Непреревная образовательная деятельность по развитию речи в подготовительной группе на тему «Посуда»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цели: формировать обобщающее понятие «посуда»; уточнить с детьми название посуды; уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; закрепить понимание назначения посуды. Образовывать существительные родительного падежа, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; учить суффиксальному способу образования существительных; учить использовать существительные множественного числа в родительном падеже; активизировать словарь по данной теме.
Оборудование: кукольная посуда, демонстрационный материал-посуда и картинки с изображением посуды; мяч.
Предварительная работа: чтение художественной литературы - К. Чуковский «Федорино горе»
Ход занятия
1. Организационный момент
На столе беспорядок, разбросана вся посуда. Что же случилось? Не напоминает ли вам это недавно прочитанную историю о Федоре? Возможно посуда тоже убежала от кого-то. Давайте рассмотрим, что стоит на столе.
2. Беседа о посуде
-Как одним словом можно назвать все эти предметы? (посуда)
-Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? (Ложка, вилка, нож)
-В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковородка, противень и т.п.)
-Как называется эта посуда? (Кухонная)
-Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай? (Чашка, блюдце, сахарница, заварной чайник, конфетница и т.п.)
-Как называется эта посуда? (Чайная)
-А как называется посуда, из которой едим (принимаем пищу)? (Столовая)
-Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, солонка, селёдочница и т.д.)
Давайте поможем и расставим посуду по своим местам: отдельно столовую, кухонную, чайную и кофейную.
3. Рассказ воспитателя
Посудой люди пользовались с древних времён. Сначала она была деревянная. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Потом появилась стеклянная, металлическая, фаянсовая, фарфоровая посуда. Появились сервизы.
Упражнение «Какая бывает посуда?» по материалу
-Назовите предметы посуды, которые сделаны из дерева? Посуда сделана из дерева, значит, она, какая? (Деревянная.) (Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, металла и т.д.)
- Как нужно относиться к посуде?
Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой: сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, вытирают убирают в шкаф.
Мы тарелки дружно мыли Вот так. Вот так. | Дети имитируют мытье посуды |
А потом их вытирали и на полку убирали. Вот так. Вот так. | Тянутся на носочках, подняв руки вверх. |
А потом мы отдыхали, дружно, весело плясали. | Пляшут под музыку. |
Перемыли всю посуду, посуда стала чистая, так и хочется назвать ее ласково.
4. Игра с мячом «Назови ласково» - Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.
- Для чего нужна посуда? Ответы детей.
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
5. Скажи, как называется посуда для…
Хлеба – хлебница Конфет – конфетница
Селедки – селедочница Салата - салатница
Сухарей – сухарница *Масла - масленка
Молока - молочник * Соли - солонка
6. Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник.
| Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик. |
Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. | Приседают, одна рука на поясе.
|
Вот фарфоровые блюдца, Только стукни-разобьются. | Кружатся, рисуя руками круг.
|
Вот серебряные ложки,
| Потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой, |
Вот пластмассовый поднос- Он посуду нам принёс. | делают большой круг.
|
7. Упражнение «Магазин» - Где можно купить посуду? Чего много в магазине? (Много чайников, чашек, ножей, кастрюль, сковород и т.д.)
8. А сейчас я вам расскажу одну историю. Послушайте.
Разведчица.
– Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?
– Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?
– А меня Вовка на разведку послал.
Вопросы:
– Как вы думаете, зачем Вова послал Наташу к маме?
– Была ли разбита чашка? Почему?
– Правильно ли поступил Вова?
– А как вы поступили бы, если бы разбили мамину любимую чашку?
– А ваша мама сильно бы расстроилась, если бы вы разбили ее любимую чашку?
9. Стук в дверь. Заходит чистая Федора.
– Федора, какая ты красивая!
Федора: – Спасибо, ребята, за помощь, вы научили меня бережно обращаться с посудой:
«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!
Буду, буду я посуду и любить, и уважать».
– И за вашу помощь приглашаю вас на чай.
10. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему «Портрет месяца марта»
Программное содержание:· Продолжать учить детей составлять рас...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему « Дядя Стёпа на все времена" (путешествие по стихам С. В. Михалкова)
Цель: заинтересовать детей творчеством С. В. Михалкова ( воспитательное значение); уточнить знания детей о творчестве С. В. Михалкова; учить осмысливать и оценить характеры персонажей его стихов, пони...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему :"Звуковая культура речи".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему "Звуковая культура речи"....
Конспект открытого просмотра фронтальной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе ФФНР Тема: «Птицы зимой. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Нашли воробья».
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе...
ОО ФГОС ОД «Речевое развитие» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень»
Конспект занятия с использованием приемов мнемотехники...
ОО ФГОС ОД «Речевое развитие» Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень»
Конспект занятия с использованием приемов мнемотехники...