Звуковая культура речи: дифференциация звуков «з» – «с».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi_differentsiatsiya_zvukov_z_-_s.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков «з» – «с».

Цель: формировать умение у детей сравнивать и различать, правильное произношение звуков в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

  1. Упражнять детей в звуковом анализе слов, а так же в определении позиции звуков в словах;
  2. Развивать фонематический слух;
  3. Развивать логическое мышление и внимание.

Материалы: карточки с изображением иллюстраций на звуки «З» и «С»; мяч, карточки – договорки.

Ход занятия:

1. Организационный момент. 

- Ребята, посмотрите на картинку и скажите, кто поет эту песенку? (звуки: з-з-з – песня комара, с-с-с – песня змеи).

Игра «Самый внимательный»

- Ребята если вы видите на картинке «комара», произносим  звук «з»,  а если  увидите «змею», произносим «с».

Воспитатель показывает картинки детям по очереди, то со змеей, то с комариками, а ребята произносят звуки «с», «з».

- Ребята, сегодня на занятии мы будем работать с этими звуки, слышать и проговаривать их в слогах, словах и предложениях.

«С» – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.

«З»– положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, они произносятся с голосом.

Артикуляционная разминка

« Чистим зубы»

- улыбнуться, открыть рот;

- кончиком языка с внутренней стороны «почистить»  нижние  зубы;

- делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;

 - нижняя челюсть при этом не двигается.

«Улыбка»

- улыбнуться так, чтобы сомкнутые зубы были видны;

- губы удерживаются под счет до 3, увеличив до 5.

«Трубочка»

- губы вытянуты вперед и удерживают под счет.

Произнести на одном дыхании.

Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ — выдох.

Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.

Игра «Лишние слоги»

Дети, проговаривают, за воспитателям ряды слогов и определяют слог, который не подходит:

Са – са – са – са – за

Со – со – со – со – зо

Су – су – су – су – зу

- Назовите все лишние слоги со звуком «З»?  (ЗА, ЗО, ЗУ).

Зы –зы –зы – зы – сы

Зи -  зи – зи – зи – си

Зу – зу – зу – зу – су

- Назовите все лишние слоги со звуком «С»? (СЫ, СИ, СУ).

Игра по командам с мячом « Назови наоборот»

ЗА - СА                      Суп – зуб                    Коса - коза    

СЫ - ЗЫ                     Лиса – Лиза                СУ - ЗУ

УС – УЗ                      ЗЫ – СЫ                     СЕ - ЗЕ                  

Физическая разминка «Быстро встаньте» 
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.

Игра «Похлопаем - потопаем».

- Ребята, хлопаем в ладоши, если услышали звук «с», топаем ногами, если услышите звук «з».

- Снег, забор, сахар, озеро, заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда.

- А теперь выполняют задание девочки:

Суп, заяц, сапоги, значок, снегирь, зима.

- А сейчас выполняют задание мальчики:

Солнце, коза, озорник, сумка, соль, змея.

 Игра «Договорки»

Дети внимательно слушают договорки и называют слово в конце хором.

  • Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

          Мчится, что есть духу хвост короче уха.

          Живо угадай-ка, кто же это? …….(Зайка).

  • В коридоре топот ног,

          Что зовет нас в класс?......(звонок)

  • Я сижу едва не плача,

         Очень трудная ……..(задача)

  • Крыша в шапке меховой,

          Белый дым над головой.

          Двор в снегу, белы дома,

          Ночью к нам пришла ………..(зима)

  • Просыпаюсь утром рано

          Вместе с солнышком румяным,

          Заправляю сам кроватку,

          Быстро делаю………(зарядку)

Рефлексия

- Ребята, какие звуки мы сегодня сравнивали?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Что было самым трудным?

- Ребята, мы с вами молодцы, справились со всеми заданиями, хорошо поработали и весело провели занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...