка.

В начале учебного года, на первом родительском собрании мною было сообщено родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме.

Совместными усилиями пополняется книжный уголок. В родительский уголок  поместила консультацию на тему:

- «Русский фольклор  в раннем возрасте».

- «Влияние  малых форм фольклора на развитие речи детей в раннем возрасте».

Был оформлен фотоальбом «Разучим вместе». В конце учебного года проведено итоговое родительское собрание: «Этот удивительный ранний возраст», на котором родителям были предоставлены итоги работы с детьми.

Примерный план взаимодействия с родителями на группе раннего возраста.

Месяц

Тема

Формы работы

Сентябрь:

Первое родительское собрание: «Начальное звено детского сада».

 Анкетирование.

Ознакомление родителей с проектом: «Речевое развитие детей раннего возраста посредством знакомства с детской художественной литературой и фольклором».

Октябрь:

Привлечение к созданию в книжный уголок книг с русскими народными сказками, потешками, стихами, песенками.

Посильная помощь в оформлении книжного уголка.

Ноябрь:

Конкурс совместных творческих работ: «Моя любимая сказка».

Консультации, беседы на темы: «Любимые книги наших малышей».

Декабрь:

Акция: «Подари ребенку книгу».

Родительское собрание: «Фольклор с малышами».

Консультация: «Роль фольклора в развитии речи детей».

Январь:

«Во что играют дети дома?»

Анкетирование родителей.

Февраль:

Консультация: «Почитай мне сказку, мама» или «С какими книжками лучше дружить дошколятам».

Приобщение современных родителей к чтению сказок дома.

Март:

Родительское собрание: «Сами с усами».

Фотовыставка: «Этот удивительный ранний возраст».

Апрель:

Участия в досугах, развлечениях.

Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

Май:

Презентация проекта: « Речевое развитие детей раннего возраста посредством  знакомства художественной литературой и фольклора».

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Методическое обеспечение.

  1. Комплексные занятия по программе: «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Конспекты занятий в ясельной группе – авт. Сост. Н.А. Карпухина, Воронеж, 2010 с.208.
  3. А. Барто «Игрушки»
  4. Школа «Семи гномов»- М. 2012г.
  5. «Играем с малышами» - под ред. Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочеткова, Г.В. Груба, М. Просвещение, 2003.
  6. «Первые шаги»- И.А. Ермакова, И.В. Гурина, Л.Б. Дерягина, Санкт-Петербург, 2012.
  7. Гений с пеленок – Е. Янушко
  8. «Говорим правильно» - С.В. Батяева, Е.В. Севастьянова, М.РОМЭН, 2010г.
  9. Хрестоматия для маленьких.
  10. Игровые занятия с детьми1-2 г – методические пособие под ред. Д.Н. Колдина.
  11. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет – методические пособия Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризин.
  12. «Использование малых форм фольклора» - Д/В -1991г № 9с 16-22 авт. Загрутдинова М, Гавришин.
  13. Электронные ресурсы.

                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 27 – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГОВИДА Г. ТУЛЫ  БАЗОВАЯ МОДЕЛЬОБОБЩЕННОГО ОПЫТА Валуевой Галины Петровны ВОСПИТАТЕЛЯ ...

Сообщение из опыта работы "Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой"

представлен опыт педагогической деятельности по приобщению детей раннего возраста к художественной литературе....

Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)» (представление опыта работы в творческой группе)

Развитие детей раннего возраста - посредством восприятия сенсорных эталонов и приобщения к народной культуре (фольклор), с помощью кукол (вязаные, набивные, русские народные)»(представление  опыт...

«Развитие связной речи у детей раннего возраста посредством ознакомления с художественной литературой».

Люди нравственно культурные, сознательные труженики вырастают в семьях, где царит глубокое уважение к книге....

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»

             В настоящее время происходит бурное развитие компьютерных технологий, которые прочно внедряются в нашу жизнь. Бесспорно, это облегчает наш ...

Статья «Развитие речи детей среднего возраста по средствам чтения художественной литературы и фольклора».

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации ...

Проект «Речевое развитие детей раннего возраста посредством литературного развития и знакомства с фольклором».

Цель проекта:Для педагогов:- создать благоприятные условия для формирования коммуникативных навыков у детей раннего возраста, посредством русского фольклора (потешки, песенки, стихи, сказки)...