Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotablits_.ppt | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Односложная речь; Неспособность грамматически правильно построить предложение; Недостаточный словарный запас; Употребление нелитературных слов и выражений; Бедная диалогическая речь; Неспособность построить монолог; Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; Отсутствие навыков культуры речи; Плохая дикция.
Мнемотехника , или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ: Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление Применения мнемотехники , использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт
ЗАДАЧИ: Подобрать и использовать мнемотаблицы, направленные на развитие связной речи детей. Формировать разговорную (диалогическую) речь детей. Учить детей слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Формировать у детей умение слушать друг друга, не перебивать
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотаблицы ускоряют процесс запоминания, активизируют речевую деятельность, развивают мышление и воображение. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ «ЁЛОЧКА» Перед нами ёлочка: Шишечки, иголочки. Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звёзды, человечки. Н.Нищева
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ Давай дружок, смелей дружок, Кати по снегу свой снежок – Он превратится в снежный ком, И станет ком снеговиком, Его улыбка так светла! Два глаза… шляпа… нос… метла… Но солнце припечет слегка – Увы! - и нет снеговика.
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ «БЕЛКА-ШАЛУНИШКА» Скачет белка – шалунишка, Рвет с еловых веток шишки. А потом на землю – прыг И отыщет боровик. Гриб нанижет на сучок – Подсушись, боровичок!
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ В зимнем небе, сделав круг, Накренились сани вдруг! И с подарками мешок Выпал прямо не снежок!
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ «Помощники весны» Леня с Петей, Взяв лопаты, Помогать пришли весне. Разбивают лед ребята И разбрасывают снег. Посмотрел на них с укором Снеговик из-под ведра: Этак мне придется скоро Убираться со двора!
Метод мнемотехники помогает педагогу научить детей составлять рассказы о предметах, объектах или явлениях природы.
Непосредственную образовательную деятельность по мнемотаблицам строили в три этапа. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега распускаются подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из теплых мест возвращаются перелетные птицы.
Наступила зима. Всюду белый, пушистый снег. Холодно на улице. Дети оделись тепло, и пошли погулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!
Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
МНЕМОТАБЛИЦЫ-СХЕМЫ СЛУЖАТ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ Мнемотаблицы- схемы Обогащение словарного запаса Обучение составлению рассказов Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов
Источники: 1. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009. 2. Т. В. Большева «Учимся по сказке» 3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. 4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста. 5. Ткаченко Т.А. использование схем в составлении описательных рассказов. 6. http-skyclipart.ru – detsad. 7 . http :// viki.rdf.ru. 8 . http :// nsportal.ru. 9 . http :// logoburg.com. 10 . http :// logoportal.ru. 1 1 . http :// www.logoped.ru.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывание основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитанияребенка. ...
Консультации для воспитателей « Использование мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста в условиях введения стандартов ДО».
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К . Д. Ушинский...
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Почему некоторые дети, которым трудно даётся запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Почему, после объяснения материала занятия одни дети п...
Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста. (Б. Заходер «Собачкины огорчения»).
конспект переработан, адаптирован.Цель: Развитие навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы. ...
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Презентация по использованию мнемотехники в развитии речи дошкольников...
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста...
"Моделирование мнемотаблиц в развитии связной речи детей дошкольного возраста"
Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научится работать с ними, так как наглядный материал усваивается лучше вербального....