Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе на тему «Овощи. Труд людей в огороде»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
ознакомление детей с понятием овощи, трудом людей в огороде
Скачать:
Предварительный просмотр:
11.10 Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе на тему «Овощи. Труд людей в огороде»
Конспект занятия на тему : Овощи. Труд людей в огороде.
Цель: ознакомление детей с понятием овощи, трудом людей в огороде.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- учить детей образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением;
Коррекционно – развивающие:
- развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи, огород»;
- упражнять в отгадывании предметов по их описанию;
- развивать мыслительную деятельность на основе установления причинно – следственных связей;
- развивать связную речь детей;
- активизировать словарь антонимов;
Коррекционно – воспитательные: воспитывать у детей интерес к окружающему, гигиенические навыки и навыки правильного питания.
Оборудование: магнитная доска, картинки бабушки и дедушки, сказка «Репка», «4 – лишний», муляжи овощей в корзине, предметные картинки (овощи).
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Игра «Скажи наоборот» (антонимы) :
Тепло – холодно сухой, лист – мокрый лист
Пасмурная погода – ясная погода, ранняя осень – поздняя осень
Длинный день – короткий день, листья вырастают – листья опадают
Птицы прилетают – птицы улетают
II. Основная часть.
1. Объявление темы.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие. А поедем мы к бабушке и дедушке на дачу, чтобы посмотреть, какие овощи созрели на грядках (логопед и дети садятся на свои места и едут) Чтобы в пути нам не было скучно, я расскажу вам об овощах.
2. Вводная беседа.
Овощи.
Овощи растут в огороде или в поле. Некоторые из них вырастают в земле, а некоторые над землей. Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины и минеральные вещества. Их едят сырыми, жареными или вареными. Человек употребляет в пищу корни, листья, стебли, стручки и семена разных овощей. Но перед употреблением овощи тщательно промывают.
3. Развитие лексико – грамматических категорий. Работа на магнитной доске.
3.1. «Мы в огороде». Кто нас здесь встречает? (выставляет фигуры бабушки и дедушки).
- Какие овощи выросли в огороде у бабушки и дедушки? (дети называют)
- Все овощи растут в огороде. Какие овощи прячутся под землей? Какие растут над землей на кустиках? Какие лежат на земле на грядке?
3.2. Игра «Узнай овощ по описанию».
Бабушка предлагает детям узнать, урожай каких овощей они собрали с дедушкой. Для этой цели используются картинки.
Например:
Круглый, сочный, красный, мягкий, полезный – помидор
Овальный, зеленый, пупырчатый, шершавый, твердый – огурец
Круглая, зеленая, сочная, хрустящая – капуста
Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая, витаминная – морковь
Круглый, жгучий, витаминный, твердый – лук
Круглая, бордовая, твердая, полезная, сладкая – свёкла.
3.3. Игра «Расскажи сказку» (воспитатель рассказывает сказку, переставляя фигур).
- Однажды с дедушкой случилась такая история. Посадил он репку. Выросла она большая – пребольшая. Стал дед тянуть репку, тянет – потянет, а вытянуть не может… Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, а вытянуть не могут. И т. д.
- Какая хорошая сказка получилась. Ой, сказка опять рассыпалась, все герои разбежались. Помогите ее восстановить. (дети по очереди восстанавливают фрагменты сказки).
- Какие вы молодцы.
3.4. Игра «Назови ласково».
- Дедушка и бабушка собрали много овощей. Дедушка собрал овощи большого размера, а бабушка – маленького. Назовите бабушкины овощи ласковыми словами (показ муляжей овощей).
Огурец – огурчик
капуста - репа - Лук – свекла - помидор -
Морковь - баклажан - чеснок -
4. Физкультминутка «Огород».
Огород у нас в порядке – (действия по тексту)
Мы весной вскопали грядки.
Мы пололи огород,
Поливали огород.
В лунках маленьких не густо («сажают»)
Рассадили мы капусту.
Лето все она толстела, (показ круга перед собой)
Разрасталась вширь и ввысь. (руки в стороны, а затем вверх)
А теперь ей тесно белой, (руки разведены в стороны, выполняют отталкивающие движения)
Говорит – посторонись!
5. Развитие лексико – грамматических категорий.
5.1. Игра «Огородники».
- У бабушки и дедушки небольшой огород, но за ним надо ухаживать. Как ухаживают за овощными культурами? (вскапывают грядки лопатами, разравнивают землю тяпкой, сажают семена овощей, поливают ростки, полют сорняки, собирают урожай в корзины, ящики, ведра).
- У некоторых людей очень большие огороды, урожай собирают целыми полями. Таких людей называют огородники, овощеводы.
5.2. Игра «4 – лишний».
- В каждом ряду одна картинка – лишняя, найдите ее и объясните свой выбор.
Баклажан, тыква, картофель, капуста (растет под землей)
Огурец, картофель, свекла, морковь (растет над землей)
Баклажан, капуста, помидор, тыква (он овальный, все остальные – круглые)
Лук, кабачок, морковь, репа (все растут в земле, а кабачок на земле)
- Мы отгадали все загадки. Пора возвращаться в детский сад.
III. Итог занятия.
- Где мы с вами побывали? Урожай чего собрали дедушка и бабушка? Почему овощи полезно употреблять в пищу? (п/что они вкусные, витаминные, полезные).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических компонентов речи в старшей группе по теме «Новый год».
Цель: Расширять словарный запас по лексической теме. Учить подбирать эпитеты к слову «елка». Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Закреплять умение состав...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"...
Конспект занятия по развитию лексико- грамматической стороны речи в старшей группе на тему: «На ферме».
Цели занятия:Образовательные:- учить детей образовывать притяжательные прилагательные;- учить детей употреблять существительные в форме единственного числа родительного падежа;- закрепить и уточнить з...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе на тему "Овощи"
Конспект подгруппового логопедического занятия...
Конспект занятия в старшей группе по теме «Овощи. Огород»
Цель: Развитие лексико-грамматический строй речи. Закрепление знания детей об овощах. Составление описательных рассказов по картинкам-символам. Задачи: Уточнение, расширение и активизация словаря по т...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Транспорт"
Закрепление и обобщение знаний о транспорте....
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Овощи»
Цель: Расширить и активизировать словарь по теме «Огород.Овощи»Развивать коммуникативную активность и творческие способности детей с нарушением речи.Коррекционно-образовательные...