Звуки ( В и В'), буква В
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Цель: знакомство со звуками В и Вь, буквой В.
Задачи:
1) Учить давать характеристику звуков; формировать навыки фонематического восприятия; закрепить умение находить место звука в слове.
2) Развивать мышление, произвольное внимание, фонематические процессы; мимическую мускулатуры, мелкую и крупную моторику.
3) Создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.
Оборудование:сигнальные карточки (синяя, зеленая), разрезные карточки «Место звука в слове»,предметные картинки на изучаемый звук, «чудо-дерево», ромашки на дифференциацию звуков, карточки для профилактики дизартрии, письмо от выпускника детского сада.
Ход занятия.
1.Организационный момент
Ребенок:
Доброе утро, птицы запели.
Добрые люди, входите к нам в двери.
Милости просим в гости сейчас.
Очень мы рады видеть всех Вас!
Психогимнастика.
Воспитатель:
– Ребята, когда мы узнали, что придут гости мы удивились.
(дети изображают удивление)
– Потом мы стали думать, что покажем гостям.
(серьезное, задумчивое лицо)
– А сегодня мы увидели знакомые лица и обрадовались!
(радостные лица)
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила на адрес нашего детского сада необычное письмо. Адрес указан наш, старшая группа, а вот от кого пришло это загадочное письмо нам предстоит узнать, выполнив все задания.
Сегодня вы, ребята, сами
Пойдёте волшебными путями
По очень необычной стране
И побываете там везде!
Все звуки речи там живут,
Они давно вас ждут.
Вы попадёте в их владенья,
И вам должно хватить уменья
Все испытания пройти,
Не сбившись с верного пути!
2.Повторение пройденного материала.
Воспитатель: - Что мы слышим?
Дети: Звуки.
Воспитатель:- Какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: Почему мы их называем «гласные звуки»?
Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду.
Воспитатель: Назовите, согласный звуки.
Дети: М П Б…
Воспитатель: Почему мы их так называем?
Дети: Они не тянутся и не поются!
3. Сообщение темы
Воспитатель: Поиграем мы в игру:
Я знаю много имен мальчиков и девочек:
Ваня, Вася, Валера, Василиса, Влада. Какой чаще всего звук повторялся?
Дети: Звук В.
Воспитатель: Вика, Вероника, Виолетта, Виктор. Какой чаще всего звук повторялся?
Дети: Звук Вь.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со звуками В, Вь и с буквой В.
Зубками мы нижнюю губу прикусим,
Между ними голос пустим.
Звук В – согласный, твердый, звонкий.
Звук Вь – согласный, мягкий, звонкий.
- Чем отличаются звуки?
Дети: Звук В – твердый, звук Вь – мягкий.
Воспитатель: Что общего?
Дети: Звуки В и Вь согласные, звонкие.
4. Развиваем фонематический слух
Воспитатель: Звуки В и Вь любят играть:
Подними синюю карточку, когда услышишь звук В
Подними правую карточку, когда услышишь звук Вь.
(воспитатель называет сначала звуки: В ВВь В ВьВь…, затем слоги: Ва, Вя, Вы, Ве, Ву….)
- Молодцы!
5. Определить место звука в слове.
Воспитатель: Ребята в письме были разрезные картинки, давайте их соберем и
назовем, что на них нарисовано.
В – самовар, ваза, валенки, волк, вода, сливы, неваляшка
Вь – весы, ведро, вертолет, цветы, телевизор, медведи)
Воспитатель: Где ты слышишь звук В (Вь) в слове САМОВАР, в начале,
в середине или в конце слова?
Ребенок: Я слышу звук В (Вь) в середине слова.
(воспитатель проверяет все слова)
Физ.минутка.
А сейчас мы с Вами дети
Улетаем на ракете.
На носки приподнимись,
А потом руки вниз.
1,2,,3,4-
Вот летит ракета ввысь.
6. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Я буду произносить слог с твердым В, а вы отвечаете с мягким ВЬ и наоборот.
ВА-ВЯ ВЫ-ВИ ВЯ-ВА
ВО-ВЁ ВУ-ВЮ ВИ-ВЫ
ВЭ-ВЕ ВЁ-ВО
7. Развиваем фонематический анализ, деление слов на слоги, составление простого распространенного предложения.
Воспитатель: Игра «Путаница».
Посмотрите на эту путаницу, назовите все предметы, которые вы увидели.
Верно ли, что все слова начинаются на звук Вь?
Какое слово лишнее?
Дети: ВАРЕЖКА
Воспитатель: Почему это слово лишнее?
Дети: В слове ВАРЕЖКА первый звук В - согласный, твердый, звонкий.
В остальных словах первый звук Вь.
Воспитатель: делим слово ВАРЕЖКА на слоги.
Произнесите слово по слогам. Сколько слогов в этом слове?
Дети: В этом слове три слога.
Воспитатель: Составьте предложение с этим словом.
Дети: Бабушка связала теплые варежки.
Воспитатель: Сколько слов в предложении?
Дети: В предложении четыре слова.
Воспитатель: Назовите первое (второе…) слово.
Дети: Бабушка. (связала; теплые; варежки)
8.Знакомство с буквой.
Воспитатель: Слышим звуки, а пишем, читаем?
Дети: Буквы.
Воспитатель: «В» - буква очень важная
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.
(Воспитатель выкладывает на наборном полотне букву В)
Пишем в воздухе: сверху вниз (спинка), слева направо полуовал…;
Пальчиковая гимнастика:
1,2,3,4,5
В космос полетел отряд,
Командир в бинокль глядит,
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, каметы,
Большую желтую луну.
Найдите в тетради правильно написанную букву и обведите ее в кружочек,
покажите на пальчиках сколько правильных букв.
10. Итог занятия.
Воспитатель: Мы с вами выполнили много заданий. А кто же прислал нам это письмо?
(Воспитатель открывает конверт и достает карточку с ребусом).
Имя зашифровано. По первым буквам слов мы узнаем имя
(слова: валенки облако волк аист – ВОВА.)
Вова выпускник нашего детского сада. Сейчас он учится в школе, и решил нам прислать письмо. Вам понравились задания, которые прислал Вова?
Дети: Да.
Воспитатель: Когда вы пойдете в школу и научитесь писать и читать, тоже будете присылать нам письма
С какими звуками мы знакомились?
Звук В какой? Звук Вь какой? А какое задание было самым трудным? Какое задание понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".
Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....
Занятие по обучению грамоте "Звуки п-пь и буква Пп".
Уважаемые коллеги.Это занятие разработано для детей подготовительной логопедической группы. Занятие построено с учетом знаний детей, с использованием игровых приемов....
Конспект урока обучения грамоте в подготовительной группе.Тема:Звуки [x] и [х’], буква Х».
Занятие знакомит детей с буквой "Х" и звуками [x] и [х’]...
Тема: «Речевые и неречевые звуки. Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У».
Программное содержание:закреплять умение различать речевые и неречевые звуки;повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [у], закрепить умение выделять звуки в словах;учить придумывать слова...
Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы детского сада....
Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].
Конспект занятия по речевому развитию (грамота) в подготовительной группе « Город потерянной буквы». Звуки [Б] [Б] И буква [Б].Ход занятия: Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас...
Обучение грамоте «Путешествие в страну звуков и букв с Машей и Медведем». Согласные звуки IмI, Iм’I; буквы М, м.
Занятие по обучению грамоте «Путешествие в страну звуков и букв с Машей и Медведем» предназначено для детей дошкольного возраста и направлено на знакомство с согласными звуками [м] и [м&r...