Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста
проект по развитию речи (младшая группа)
Проект предназначен для детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_ruk.docx | 38.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Колосок»
Комсомольского района Чувашской Республики
Методическая разработка
«Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста»
Выполнила ст.воспитатель
Каримуллина Тензиле Ринатовна
МБДОУ детский сад №1 «Колосок»
Пояснительная записка
Данная методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста» разработана для формирования и развития у детей двигательных функций, в том числе и тонких движений рук. Это происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.
Мелкая моторика – это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.
Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка.
1. Умение управлять руками – основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
2. Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми. Таким образом, у ребенка формируется «предметное мышление» (И. М. Сеченов), «мышление в действии» (И. П. Павлов). Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно-манипулятивная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи (М. М. Кольцова).
«Связь движений руки с речью» была отмечена еще в 1928 году В. М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М. М. Кольцовой было высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Эти данные говорят о необходимости проведения систематической работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Цель: создание условий и использование нетрадиционной техники развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Задачи:
Образовательные
∙ Сформировать общее интеллектуальное развитие ребенка;
∙ Использовать разные виды детской деятельности.
Развивающие
- Создавать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики;
∙ Развивать воображение, фантазию, речь, память.
Воспитательные
∙ Воспитывать умение работать в коллективе;
∙ Воспитывать положительное отношение к дружбе, умение дружить.
Коррекционные
∙ Формировать положительные эмоции;
∙ Формировать волевые навыки.
Виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук
Чтобы ребёнок развивался гармонично, обязательно нужно с ним заниматься, совершенствуя мелкую моторику рук. Сегодня существует множество авторских методик, развивающих игрушек и занятий, которые проводятся в игровой форме и помогают узнавать новую информацию через тактильные ощущения.
Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:
Игровая деятельность
∙Пальчиковые игры и упражнения;
∙Массаж кистей рук и пальцев;
∙Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками, шишками;
∙Игры с верёвочкой, шнуровку.
Продуктивная деятельность
∙Лепка, аппликация, рисование;
∙Раскрашивание;
Познавательно-исследовательская
∙Конструирование из лего-конструктора;
∙Конструирование из бумаги;
∙Конструирование из природного материала;
∙Графические упражнения, штриховки;
∙Собирание конструкторов и мозаик.
Существуют средства развития мелкой моторики рук:
- Пластилин, соленое тесто
- Крупа, бусы, пуговицы
- Песок, вода
- Бумага
- Карандаши, счётные палочки
- Прищепки, шнурки
- Природный материал
- Верёвки, ткани, нитки,
Методическое и материальное обеспечение проекта
Реализация программы зависит от методического обеспечения. Для работы с детьми раннего возраста необходимо подготовить материальную среду, которая бы содержала основной материал, который будет использоваться в работе с детьми.
В первую очередь необходимо подготовить:
∙Дидактические игры со шнуровкой;
∙Пальчиковые игры;
∙Книжки-раскраски;
∙Шипованные (массажные) мячики;
∙Разные виды конструктора.
Следует изготовить разные виды театра: театр «топотушки», пальчиковый театр, театр на палочке.
Для развития мелкой моторики необходимы материалы: пластилин, соленое тесто, цветная бумага, фломастеры, карандаши, ручки.
Широко можно использовать природный и бросовый материал: шишки, пуговицы, крупы, семена и семечки, прищепки, трубочки из-под сока. Следует подготовить картотеку пальчиковых игр и упражнений, художественных произведений для показа театра, комплексы самомассажа. Для того, чтобы использовать данный материал в работе с детьми необходимо подобрать ряд психолого-педагогической литературы.
Целевая группа: дети раннего возраста (2-3г.)
Исполнители: воспитатель, педагоги.
Принципы построения работы:
- от простого к сложному,
- связь знаний, умений с жизнью, с практикой,
- доступность,
- системность знаний,
- воспитывающая и развивающая направленность,
- всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков,
- активность и самостоятельность,
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Методические приемы:
- показ технологических приемов,
- рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
- игровые приемы (приход героя и др.),
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность с воспитателем,
- самостоятельная деятельность,
- свободная, игровая форма,
- самостоятельное художественное творчество.
