"Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гнидина Альмира Тагировна

"Зимушка - зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-_zima.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

    учреждение – детский сад № 2 с. Раевский муниципального района

Альшеевский район Республики Башкортостан

Область: Познание                         (ЦКМ – целостная картина мира речевое развитие).

ООД  в старшей группе  по теме:            

«Время года -Зима».

                                             

                                                Воспитатель: Гнидина А.Т.

с. Раевский

Занятие по теме: «Зимушка-зима».

Интеграция: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель:Способствовать формированию у детей свободному общению со взрослыми и детьми.Расширять   словарный запас детей путем разговорной, связной, диалогической, монологической   речи, пополнить знания детей о сказочных героях  знакомой сказки.

Задачи:

Образовательные:Познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме. Упражнять детей в понимании и отгадывании загадок. Продолжать учиться составлять предложение из двух, трех и более слов, добиваться четкого произношения окончаний в словах. Согласовывать прилагательные с существительными в роде, учить правильно, называть через игру какое либо действие.

Развивающие:Развивать  фонематический слух, связную речь,  внимание, мышление, воображение  и память.

Воспитывающие: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,  усидчивость, внимание.

 Материал: Карточки картин  времён года. Предметные картинки.  Мяч.

Предварительная работа: Чтение и показ настольного кукольного театра украинской  сказки «Рукавичка», рассматривание  иллюстраций. Дидактические игры по развитию речи. Разгадывание загадок.  Словесные игры по развитию речи.

Ход занятия

Какое время года? (ответы) дети на мольберте находят  картину зимы.                      Как ты определила, что это зима, по каким признакам?  (о).                                          Какой   сейчас месяц? (о). Есть такая поговорка в народе: Январь, хитрые узоры на окнах расписывает. Как вы думаете, почему хитрые узоры, это же не лиса (о). 1. Много снега, это хорошо или плохо, кто как думает, мы узнаем через игру, я буду кидать мяч, а вы можете сказать много снега это хорошо потому что.., или плохо потому что…  (проиграли).

Есть такая пословица – Много снегу – много хлеба! Почему много хлеба? (о).

Какую пользу нам приносит снег?

2. Сейчас я вам буду загадывать загадки, но отгадку вы должны найти на карточке которые лежат на столике, и поставить на мольберт. Подходить и искать будем поочерёдно, сначала слева направо.

* Спешил, скакал – горою стал (сугроб);

* Оставляя белый след, много падает монет, а тепло придет, их нет (снегопад);

* Два березовых коня, по снегам несут меня. Кони эти рыжие, и зовут их  (лыжи);

* Всё лето стояли, зимы ожидали. Дождались поры,  помчались с горы (санки);

* Кто ни в жару, ни в стужу, не снимает шубу (баран);

* В сосне дупло, в дупле тепло. А кто в дупле живёт в тепле? (белка);

* За деревьями, кустами промелькнуло будто пламя. Промелькнула, пробежала, нет ни дыма, ни пожара (лиса);

* Красногрудый, чернокрылый любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине, он появится опять (снегирь);

3. Задание такое, нам надо найти на карточках зимних птиц, назвать их  и поставить на мольберт. Начнём с конца справа налево. (Снегирь, дятел, ворона, воробей, свиристель, синица, лебедь, скворец, сорока, грач,);

Физминутка

На дворе у нас мороз.                                                 Дети растирают плечи.                                                                                                    Чтобы носик не замёрз,

надо ножками потопать, и ладошками похлопать.

С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.        Имитация.

Будем их ловить руками, а потом покажем маме.                Имитация.

А вокруг лежат сугробы                                           Показывают сугробы

Снегом замело дороги.                                                             Воет ветер у-у-у

Не завязнуть в поле чтобы,                            Ходьба с подниманием высоко колен.

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идём, идём и к себе приходим в дом.                     Идут и садятся.

4. Задание следующее, вы должны выбрать предмет, которым мы можем пользоваться зимой (санки, лыжи, коньки, шуба, шапка, лопата, валенки, шарф, зонт, веник, ёлка, снегирь, свитер, медведь).

5.Составим предложение по картинкам, карточки  вы себе выберите сами (дети подходят к мольберту все вместе и берут по 1 карточке, оставшиеся воспитатель убирает). Подумайте и поочерёдно выходите,ставите карточку на мольберт и  говорите свое предложение соответственно своей картинке (снеговик, ёлка, санки, лыжи, коньки, снегирь, белка, медведь).

6. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Перебежки». Ставим стульчики друг против друга, я говорю слова, не пора ли пробежаться и местами поменяться.  Правило игры такое, вы меняетесь местами, не задевая друг друга.

7. Последнее сказочное задание (на столе разложен картонажный театр сказки). Нужно собрать  героев украинской сказки по порядку,  что было сначала, кто за кем приходил к рукавичке. Что было потом, и чем закончилась сказка. Выходить будем  поочередно, слева направо.

1. Кто обронил рукавичку, где и почему?

2. Кто её первый нашел?  (мышка - поскребушка). Сколько стало в рукавичке зверей? (одна мышка);

3. Кто прискакал за мышкой? (за мышкой прискакала лягушка-попрыгушка). Сколько их стало? (двое);

4.За лягушкой прискакал заяйчик-побегайчик, сколько их стало (трое);

5. За зайцем прибежала лисичка-систричка, сколько стало (четверо);

6. За лисичкой-сестричкой  волчок – серый бочок (пятеро);

7.  За волком серым бочком пришел кабан-клыкан (шестеро);

8. За кабаном-клыканом пришел медведюшка-батюшка (семеро);

9.  Кто схватился, что нет рукавички? (дед);

10. Кто нашел рукавичку? (собака);

11. Куда делись звери? Куда делась рукавичка?

 Молодцы, кому вы можете  эту сказку  сами рассказать и показать?  (о).  Вот, я вам дарю эту рукавичку и героев этой украинской сказки. С заданиями вы справились. Занятие окончено.

Анализ занятия:

 В своем занятии «Зимушка зима»  была область: Познание (ЦКМ – целостная картина мира, речевое развитие.  

 Интеграция: Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Использовала методы: знакомство с пословицей и поговоркой, дидактический материал на каждого ребенка, повторения.

Приёмы: игровой, использование предметных дидактических карточек на протяжении всего занятия, вопросы, проблему для решения, которой нужно познакомиться через  пословицу, много снега для чего?

Для работы по развитию речи  на занятиях мы используем пособие – применение  предметных и сюжетных картинок. Размер 8 на 8 или 6 на 6см. Можно распечатать по методике Г.Домана, а можно  вырезать из журналов, распечатать в интернете, мы купили готовые, обновили. Собрали предметные картинки по классификации, у нас получилось 20 видов. Сюжетные картинки на действия предметов (Что делает, что делают?). Используем их для составления предложения из 2-х,3-х и более слов. Это дает возможность обогащать представления детей о явлениях, обогащает словарный запас, помогает  развитию речи и познавательного интереса. Как  мы их используем.

  1. При отгадывании и загадывании загадок.
  2. При составлении предложений (дети на выбор берут предметную картинку и составляют предложение, можно по заданию воспитателя только их 2-х слов, или 3-х, или просто предложение по выбору ребенка).
  3. При составлении коротких рассказов  (сюжетные картинки).
  4. Сказать по картинке  какое либо действие, отвечающее на вопрос, что делает? (машина едет, самолет летит, мальчик пьет молоко …).
  5. При различных заданиях по темам,  например: раскладываются карточки на столе, дается задание найти предметы которые нужны для зимы, найдите и назовите только диких животных, домашних, гужевой транспорт, на верхнюю полоску наборного полотна девочки находят фрукты, мальчики овощи, девочки одежду женскую, мальчики мужскую.
  6. Сюжетные картинки по сказкам. Составь последовательность сказки и назови действие.

Предметная картотека по классификации

Живот/ жарких стран Африки                                  Австралии.

Предметы                                             строительные                              

(рабочие инструменты)

Грибы и орехи

Цветы

Рыбы

Домашние                                                       животные

Морские                                                      животные

Животные                                                                                севера, Арктики                                               Антарктиды

Дикие                                                               животные

Мебель

Посуда

Транспорт                                                    водный

Транспорт                                                  воздушный

Овощи

Фрукты

Насекомые

Птицы

Музык-ныеинстру-ты

Транспорт                                               наземный

Транспорт                                           ж/дорожный

Транспорт                                                  гужевой

Обувь

Головные                                                         уборы

Игрушки

Деревья

Предметы                                                           сад-огород

Бытовые                                                         предметы(электро-приборы)

Школьные                                        принадлеж-ти

Кустарники

Продукты

Времена года

Природные                                                   явления

Степные                                                       животные

Грибы

Ягоды

Одежда

Комнатные цветы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...