Занятие по развитию речи на тему: "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Почитаева Людмила Викторовна

 

Коррекционно - образовательные задачи:

  • уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде;
  • ввести в речь детей обобщающее понятие «зимующие птицы»;
  • закреплять умение отвечать полными предложениями;
  • активизировать словарь  по теме:
  • именами сущ.: снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, кормушка, корм, холод, крошки, забота...
  • именами прилаг.: заботливый, зимующий, зимний, холодный, голодный, ветреный, одинокий, вкусный...
  • глаголами: летать, заботиться, кормить, замерзать...
  • совершенствовать грамматические категории:
  • образование притяжательных прилагательных;
  • подбор слов – действий;
  • составление предложений из отдельных слов.
  • продолжать учить пересказывать рассказ близко к тексту. 

Коррекционно – развивающие задачи:

Развивать:

  • слуховое восприятие; связную речь;
  • память, внимание, восприятие, мышление;
  • общие речевые навыки;
  • ко­ординацию речи с движением.

Коррекционно – воспитательные задачи:

  • воспитывать заботу к зимующим птицам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно - образовательные задачи:

  • уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде;
  • ввести в речь детей обобщающее понятие «зимующие птицы»;
  • закреплять умение отвечать полными предложениями;
  • активизировать словарь  по теме:
  • именами сущ.: снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, кормушка, корм, холод, крошки, забота...
  • именами прилаг.: заботливый, зимующий, зимний, холодный, голодный, ветреный, одинокий, вкусный...
  • глаголами: летать, заботиться, кормить, замерзать...
  • совершенствовать грамматические категории:
  • образование притяжательных прилагательных;
  • подбор слов – действий;
  • составление предложений из отдельных слов.
  • продолжать учить пересказывать рассказ близко к тексту. 

Коррекционно – развивающие задачи:

Развивать:

  • слуховое восприятие; связную речь;
  • память, внимание, восприятие, мышление;
  • общие речевые навыки;
  • координацию речи с движением.

Коррекционно – воспитательные задачи:

  • воспитывать заботу к зимующим птицам.

Демонстрационный  материал: 

  • магнитная доска;
  • указка;
  • игрушечный микрофон;
  • картинки с изображением зимующих птиц;
  • фишки.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком сегодня на занятии мы будем говорить. (Учитель – логопед загадывает детям загадку):

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.

- Правильно, ребята, это зимующие птицы. Именно о них и пойдёт речь. Прежде, чем услышать много интересного, давайте с вами массаж лица, лба, щёк, губ, шеи.

Самомассаж лица

(Звучит магнитофонная музыка любой бодрой музыки)

Ручки растираем
(Дети потирают ладони)
И разогреваем
(хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим
Нежно умываем.
(Разогретыми ладошками проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают все плохие мысли.
(граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем сверху вниз мы быстро,
(
Растирают пальцами ушные раковины по краю сверху вниз)
Их вперёд сгибаем,
(
Сгибают руками ушные раковины вперёд)
Тянем вниз за мочки.
(
Оттягивают уши вниз за мочки.)
А потом руками трогаем мы щёчки.
(Легко похлопывают щёки ладошками)
Щёчки разминаем, чтобы надувались.
(Указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)
Губки разминаем, чтобы улыбались,
(Те же пальцы разминают сначала нижнюю, потом верхнюю губу)
А потом от носа мы к губам стекаем.
(Спиралевидные движения средних пальцев рук от носа к уголкам рта по носогубным складкам)
Губки пожуём мы, шарики надуем
(Покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)
И губами вправо-влево потанцуем.
(Указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)
Тянем подбородок и его щипаем,
(Разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)
А потом по шейке ручками стекаем
(
Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большими и остальными пальцами).

        II. Основная часть

(Учитель - логопед выставляет на магнитную доску с изображением зимующих птиц и предлагает детям назвать птиц, которых можно увидеть зимой: сорока, голубь, синица, дятел, снегирь, галка, ворона, воробей).

- Как называют этих птиц одним словом? (Это зимующие птицы)

Чтение стихотворение «Новая кормушка». Беседа по тексту

Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.

