Занятие по развитию речи на тему: "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Коррекционно - образовательные задачи:
- уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде;
- ввести в речь детей обобщающее понятие «зимующие птицы»;
- закреплять умение отвечать полными предложениями;
- активизировать словарь по теме:
- именами сущ.: снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, кормушка, корм, холод, крошки, забота...
- именами прилаг.: заботливый, зимующий, зимний, холодный, голодный, ветреный, одинокий, вкусный...
- глаголами: летать, заботиться, кормить, замерзать...
- совершенствовать грамматические категории:
- образование притяжательных прилагательных;
- подбор слов – действий;
- составление предложений из отдельных слов.
- продолжать учить пересказывать рассказ близко к тексту.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развивать:
- слуховое восприятие; связную речь;
- память, внимание, восприятие, мышление;
- общие речевые навыки;
- координацию речи с движением.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- воспитывать заботу к зимующим птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно - образовательные задачи:
- уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде;
- ввести в речь детей обобщающее понятие «зимующие птицы»;
- закреплять умение отвечать полными предложениями;
- активизировать словарь по теме:
- именами сущ.: снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, кормушка, корм, холод, крошки, забота...
- именами прилаг.: заботливый, зимующий, зимний, холодный, голодный, ветреный, одинокий, вкусный...
- глаголами: летать, заботиться, кормить, замерзать...
- совершенствовать грамматические категории:
- образование притяжательных прилагательных;
- подбор слов – действий;
- составление предложений из отдельных слов.
- продолжать учить пересказывать рассказ близко к тексту.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развивать:
- слуховое восприятие; связную речь;
- память, внимание, восприятие, мышление;
- общие речевые навыки;
- координацию речи с движением.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- воспитывать заботу к зимующим птицам.
Демонстрационный материал:
- магнитная доска;
- указка;
- игрушечный микрофон;
- картинки с изображением зимующих птиц;
- фишки.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком сегодня на занятии мы будем говорить. (Учитель – логопед загадывает детям загадку):
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
- Правильно, ребята, это зимующие птицы. Именно о них и пойдёт речь. Прежде, чем услышать много интересного, давайте с вами массаж лица, лба, щёк, губ, шеи.
Самомассаж лица
(Звучит магнитофонная музыка любой бодрой музыки)
Ручки растираем
(Дети потирают ладони)
И разогреваем
(хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим
Нежно умываем.
(Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают все плохие мысли.
(граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем сверху вниз мы быстро,
(Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз)
Их вперёд сгибаем,
(Сгибают руками ушные раковины вперёд)
Тянем вниз за мочки.
(Оттягивают уши вниз за мочки.)
А потом руками трогаем мы щёчки.
(Легко похлопывают щёки ладошками)
Щёчки разминаем, чтобы надувались.
(Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)
Губки разминаем, чтобы улыбались,
(Те же пальцы разминают сначала нижнюю, потом верхнюю губу)
А потом от носа мы к губам стекаем.
(Спиралевидные движения средних пальцев рук от носа к уголкам рта по носогубным складкам)
Губки пожуём мы, шарики надуем
(Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)
И губами вправо-влево потанцуем.
(Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)
Тянем подбородок и его щипаем,
(Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)
А потом по шейке ручками стекаем
(Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большими и остальными пальцами).
II. Основная часть
(Учитель - логопед выставляет на магнитную доску с изображением зимующих птиц и предлагает детям назвать птиц, которых можно увидеть зимой: сорока, голубь, синица, дятел, снегирь, галка, ворона, воробей).
- Как называют этих птиц одним словом? (Это зимующие птицы)
Чтение стихотворение «Новая кормушка». Беседа по тексту
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
Воробей, снегирь- сосед, будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри, прилетели снегири.
Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех сторон - стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог прискакало сто сорок.
Вопросы:
- Какие птицы прилетели в столовую? (На кормушку прилетали воробьи, вороны, синицы, снегири, галки, голуби, сороки).
- Чем лакомился голубь? (Голубь лакомился кашей).
- Что дадим снегирям? (Снегирям положим ягоды рябины).
- Чем угостим воробьёв? (Воробьям покрошим хлебных крошек).
- Чем накормим галку, ворону? (Галку и ворону накормим зёрнами).
- Кто прискакал на пирог? (На пирог прискакали сороки).
Игровое упражнение «Кто как голос подаёт»
- Ворона что делает? (Ворона каркает, летает, ищет...).
- Синица что делает? (Синица тенькает, порхает, смотрит...).
- Сорока что делает? (Сорока трещит, крутит, прилетает...).
- Воробей что делает? (Воробей чирикает, хохлится, прыгает...).
- Дятел что делает? (Дятел стучит, ходит...).
Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках, посмотри,
В красных майках снегири,
Распушили перышки,
Греются на солнышке,
Головой вертят, улететь хотят.
Кыш-кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.
Игровое упражнение «Какой, какая?»
- У сороки белые бока, значит она какая? (Белобокая сорока).
- У снегиря красная грудка, значит он какой? (Снегирь красногрудый).
- У сороки длинный хвост, значит она какая? (Длиннохвостая синица).
- У синицы куцый хвост, значит она какая? (Куцехвостая синица).
- У вороны длинный клюв, значит она какая? (длинноклювая ворона)
Игровое упражнение «Составь предложение»
- Рябина, снегирь, клевать, ягоды. (Снегирь клюёт ягоды рябины).
- Под, синица, сосна, сидеть. (Под сосной сидит синица).
- Дятел, стучать, дерево, по. (Дятел стучит по дереву).
- Сорока, трещать, на лес, весь. (Сорока трещит на весь лес).
- Воробей, клевать, крошки, хлебные. (Воробей клюёт хлебные крошки).
- Голубь, вылететь, кормушка, из. (Голубь вылетел из кормушки)
III. Рефлексия:
- Вот и подошло наше занятие к завершению.
- Что, на ваш взгляд, было самым интересным на нашем занятии?
- В чём испытывали трудность?
- Какие игры понравились больше всего?
- Чтобы вы хотели ещё хотели узнать о зимующих птицах? (Предположительные ответы детей).
IV. Прогноз на будущее: Мне нравится ваша идея, чтобы на следующем занятии научиться описывать зимующих птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Зимующие птицы» в подготовительной группе
Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствов...
Проект «Использование приёмов мультимедиа-технологий в логопедической работе. На примере занятия по развитию речи по теме: «Зима»»
Цель проекта:Обогащение устной речи дошкольников с ЗПР (решение коммуникативных задач), развитие языковой эрудиции каждого ребёнка, его интереса к языку и речевому творчеству на занятиях по развитию р...
открытое занятие по развитию речи на тему " Зима"
развитие речи детей, закрепление грамматических навков...
Занятие по развитию речи на тему «Зима» в средней группе
Занятие по развитию речи на тему «Зима»в средней группеЦель: развитие связной речи.Образовательные задачи- Обобщать представления о зимних явлениях в природе.- Формировать умение внимательно расс...
Занятие по развитию речи на тему: "Зимующие птицы"
Занятие по развитию речи в логопедической группе начаолось с артикуляционной гимнастики и с упражнений массажными мячиками.Затем дети вспоминали какие бывают зимующие птицы. Отгадывали загадки и узнав...
Конспект занятия по развитию речи: По теме: «Зимующие птицы».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА» Конспект занятия по развитию речи: По теме: «...
Конспект занятия по развитию речи на тему: "Зимующие птицы"
Формирование представление дошкольников о зимующих птицах, о образе их жизни,связи с окружающей средой и роль человека в жизни птиц....