Буква Г
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Познакомить с новой буквой «Г».
Закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твердых, мягких).
Совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов.
Развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость. Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
putesh._po_abaz.skazkam._bukva_g.docx | 86.23 КБ |
Предварительный просмотр:
«РР». Тема: « Буква Г».
ИОО: «РР», «ФР», «С-КР», «ПР».
Цели:
Познакомить с новой буквой «Г».
Закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твердых, мягких).
Совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов.
Развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость. Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям.
Материал: иллюстрации, загадки, мягкая игрушка - белка, муляжи грибов, корзина, тетрадь по подготовке руки к письму, различные шрифты с буквой Г.
Раздаточный материал: карандаш простой, тетради по подготовке руки к письму.
Словарная работа: кузовок, лыко.
Методические приемы:
Игровой - использование сюрпризных моментов.
Наглядный - использование муляжей, тетрадей.
Словесный - вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщения.
ХОД НОД
1. Начало:
Белка с корзинкой грибов приходит в гости к детям, здоровается с ними и просит отгадать, что у нее в корзине. Она загадывает загадку:
И на горке и под горкой,
Под березой, и под елкой.
Хороводами и в ряд,
В шляпах молодцы стоят.
Белка: Правильно, это грибы.
Белка выкладывает грибы из корзины и показывает детям.
Активизация словарного запаса - подбор родственных слов.
Белка: Ребята, а какие грибы вы знаете? (ответы детей).
- А в чем я вам принесла грибы? (в корзине).
- А как по-другому можно назвать корзинку? (лукошко, кузовок). Кузовок- это корзина для грибов, которую плетут из лыка (коры дуба).
- А как бы вы сказали про маленький гриб? (грибочек).
- А как называют людей, которые собирают грибы? (грибники).
2.Основная часть:
Знакомство с буквой Г.
Воспитатель: Ребята, с какого звука начинается слово ГРИБЫ?
- Назовите слова на рисунках, которые начинаются с этого звука (горы, гвоздика, гири и т.д.).
- А с какого звука начинается слово ГИРЯ?
- Произнесите отдельно звуки [Г] и [ГЬ]
- Какие это звуки? (Это разные звуки твердый и мягкий согласный).
- Для двух разных звуков - твердого Г и мягкого Г - есть одна буква Г .
.Рассматривание разных шрифтов и поиск лишней буквы.
Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Т Г Г
Физкультминутка.
В лесу долго мы идем.
Скоро и грибок найдем.
Вот один, а там другой.
Унесем мы их домой.
А еще ты посмотри.
Вот их сразу целых три.
Мы их тоже соберем.
Дальше по лесу пойдем.
В стороне растут три елки.
У них колкие иголки.
Мы под ними поискали.
Три грибочка отыскали.
Вот хороший урожай.
Ты свой рот не разевай.
Интеллектуальная разминка. Все ответы должны начинаться с буквы Г.
- Кем раньше была бабочка? (Гусеницей).
- Какая птица своим прилетом оповещает о прилете весны? (Грач).
- Модель Земли (Глобус).
- Явление природы с сильным ветром, громом и молнией? (Гроза).
- Сестра Кая. (Герда).
- Фрукты. (Гранат, груша).
- Каша для богатырей (Геркулес).
- Как называются звуки, которые произносятся без препятствий? (Гласные).
Задание на внимание.
Нужно найти букву Г в строчках с разными буквами и обвести в кружок
Подготовка руки к письму - проведение линий, обводка.
Прописать букву Г по пунктирным линиям, затем самостоятельно.
Подбор противоположных по смыслу слов.
Белка: А чтобы завершить наше знакомство с буквой Г я предлагаю игру «Скажи наоборот». Ответы должны начинаться на букву Г:
Холодный - горячий.
Чистый - грязный.
Тихий - громкий.
Сладкий - горький.
Веселый - грустный.
Молодцы, ребята!
Чтение слогов.
Га, го, ге, гё, ги, гя, гу
Проговаривание скороговорки.
Груздь на солнце греет бок! В кузовок иди грибок!
3.Итог:
-Чем мы сегодня занимались?
-Что вам понравилось больше всего?
«РР». Тема: «Путешествие по абазинским сказкам»
ИОО: «РР», «Х-ЭР», «С-КР», «ФР».
Цель:
Систематизировать знания детей об абазинских народных сказках через игру – путешествие. Развивать разговорную речь, память, воображение, фантазию, мышление. Воспитывать интерес к сказкам других народов. Закреплять умение передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Методы: Игровой, словесный, практический, наглядный.
Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Материал: Игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), и (карточки-схемы),
Оборудование: Аудиозапись с национальными мелодиями, стенд с книгами абазинских сказок.
Предварительная работа: Образовательная деятельность в ходе режимных моментов - чтение сказок: «Волк в западне», «Как волк свою долю получил», «Старик и волк», «Кабижчикун», «Сын айныжа», « Сын Дадамыжа», «Фатимат» .
Ход НОД:
1.Начало:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как называется республика, в которой мы живем?
Дети: Карачаево- Черкесия.
Воспитатель: А какие народы проживают в нашей республике?
Дети: Карачаевцы, русские, абазины, ногайцы, черкесы, осетины.
Воспитатель: Правильно. У каждого народа есть своя культура, своя литература. Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по абазинским сказкам. Наша дорога будет нелегкой, мы должны пройти через разные испытания и преодолеть трудности. В конце путешествия нас ждет необычный сюрприз. Вы готовы?
Дети: Да
Воспитатель: А как вы думаете, нам легче всем вместе пройти путь или поодиночке?
Дети: Всем вместе.
Воспитатель: Тогда беритесь за руки
(Звучит негромкая национальная музыка. Дети стоят, взявшись за руки)
Мы стоим, рука в руке,
Вместе мы большая сила
Можем маленькими быть,
Можем мы большими быть,
Но никто один не будет.
Воспитатель: Нашим помощником будет вот эта карта. На ней изображены цифры. Мы должны их найти и выполнить задания, которые под этими цифрами написаны. Но вначале скажите, как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте сядем на крылатого коня – дурдуля, который быстро домчит нас.
Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
2.Основная часть:
Воспитатель: Вот и первая цифра. По иллюстрациям к сказкам мы должны выполнить первое задание.
Угадай сказку по картинке «Абазинские народные сказки»
Гимнастика для глаз.
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
- Смотрите, здесь нарисован какой-то лабиринт. Мы должны пройти по нему к доске, к которой прикреплена цифра 2.
(Дети проходят через лабиринт)
Воспитатель: Вот ещё одно задание. (Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Старик и волк» и «"Волк, лиса, заяц и осел"). Затем надевают маски и инсценируют отрывки из сказок.
Воспитатель: Какие вы молодцы – и с этим заданием справились.
-Ребята, посмотрите, впереди широкая река. На том берегу я вижу пеньки с цифрой 3. Чтобы переправиться на тот берег мы должны сделать мост из досок и перейти по нему. Какие доски мы возьмем?
Дети: Длинные и широкие.
(Делают мост и «переходят» на берег)
Воспитатель: Ребята, давайте присядем на пеньки, чуть отдохнем. (Дети садятся на стулья)
(Заходит герой абазинской сказки Кабижчикун)
- Салам, ребята. Я слышал, что вы путешествуете по сказкам. Если вы ответите на мои вопросы, я покажу, как вам пройти дальше.
- Откуда пошла пословица «Как дружба кота и мыши»? ("Кот и мышь")
-В какой сказке осел, решил обзавестись рогами? («Лошадь, вол и осел»)
-Какое слово трижды должна была произнести лиса в сказке "Как кончилась дружба лисы и перепелки?" (Абаза)
-Как зовут маленького старичка, который ездит всегда верхом на петухе? (Длиннобородый)
-Кто такие Алмасты ? (Огромные, похожие на человека, существа)
_ Что воткнул в сено дурак Капатущ? (Иголку)
Кабижчикун: Вы хорошо отвечали на мои вопросы. Пойдемте за мной.
(Дети подходят к дереву , на стволе которого нарисована цифра 4).
Воспитатель: Смотрите, на дереве висит волшебный мешок с игрушками. Мы должны отгадать, из какой сказки персонажи.
Д/и «Волшебный мешок» (Воспитатель достает игрушки, дети отгадывают, из какой это сказки).
Воспитатель: И с этим заданием вы справились быстро и легко. За это нам яблоня дает чудо-яблочко. Я его покачу, а мы за ним следом побежим.
(Дети идут за яблоком и приходят к столам, где прикреплена цифра 5)
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
«Сын Айныжа», Дадамыжа,
«Фатимат», «Кабижчикун»,
«Три совета бедняка»,
«Что сказала сова»,
Брата три, «Старик и волк»
- Вижу, будет из вас толк!
Д\и «Собери пазлы»
Воспитатель: Со всеми заданиями вы очень быстро справились.
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.
3.Итог:
- Чем занимались?
- Что было интересно?
- Что вызывало трудности?
«Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с плугом.
Как ветер с морем, трава с дождями.
Как дружит солнце со всеми нами!!!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """
Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...