Звуковая культура речи: дифференциация звуков «з» – «с».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_kultura_rechi_differentsiatsiya_zvukov_z_-_s.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков «з» – «с».
Цель: формировать умение у детей сравнивать и различать, правильное произношение звуков в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
- Упражнять детей в звуковом анализе слов, а так же в определении позиции звуков в словах;
- Развивать фонематический слух;
- Развивать логическое мышление и внимание.
Материалы: карточки с изображением иллюстраций на звуки «З» и «С»; мяч, карточки – договорки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите на картинку и скажите, кто поет эту песенку? (звуки: з-з-з – песня комара, с-с-с – песня змеи).
Игра «Самый внимательный»
- Ребята если вы видите на картинке «комара», произносим звук «з», а если увидите «змею», произносим «с».
Воспитатель показывает картинки детям по очереди, то со змеей, то с комариками, а ребята произносят звуки «с», «з».
- Ребята, сегодня на занятии мы будем работать с этими звуки, слышать и проговаривать их в слогах, словах и предложениях.
«С» – зубы почти сомкнуты и все обнажены в улыбке. Уголки рта оттянуты в сторону. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
«З»– положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке (С). Но этот звук – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, они произносятся с голосом.
Артикуляционная разминка
« Чистим зубы»
- улыбнуться, открыть рот;
- кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы;
- делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;
- нижняя челюсть при этом не двигается.
«Улыбка»
- улыбнуться так, чтобы сомкнутые зубы были видны;
- губы удерживаются под счет до 3, увеличив до 5.
«Трубочка»
- губы вытянуты вперед и удерживают под счет.
Произнести на одном дыхании.
Вдох – СИ – СА – СО – СУ – СЫ — выдох.
Вдох – ЗИ – ЗА – ЗО – ЗУ – ЗЫ – выдох.
Игра «Лишние слоги»
Дети, проговаривают, за воспитателям ряды слогов и определяют слог, который не подходит:
Са – са – са – са – за
Со – со – со – со – зо
Су – су – су – су – зу
- Назовите все лишние слоги со звуком «З»? (ЗА, ЗО, ЗУ).
Зы –зы –зы – зы – сы
Зи - зи – зи – зи – си
Зу – зу – зу – зу – су
- Назовите все лишние слоги со звуком «С»? (СЫ, СИ, СУ).
Игра по командам с мячом « Назови наоборот»
ЗА - СА Суп – зуб Коса - коза
СЫ - ЗЫ Лиса – Лиза СУ - ЗУ
УС – УЗ ЗЫ – СЫ СЕ - ЗЕ
Физическая разминка «Быстро встаньте»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Игра «Похлопаем - потопаем».
- Ребята, хлопаем в ладоши, если услышали звук «с», топаем ногами, если услышите звук «з».
- Снег, забор, сахар, озеро, заря, синичка, золотой, серебряный, солнце, звезда.
- А теперь выполняют задание девочки:
Суп, заяц, сапоги, значок, снегирь, зима.
- А сейчас выполняют задание мальчики:
Солнце, коза, озорник, сумка, соль, змея.
Игра «Договорки»
Дети внимательно слушают договорки и называют слово в конце хором.
- Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу хвост короче уха.
Живо угадай-ка, кто же это? …….(Зайка).
- В коридоре топот ног,
Что зовет нас в класс?......(звонок)
- Я сижу едва не плача,
Очень трудная ……..(задача)
- Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой.
Двор в снегу, белы дома,
Ночью к нам пришла ………..(зима)
- Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю………(зарядку)
Рефлексия
- Ребята, какие звуки мы сегодня сравнивали?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Что было самым трудным?
- Ребята, мы с вами молодцы, справились со всеми заданиями, хорошо поработали и весело провели занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...
Презентация к занятию Звуковая культура речи. Дифференциация звуков Р_Л. "Путешествие по сказочной стране звуков"
Занятие по развитию речи для детей старшего возраста...
Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе 4-7 лет на тему «Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р.»
Кноспект занятия в разновозрастной группе 4-7 лет...
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.
Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...
Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"
Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...