Формой подведения итогов реализации программы являются:
- открытые показательные занятия для родителей и воспитателей,
- организация выставок детских работ в группе и в холле детского сада,
- участие детей в творческих конкурсах.
Ожидаемые результаты:
- Разработать комплекс игровых материалов по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности.
- Систематизировать материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).
- Формировать навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями.
- Обогатить предметно - пространственную, развивающую среду по данной проблеме.
Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания.
Комплекс упражнений по проведению самомассажа шишками
Раз, два, три, четыре, пять, Будем с шишками играть. Будем с шишками играть, Наши ручки развивать. | (Перекладываем шишку из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.) |
Шишки в ручку мы возьмём И тихонечко сожмём. Ручка левая сжимает, Правая ей помогает! | (Шишки на ладонях обеих рук. Сначала выполняем лёгкое сжатие шишек пальцами рук одновременно. Затем выполняем лёгкое сжатие шишек попеременно правой и левой рукой.) |
На ладошке нашей шишка, Как в берлоге дремлет мишка. Нам тут некогда дремать, Будем шишки мы катать! | (Шишки на ладони. Выполняем круговое движение, постепенно увеличивая нажим и темп.) |
Стали руки замерзать, Будем пальцы согревать. Между пальцами катаем, Шишкой пальцы разминаем! | (Шишка зажата между пальцами. Выполняем перетирающие движения от основания пальцев до кончика и обратно, постепенно увеличивая нажим.) |
Мы теперь ладошки греем, Растираем их быстрее! Шишка ручкам помогает И ладошки согревает! | (Шишка между ладонями, пальцы прижаты друг к другу. Выполняем перетирающие движения, катая шишку вперёд-назад, темп и нажим постепенно увеличиваем.) |
Раз, два, три, четыре, пять – Будем шишку мы щипать. Будем шишку мы щипать. Наши пальцы разминать! | (Шишка зажата между подушечками пальцев. Выполняем попеременное лёгкое пощипывание шишки сверху вниз и наоборот, постепенно увеличивая темп и силу нажима.) |
Чтобы пальчики размять, Снова надо шишку взять. Каждый пальчик, как иголкой, Шишкою уколем ловко. | (Рука лежит ладонью вверх. Берём шишку за основание. Выполняем лёгкие нажатия кончиком шишки на пальцы от основания до подушечек и обратно – от подушечек до оснований. Начинаем выполнение упражнения с мизинца и заканчиваем мизинцем, постепенно увеличивая темп и силу нажима. Затем меняем руки.) |
Наши пальчики играют, Шишку весело вращают. Раз, два, три, четыре, пять, Нам так нравится играть! | (Шишка зажата между подушечками пальцев. Выполняем вращение шишки пальцами, постепенно увеличивая темп и силу нажима.) |
А теперь погладим шишку, Словно плюшевого мишку. Шишку гладим осторожно, Нам играть совсем не сложно. | (Шишка на ладони руки. Выполняем лёгкое поглаживание шишки против роста чешуек. Затем выполняем упражнение другой рукой. Выполняем лёгкое потряхивание руками.) |
Заключение
Работа по программе позволит увидеть, что использование упражнений с детьми раннего возраста разных видов деятельности способствует развитию мелкой моторики рук.
Систематическая и планомерная работа, использование разных приемов и средств, форм работы, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие познавательных процессов и связной речи, что способствует формированию навыка овладения письмом.
На основе использования игр, заданий, упражнений у детей раннего возраста развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас.
Литература:
1. Доронова, Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» / Т. Н. Доронова – Москва : Просвещение, 2012.
2. Жукова, О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О. Жукова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С. 14–16
3. Курочкина, Г. В. Лепка в детском саду / Г. В. Курочкина – Москва : Просвещение, 2016.
4. Мельникова, С. С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки / С. С. Мельникова – Москва, 2019.
5. Рузина, М. С. Страна пальчиковых игр / М. С. Рузина. – Санкт-Петербург, 2020.
6. Сакулина, Н. П. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Н. П. Сакулина – Москва : Просвещение, 2019.
7. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина – Москва : Просвещение, 2018.
