Развитие речи детей в процессе художественной деятельности.
статья по развитию речи

Рогова Анна Михайловна

Дошкольный возраст – это время, когда ребенок усваивает разговорный язык. Художественное творчество можно значительно улучшить речевое развитие детей. Совершенствование изобразительных способностей и развитие речи детей ведут прямой дорогой к полноценному развитию личности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_i_hudtrud.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей в процессе художественной деятельности.

        Большое внимание в дошкольном образовании уделяется проблеме развития речи. Дошкольный возраст – это время, когда ребенок усваивает разговорный язык. В это время происходит становление развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической.  Необходимо как можно раньше начать обучать родному языку. В этом случае ребенок будет им свободно пользоваться в дальнейшем. От уровня овладения речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. 

       Выдающийся психолог Л.С. Выготский считал, что речь является необходимым компонентом любой деятельности, даже детский рисунок он считал своеобразной речью малыша. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ребенок стремится самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: в движение, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, расширить область выражения образовавшихся  у него образов. Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом.

        Общая и речевая моторики взаимосвязаны.  Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, разрабатывая моторику, мы развиваем речь. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него хорошо развиты память, внимание, связная речь.   Художественная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирования) являются одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума, а чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

        Для развития речи ребенка-дошкольника изобразительная деятельность  имеет огромное значение.  Обогащается его словарный запас.  Дети на занятиях знакомятся с различными изобразительными материалами  (пластилин, глина, гуашь, акварель, бумага и др.). Узнают и называют их свойства,  познают такие орудия человеческой деятельности, как карандаши, кисти, стеки, палитра, ножницы, клей.

        В обучении детей дошкольного возраста художественной деятельности большое значение придается обследованию предметов, которое предполагает участие различных анализаторов. Это незаменимый прием в познании детьми формы и величины предмета, расположения его частей. Он способствует формированию навыков правильного восприятия и отображения, реально существующих предметов как в плоскостном (рисунок, аппликация), так и в объемном варианте (лепка, конструирование).  Создавая рисунок или аппликацию, ребенок уточняет и закрепляет представления о целостном облике предмета, форме, величине, цвете, пространственном расположении предметов, их чередовании, симметрии. Целый ряд направлений обогащения речевых средств ребенка.

        В процессе знакомства с предметами и явлениями дети слышат образную характеристику их, запоминают и используют затем в своей речи. Так, перед рисованием цветов можно почитать детям поэтические строки, в которых содержится образное описание цветка. Поэтические строки обогащают и углубляют  эстетическое восприятие предметов и явлений, и речь детей становится более богатой  и выразительной.

        Во время  художественной деятельности детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые они производит с предметами. Различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.  Слова, связанные с предметом или действием дети запоминают с трудом, если восприняты ими только зрительно. Когда детям дают предмет в руки и предлагают действовать с ним, при этом называют также действия и признаки, в таких условиях новые слова усваиваются значительно быстрее и прочно запоминаются. В художественной деятельности это происходит естественно, ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: положил лист, намочил кисточку, рисую дом, сложил деталь пополам, отрезал уголок, кисточку поставил в подставку и т. д.

        Высказывания при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Анализ картины является одной из основных в решении задач воспитания мышления, культуры речи, эстетического вкуса детей. Анализ проводится в процессе беседы или рассказа педагога. Беседа помогает детям тоньше, глубже увидеть, почувствовать и осмыслить произведение искусства. Ставя вопросы, педагог раскрывает связь между предметами, изображенными на картине. Помимо вопросов, относящихся к конкретному содержанию картины, следует задавать вопросы, побуждающие детей к высказыванию своих впечатлений. Выяснить тему картины. Дать задание озаглавить картину. В названии обычно выражается мысль. Так можно сделать вывод, как дети поняли основное содержание картины, как сумели обобщить увиденное.

        Организуя занятие по изобразительной деятельности, необходимо всегда учитывать, что речь взрослого - образец для подражания. Речь педагога всегда должна быть доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений. В ней должны быть паузы для осмысления детьми прослушанного. Целесообразно многократное употребление одних и тех же слов в различных словосочетаниях и предложениях. Словарь взрослого должен быть простым, но не скудным; следует предусмотреть возможность подачи его в виде рассказа. В объяснение задания, последовательности его выполнения можно активно включать детей.

        В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, аппликации,  о своих чувствах, о своём понимание и отношение к продукту,  высказывают суждения о работах других детей. Следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, приятное для глаза расположение на листе бумаги, в отдельных случаях на чистоту и аккуратность выполнения.

        Речь имеет тесную связь с изобразительной деятельностью детей.  Процесс рисования, лепки и аппликации непосредственно влияет на активность речевых отделов мозга. Изобразительная деятельность и речь дополняют и обогащают друг друга. Это способствует увеличению речевых возможностей детей, к возникновению изобразительных навыков, созданию образов и форм. Совершенствование изобразительных способностей и развитие речи детей ведут прямой дорогой к полноценному развитию личности ребенка.

Литература:

Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. М. :Мозаика – Синтез, 2014г.

Комарова Т. С. Художественно-эстетическое развитие. Методические пособия. Мозаика-синтез, 2014 г.

Лыкова И.А. Цветные ладошки. Цветной мир, 2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в процессе познавательной деятельности.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.  Детский сад- это первая ступень образования, ...

Педагогическая работа над развитием речи детей в процессе познавательной деятельности

Работая над развитием речи дошкольников,  мы ставим  перед собой цель:Способствовать активизации речи детей  в процессе познавательной деятельности, а она (познавательная деятельность) ...

План самообразования «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности»

Цель: Изучение и анализ эффективности использования дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи дошкольников.Задачи:ž  Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидак...

Методика развития речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой.

Методы и приемы формирования развития речи детей дошкольного возраста.Методика развития речи детей в процессе ознакомления  с художественной литературой....

Конспект занятия «Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности» в средней группе «Весна»

Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений. ...

Конспект занятия «Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности» «Страна красивой речи».

Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения, добиваться полного ответа детей на вопросы....