Воробей, снегирь- сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри, прилетели снегири.

Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех сторон - стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог прискакало сто сорок.

Вопросы:

  • Какие птицы прилетели в столовую? (На кормушку прилетали воробьи, вороны, синицы, снегири, галки, голуби, сороки).
  • Чем лакомился голубь? (Голубь лакомился кашей).
  • Что дадим снегирям? (Снегирям положим ягоды рябины).
  • Чем угостим воробьёв? (Воробьям покрошим хлебных крошек).
  • Чем накормим галку, ворону? (Галку и ворону накормим зёрнами).
  • Кто прискакал на пирог? (На пирог прискакали сороки).

Игровое упражнение «Кто как голос подаёт»

  • Ворона что делает? (Ворона каркает, летает, ищет...).
  • Синица что делает? (Синица тенькает, порхает, смотрит...).
  • Сорока что делает? (Сорока трещит, крутит, прилетает...).
  • Воробей что делает? (Воробей чирикает, хохлится, прыгает...).
  • Дятел что делает? (Дятел стучит, ходит...).

Физкультминутка «Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири,

Распушили перышки,

Греются на солнышке,

Головой вертят, улететь хотят.

Кыш-кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.

Игровое упражнение «Какой, какая?»

  • У сороки белые бока, значит она какая? (Белобокая сорока).
  • У снегиря красная грудка, значит он какой? (Снегирь красногрудый).
  • У сороки длинный хвост, значит она какая? (Длиннохвостая синица).
  • У синицы куцый хвост, значит она какая? (Куцехвостая синица).
  • У вороны длинный клюв, значит она какая? (длинноклювая ворона)

Игровое упражнение «Составь предложение»

  • Рябина, снегирь, клевать, ягоды. (Снегирь клюёт ягоды рябины).
  • Под, синица, сосна, сидеть. (Под сосной сидит синица).
  • Дятел, стучать, дерево, по. (Дятел стучит по дереву).
  • Сорока, трещать, на лес, весь. (Сорока трещит на весь лес).
  • Воробей, клевать, крошки, хлебные. (Воробей клюёт хлебные крошки).
  • Голубь, вылететь, кормушка, из. (Голубь вылетел из кормушки)

III. Рефлексия:

- Вот и подошло наше занятие к завершению.

  • Что, на ваш взгляд, было самым интересным на нашем занятии?
  • В чём испытывали трудность?
  • Какие игры понравились больше всего?
  • Чтобы вы хотели ещё хотели узнать о зимующих птицах? (Предположительные ответы детей).

IV. Прогноз на будущее: Мне нравится ваша идея, чтобы на следующем занятии научиться описывать зимующих птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи по теме: «Зимующие птицы» в подготовительной группе

Образовательные цели. Закрепление знания признаков зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы". Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствов...

Проект «Использование приёмов мультимедиа-технологий в логопедической работе. На примере занятия по развитию речи по теме: «Зима»»

Цель проекта:Обогащение устной речи дошкольников с ЗПР (решение коммуникативных задач), развитие языковой эрудиции каждого ребёнка, его интереса к языку и речевому творчеству на занятиях по развитию р...

открытое занятие по развитию речи на тему " Зима"

развитие речи детей, закрепление грамматических навков...

Занятие по развитию речи на тему «Зима» в средней группе

Занятие по развитию речи на тему «Зима»в средней группеЦель: развитие связной речи.Образовательные задачи- Обобщать представления о зимних явлениях в природе.- Формировать умение внимательно расс...

Занятие по развитию речи на тему: "Зимующие птицы"

Занятие по развитию речи в логопедической группе начаолось с артикуляционной гимнастики и с упражнений массажными мячиками.Затем дети вспоминали какие бывают зимующие птицы. Отгадывали загадки и узнав...

Конспект занятия по развитию речи: По теме: «Зимующие птицы».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 50 «ЖАР-ПТИЦА»        Конспект занятия по развитию речи: По теме: «...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Зимующие птицы"

Формирование представление  дошкольников о зимующих птицах, о образе их жизни,связи с окружающей средой и роль человека в жизни птиц....