8. Халезова, Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н. Б. Халезова – Москва : Просвещение, 2014.
Комплекс упражнений игр с шишечками
Сентябрь | |
«Песенка колобка» Я колобок, колобок, По амбару метён, По сусекам скребён. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, Я от волка ушёл, Я от зайца ушёл, Я от медведя ушёл, А лиса его: «Ам!» и съела. | (Левую руку вытянуть, правой рукой катить шишку по руке от ладони до плеча и обратно. В конце накрыть шишку ладонями и помять. Поменять руки.) |
Октябрь | |
Раз, два – шли утята. Три, четыре – шли домой. Вслед за ними плёлся пятый, Впереди бежал шестой, А седьмой от всех отстал, Испугался, запищал: - Где, вы? Где, вы? - Не пищи! Мы тут Рядом… Поищи! | (Левую руку вытянуть, правой рукой катить шишку по руке от ладони до плеча и обратно. (Шишку направить ладошками, сделать маленькую дырочку и заглянуть в неё. Поменять руки). |
Ноябрь | |
Ай, чу-чу, чу-чу, чу-чу, Я горошек молочу, Я горошек молочу На Ивановом току. Ко мне курочка бежит, Конопаточка спешит. Ой, бежит она, спешит, Ничего не говорит. А из курочки перо Полетело далеко, Ой, далёко, далеко, На Иваново село. | (Левую руку вытянуть, правой рукой катить шишку по руке от ладони до плеча и обратно). (В конце накрыть шишку ладонями и помять. Поменять руки.) |
Декабрь | |
На полянке. На полянке у пенька Зайцы пляшут трепака, Пляшут, веселятся, Топать не боятся. Рады ясному деньку, Рады старому пеньку, Клёнам и ромашкам, Птицам и букашкам. Что им не резвиться, Коль полно кислицы. Если нет поблизости Волка и лисицы. | (Левую руку вытянуть, правой рукой шишка «прыгает» по руке от ладони до плеча и обратно). (В конце накрыть шишку ладонями и помять. Поменять руки.) |
Январь | |
Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, - Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. | (Левую руку вытянуть, правой рукой катить шишку по руке от ладони до плеча и обратно). (В конце накрыть шишку ладонями и помять. Поменять руки.) |
Февраль | |
Заинька, походи, Серенький, походи, Вот так, вот сяк походи. Заинька топни ножкой, Серенький, топни ножкой, Вот так, вот сяк, топни ножкой. Заинька, повернись, Серенький, повернись, Вот так, вот сяк повернись. Заинька, попляши, Серенький, попляши, Вот так, вот сяк попляши. Заинька, поклонись, Серенький, поклонись, Вот так, вот сяк поклонись! | (Левую руку вытянуть, правой рукой шишка «прыгает» по руке от ладони до плеча и обратно). (В конце накрыть шишку ладонями и помять. Поменять руки.) |
Март | |
Тень-тень, потетень, Выше города плетень. Сели звери под плетень, Похвалялися весь день. Похвалялася лиса: - Всему свету я краса! Похвалялся зайка: - Поди догоняй-ка! Похвалялися ежи: - У нас шубы хороши! Похвалялся медведь: - Могу песни я петь! | (Левую руку вытянуть, правой рукой катить шишку по руке от ладони до плеча и обратно). (В конце накрыть шишку ладонями и помять. Поменять руки.) |
Апрель | |
Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху – Грру-грру-у-грру-у-грру-у! Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним -рано поутру Нам споёт ку-ка-ре-ку! | (Левую руку вытянуть, правой рукой шишка «прыгает» по руке от ладони до плеча и обратно). (В конце накрыть шишку ладонями и помять. Поменять руки.) |
Май | |
Конь ретивый, Долгогривый Скачет полем, Скачет нивой. Кто коня Того поймает, С нами в салочки Играет! | (Левую руку вытянуть, правой рукой шишка «прыгает» по руке от ладони до плеча и обратно). (В конце накрыть шишку ладонями и помять. Поменять руки.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»
Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка....
План работы с детьми группы раннего возраста по теме самообразования нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ в группе раннего возраста....
ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...
Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.
Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...