Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста. (Б. Заходер «Собачкины огорчения»).
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
конспект переработан, адаптирован.
Цель: Развитие навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskazyvanie_stihotvoreniya.docx | 21.33 КБ |
картинный материал к стихотворению | 407.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по речевому развитию с применением системно-деятельностного подхода в старшей группе
Тема: Пересказывание стихотворения Б. Заходера «Собачкины огорчения».
Цель: развитие навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с поэтическим наследием русского поэта Б. Заходера. Учить пересказывать стихотворное произведение Б. Заходера «Собачкины огорчения» с опорой на мнемотаблицу.
Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Корректировать устную речь посредством беседы.
Продолжать учить лепить из соленого теста.
Развивать слуховое восприятие и интонационную выразительность литературного текста.
Развивать образную речь, фантазию и словесное творчество.
Воспитывать любовь к художественной литературе, любовь к животным, желание проявлять заботу о них.
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию
(Дети стоят в кругу)
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте. Что на вашу голову сел солнечный зайчик. Он добрый и весёлый. Погладьте его. Теперь зайчик прыгает по вашему лбу, погладьте его, теперь прыгает по щёчкам, погладьте его. Вот он дотронулся до вашего рта, и ротик заулыбался! Откройте глаза и улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи на занятии.
2. Актуализация знаний
Воспитатель:
-Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Б. Заходера. (Показывает портрет поэта).
Б. Заходер - русский поэт, детский писатель, переводчик. Он написал и перевел с других языков для детей много интересных, юмористических произведений. Это шуточные стихотворения, сказки, песенки. Все его произведения очень любят дети и восхищаются ими. Давайте пройдем, сядем на стульчики и послушаем стихотворное произведение, которое называется «Собачкины огорчения». (Воспитатель читает стихотворение и по ходу рассказа выкладывает сюжетные картинки на магнитную доску).
Воспитатель:
-Понравилась вам история, которую описал в своем стихотворении Б. Заходер (ответы детей)
-Где же происходят действия с собачкой? (ответы детей)
-Как вы думаете, собачка в стихотворении Б. Заходера большая или щенок?
-Что можно сказать о людях и щенке, какие они? (ответы детей)
-Какие огорчения выпали на долю собачки в стихотворении Б. Заходера? (ответы детей)
- Ребята, а что же нам сделать, чтобы закончились огорчения собачки в стихотворении «Собачкины огорчения?» (ответы детей)
3. Затруднение ситуации.
(На столах лежат приготовленные листы бумаги и карандаши).
Воспитатель:
-Ребята, я прочитаю стихотворение еще раз, а вы внимательно слушайте и запоминайте. Потом вы сами постараетесь нарисовать мнемотаблицу к этому стихотворению. (Педагог читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу).
4. Открытие нового знания
-Ребята, давайте сядем за столы для выполнения задания. (Как дети нарисуют мнемотаблицу, воспитатель вызывает детей для пересказа стихотворения с опорой на свою мнемотаблицу).
Молодцы, ребята, хороший пересказ составили про собачку.
Воспитатель:
-Ребята, давайте с вами поиграем в необычную игру. (Дети и педагог садятся на ковер).
Развивающая игра «Составь свой рассказ»
-Ребята, предлагаю вам побыть юными писателями, и сочините свой рассказ о собачке. Сюжет может быть разным, кому как захочется. Это может быть рассказ о большой собаке, которая охраняет хозяйский дом. Она верная и служит хозяину. А может это рассказ о комнатной собачке, всеобщей любимице. (воспитатель выслушивает ответы детей).
Воспитатель:
-Какие интересные рассказы у вас получились! Вам понравились? Чей рассказ вам больше понравился? Почему (ответы детей).
Воспитатель:
-Ребята, давайте немного отдохнем. Физкультминутка.
Быстро встали, улыбнулись.
Выше, выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали
И на месте побежали.
(на столах лежит приготовленное соленое тесто, доски для лепки, скалки, салфетки).
- Скажите мне, пожалуйста, как же мы можем порадовать и отблагодарить собачку из стихотворения Б. Заходера? (угостить печеньем).
-Давайте сядем за столы и изготовим угощенье для собачки. разомнем тесто пальчиками, формочками вырежем печенье. (педагог демонстрирует показ).
-Какие вы молодцы! Собачка будет в восторге от таких вкусных угощений!
7. Рефлексия.
Воспитатель:
-Что нового вы узнали на занятии? (ответы детей)
-Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)
-Чему новому научились? (ответы детей)
- Ребята, пожалуйста, приведите в порядок, свое рабочее место. Дежурные уберут.
Занятие окончено. Молодцы! Спасибо всем за старание!
СОБАЧКИНЫ ОГОРЧЕНИЯ
В лесочке, над речкой (1 картинка)
Построена дачка.
На дачке живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лесом и дачей,
Но есть огорчения
В жизни собачей.
Во-первых,
Собачку слегка раздражает,
Что дачу высокий
Забор окружает.
Ведь если б не этот (2 картинка)
Противный забор,
То с кошками был бы
Другой разговор!
Ее огорчает, (3 картинка)
Что люди забыли
Придумать
Собачкам
Автомобили. Собачка
Обиды терпеть не желает:
Она на машины отчаянно лает!
Ей грустно (4 картинка)
Глядеть на цветочные грядки:
Они у хозяев
В таком беспорядке!
Однажды
Собачка
Их славно вскопала —
И ей же, представьте,
За это попало!
Хозяин Собачку (5 картинка)
За стол не сажает —
И это, конечно,
Ее обижает:
Не так уж приятно
Приличной Собачке
Сидеть на полу,
Ожидая подачки!
Но дайте Собачке
Кусочек печенья —
И сразу
Окончатся
Все огорченья!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитанияребенка. ...
Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Презентация по использованию мнемотехники в развитии речи дошкольников...
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста...
"Моделирование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научится работать с ними, так как наглядный материал усваивается лучше вербального....
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....