Буква Г
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Познакомить с новой буквой «Г».
Закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твердых, мягких).
Совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов.
Развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.       Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putesh._po_abaz.skazkam._bukva_g.docx86.23 КБ

Предварительный просмотр:

«РР».  Тема: « Буква Г».

ИОО: «РР», «ФР», «С-КР», «ПР».

Цели:

Познакомить с новой буквой «Г».
Закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твердых, мягких).
Совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов.
Развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.       Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям.

Материал: иллюстрации, загадки, мягкая игрушка - белка, муляжи грибов, корзина, тетрадь по подготовке руки к письму, различные шрифты с буквой Г.

Раздаточный материал: карандаш простой, тетради по подготовке руки к письму.

Словарная работа: кузовок, лыко.

Методические приемы:

Игровой - использование сюрпризных моментов.

Наглядный - использование муляжей, тетрадей.

Словесный - вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщения.

                                                      ХОД НОД

1. Начало:

Белка с корзинкой грибов приходит в гости к детям, здоровается с ними и просит отгадать, что у нее в корзине. Она загадывает загадку:

И на горке и под горкой,
Под березой, и под елкой. 
Хороводами и в ряд,
В шляпах молодцы стоят.

Белка: Правильно, это грибы.

Белка выкладывает грибы из корзины и показывает детям.

Активизация словарного запаса - подбор родственных слов.

Белка: Ребята, а какие грибы вы знаете? (ответы детей).

- А в чем я вам принесла грибы? (в корзине).

- А как по-другому можно назвать корзинку? (лукошко, кузовок). Кузовок- это корзина для грибов, которую плетут из лыка (коры дуба).

- А как бы вы сказали про маленький гриб? (грибочек).

- А как называют людей, которые собирают грибы? (грибники).

2.Основная часть:

 Знакомство с буквой Г.

Воспитатель: Ребята, с какого звука начинается слово ГРИБЫ?

- Назовите слова на рисунках, которые начинаются с этого звука (горы, гвоздика, гири и т.д.).

- А с какого звука начинается слово ГИРЯ?

- Произнесите отдельно звуки [Г] и [ГЬ]

- Какие это звуки? (Это разные звуки твердый и мягкий согласный).

- Для двух разных звуков - твердого Г и мягкого Г - есть одна буква Г .

.Рассматривание разных шрифтов и поиск лишней буквы.

Г   Г  Г  Г  Г   Г  Г  Г  Г   Г Г   Т  Г  Г

Физкультминутка.

В лесу долго мы идем.
Скоро и грибок найдем.
Вот один, а там другой.
Унесем мы их домой.

А еще ты посмотри.
Вот их сразу целых три. 
Мы их тоже соберем.
Дальше по лесу пойдем.

В стороне растут три елки.
У них колкие иголки.
Мы под ними поискали. 
Три грибочка отыскали.

Вот хороший урожай.
Ты свой рот не разевай.

 Интеллектуальная разминка. Все ответы должны начинаться с буквы Г.

- Кем раньше была бабочка? (Гусеницей).
- Какая птица своим прилетом оповещает о прилете весны? (Грач). 
- Модель Земли (Глобус).
- Явление природы с сильным ветром, громом и молнией? (Гроза). 
- Сестра Кая. (Герда).
- Фрукты. (Гранат, груша).
- Каша для богатырей (Геркулес).
- Как называются звуки, которые произносятся без препятствий? (Гласные).

 Задание на внимание.
Нужно найти букву Г в строчках с разными буквами и обвести в кружок
 Подготовка руки к письму - проведение линий, обводка.

Прописать букву Г по пунктирным линиям, затем самостоятельно.

Подбор противоположных по смыслу слов.

Белка: А чтобы завершить наше знакомство с буквой Г я предлагаю игру «Скажи наоборот». Ответы должны начинаться на букву Г:

Холодный - горячий. 
Чистый - грязный.
Тихий - громкий. 
Сладкий - горький. 
Веселый - грустный. 
Молодцы, ребята!

Чтение слогов.

Га, го, ге, гё, ги, гя, гу

Проговаривание скороговорки.

Груздь на солнце греет бок! В кузовок иди грибок!

3.Итог:

-Чем мы сегодня занимались?

-Что вам понравилось больше всего?

«РР». Тема: «Путешествие по  абазинским сказкам»

C:\Users\User\Desktop\vtX6GI1uLGE.jpg

ИОО:  «РР», «Х-ЭР», «С-КР», «ФР».

Цель: 

Систематизировать знания детей об  абазинских народных сказках через игру – путешествие.                                                                                                                              Развивать разговорную речь, память, воображение, фантазию, мышление.                                                                                        Воспитывать интерес к сказкам других народов.                                                                         Закреплять умение передавать структуру сказки с помощью моделирования.  

Методы: Игровой, словесный, практический, наглядный.

Словарная работа: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал: Игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки),   и   (карточки-схемы),  

Оборудование: Аудиозапись с национальными мелодиями, стенд с книгами  абазинских сказок.

Предварительная работа: Образовательная деятельность в ходе режимных моментов - чтение сказок:  «Волк в западне», «Как волк свою долю получил», «Старик и волк», «Кабижчикун», «Сын айныжа», « Сын Дадамыжа», «Фатимат» .

                                                      Ход НОД:

1.Начало:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним,   как называется республика, в которой мы живем?

Дети: Карачаево- Черкесия.

Воспитатель: А какие народы проживают в нашей республике?

Дети: Карачаевцы, русские, абазины, ногайцы, черкесы, осетины.

Воспитатель: Правильно. У каждого народа есть своя культура, своя литература. Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по абазинским сказкам. Наша дорога будет нелегкой, мы должны пройти через разные испытания и преодолеть трудности. В конце  путешествия нас ждет необычный сюрприз. Вы готовы?

Дети: Да

Воспитатель: А как вы думаете, нам легче всем вместе пройти путь или поодиночке?

Дети: Всем вместе.

Воспитатель: Тогда беритесь за руки

(Звучит негромкая национальная  музыка.  Дети стоят, взявшись за руки)

Мы стоим, рука в руке,
Вместе мы большая сила
Можем маленькими быть, 
Можем мы большими быть,
Но никто один не будет.

Воспитатель:  Нашим помощником будет вот эта карта. На ней изображены цифры. Мы должны их найти  и  выполнить задания, которые под этими цифрами написаны. Но вначале скажите, как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель:  Молодцы! Теперь давайте сядем на крылатого коня – дурдуля, который быстро домчит нас. 

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

В театр кукол и зверей,

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть!

2.Основная часть:

Воспитатель:  Вот и первая цифра. По иллюстрациям к сказкам мы должны выполнить первое задание.

Угадай сказку по картинке «Абазинские  народные сказки»

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

- Смотрите, здесь нарисован какой-то лабиринт. Мы должны пройти по нему к доске, к которой прикреплена цифра 2.

(Дети проходят через лабиринт)

Воспитатель: Вот ещё одно задание. (Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Старик и волк» и «"Волк, лиса, заяц и осел"). Затем надевают маски и инсценируют отрывки из сказок.

 Воспитатель: Какие вы молодцы – и с этим заданием справились.

-Ребята, посмотрите, впереди широкая река. На  том берегу я вижу пеньки с цифрой 3. Чтобы переправиться на тот берег мы должны сделать мост из  досок и перейти по нему. Какие доски мы возьмем?

Дети: Длинные  и широкие.

(Делают мост и «переходят» на берег)

Воспитатель: Ребята, давайте присядем на пеньки, чуть отдохнем. (Дети садятся на стулья)

(Заходит герой абазинской сказки Кабижчикун)

- Салам, ребята. Я слышал, что вы путешествуете по сказкам. Если вы ответите на мои вопросы, я  покажу, как  вам пройти дальше.

- Откуда пошла пословица «Как дружба кота и мыши»?  ("Кот и мышь")

-В какой сказке осел, решил обзавестись рогами? («Лошадь, вол и осел»)

-Какое слово трижды должна была произнести лиса в сказке "Как кончилась дружба лисы и перепелки?" (Абаза)

-Как зовут маленького старичка, который ездит всегда верхом на петухе? (Длиннобородый)

-Кто такие  Алмасты ? (Огромные, похожие на человека, существа

_ Что воткнул в сено дурак Капатущ? (Иголку)

Кабижчикун: Вы хорошо отвечали на мои вопросы.  Пойдемте за мной.

(Дети подходят к дереву , на стволе которого нарисована цифра 4).

Воспитатель: Смотрите, на  дереве   висит волшебный мешок с игрушками. Мы должны отгадать, из какой сказки персонажи.

Д/и «Волшебный мешок» (Воспитатель достает игрушки, дети отгадывают, из какой это сказки).

Воспитатель: И с этим заданием вы справились быстро и легко. За это нам яблоня дает чудо-яблочко. Я его покачу, а мы за ним следом побежим.

 (Дети идут за яблоком и приходят к столам, где прикреплена цифра 5)

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

«Сын Айныжа», Дадамыжа,

«Фатимат», «Кабижчикун»,

«Три совета бедняка»,

«Что сказала сова»,

Брата три, «Старик и волк»

- Вижу, будет из вас толк!

Д\и «Собери пазлы»

Воспитатель:  Со всеми заданиями вы очень быстро справились.

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

3.Итог:

 - Чем занимались?

- Что было интересно?

- Что вызывало трудности?

 «Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как поле с плугом.
Как ветер с морем, трава с дождями.
Как дружит солнце со всеми нами!!!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """

Цель: закрепление буквы "К".   Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...

Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)

Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.

Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...