Нод Н.(лаборатория)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Омска «Детский сад №88 комбинированного вида»
______________________________________
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
для детей подготовительной группы №5
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Весёлая лаборатория»
Подготовила: Костякова Светлана Николаевна.
2021
Возрастная группа: подготовительная к школе
Тема НОД: веселая лаборатория
Форма проведения: опытная деятельность
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Образовательные задачи
Расширять представление детей о сферах человеческой деятельности (человек, как исследователь-ученый).
Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха (воздух заполняет всё пустое пространство, прозрачный, воздух повсюду, не имеет запаха), о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие задачи
Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, зрительное и слуховое восприятие, самостоятельность.
Развивать интерес к самостоятельной деятельности.
Воспитательные задачи
Дать представление о культуре поведения в детской лаборатории.
Закреплять умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности во время опытов.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование и материалы: разносы на каждого ребенка, стаканы с водой, веера , на каждого ребенка, резиновая груша на каждого ребенка, один мандарин, полиэтиленовые пакеты по количеству детей, песочные часы, мыльные пузыри по количеству детей, правила поведения в лаборатории, халаты для детей и колпаки (на каждого ребенка), таблички и карандаш простой по количеству детей, портреты: Ломоносова и Архимеда.
Предварительная работа: беседа об учёных: Архимеде, Ломоносове; проведение с детьми опытов с различными предметами, закрепление правил поведения при работе с предметами, отгадывание загадок, кроссвордов, упражнять в умении делать схематичные зарисовки, работа по схемам и планам, упражнение в умении «читать» схему и план.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Мотивация деятельности и постановка цели детьми
Дети с воспитателем входят в группу (обращаю внимание на шар к нему привязано конверт)
В: Что в конверте? Ответы детей. Воспитатель читает рассказ в письме о воздухе.
А.Низовой «Невидимка»
«Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело.
Вы его не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста.
Вы идете по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он общается с вами не очень вежливо - срывает с вашей головы шляпу.
Если вы видите, что листики вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можно быть уверенным , что их несет Невидимка .Вы не видите его самого , но вам заметно , как на его пути склоняется земля.»
В: Кто этот Невидимка? Ответы детей
В: .Хотите узнать еще больше об этом? Ответы детей
В: Что нам для этого надо сделать? Где и как мы можем об этом узнать? Ответы детей
В: Я могу предложить вам собрать о воздухе как можно больше сведений и приглашаю вас в самую настоящую научную лабораторию.
(проходим в лабораторию)
2. Совместное нахождение способов достижения цели
B: Ученые изучают, исследуют, проводят различные эксперименты, одним словом занимаются наукой.
В: А что такое наука? Ответы детей
В: Ребята посмотрите на портреты. Вы знаете чьи портреты здесь висят и почему? Можете рассказать о них то, что знаете?
Ответы детей: Когда нас ещё не было на свете, не было и наших родителей, и даже ваших бабушек и дедушек, жил в Греции человек по имени Архимед. Он был математик и учёный. Этот человек был очень любознательным, всё ему было интересно. Он хотел знать, как устроен мир, и сам придумал много полезных и нужных вещей.
Ответы детей: Ломоносов был выдающимся разносторонним человеком и еще изобретателем. Он изобрел прибор, сквозь который лучше видно в темноте, машину из множества зеркал и линз, которая фокусировала солнечные лучи, прибор для изучения вязкости жидкостей. Он впервые использовал микроскоп в химии и усовершенствовал его. Изобрел громоотвод, впервые стал изучать строение атмосферы и причины погодных аномалий. Для Ломоносова природа была живой, и он изучат ее.
В: Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы?
Ответы детей
При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Ответы детей
Правила висят на доске (мольберте)
1. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
4. Бережно и аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал-аккуратно положи всё на место.
5. Помни, что некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
В: Я повесила правила в нашей лаборатории, чтобы не забывать про них.
Занимайте свои места, одевайте халаты и колпаки. Приготовьтесь к проведению опытов.
В: Предлагаю проверить, какого цвета воздух? Для этого мы проведем опыт с полиэтиленовым пакетом.
3. Самостоятельная деятельность детей по способу достижения цели
ОПЫТ №1. С полиэтиленовым пакетом.
Цель: Исследование прозрачности воздуха. Подготовка: Полиэтиленовый пакет на каждого ребенка.
Описание: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Складываем в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький.
теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.
Почему? Ответы детей
Какой вывод можно сделать? Ответы детей
Вывод: Воздух прозрачный, что бы его увидеть, его нужно поймать.
В: ощущаем ли мы воздух? Для этого проведем следующий опыт
ОПЫТ№2 Обнаружение воздуха осязанием.
Цель: Ощутить давление воздуха при помощи веера и резиновой груши.
Подготовка: Резиновая груша, Веера (бумажные) на каждого ребенка, игрушки из бумаги.
Описание: Педагог сжимает резиновую грушу. Затем, разжимая, направляет образовавшуюся струю воздуха поочередно на руку каждому ребенку.
ощущаете ветерок. Этот ветерок и есть воздух. Возьмите в руку веер и создайте движение воздуха. Ощутили воздух? Ответы детей
На столе у вас мелкие легкие игрушки из бумаги. Подуйте на них, помашите веером. Что с ними происходит? Ответы детей
Вы привели их в движение с помощью веера.
Какой вывод можно сделать? Ответы детей
Вывод: Воздух мы не видим, но можем наблюдать, как двигаются предметы, приводимые в движение воздухом.
В: Можем ли мы увидеть воздух? Ответы детей
ОПЫТ №3. "Воздух повсюду"
Цель: Обнаружение воздуха при помощи зрения
Подготовка: Резиновая груша, стакан с водой.
Описание: Есть ли воздух в резиновой груше? Ответы детей
Опустите в стакан с водой резиновую грушу, сожмите ее. Что из груши выходит? Ответы детей
Воздух в воде стал видимым? Ответы детей
Какой вывод можно сделать? Ответы детей
Вывод: Воздух есть повсюду. Его можно увидеть.
В: Что бы вы хотели еще поэкспериментировать с воздухом? Ответы детей
ОПЫТ №4. «Имеет ли воздух запах».
Цель: Исследование запаха воздуха.
Подготовка: Мандарин.
Описание:
- Продолжим исследования.
- Ребята, а как вы думаете, воздух пахнет? Ответы детей Понюхайте воздух.
- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Проведем эксперимент. Я беру мандарин и очищу его. Что почувствовали? Ответы детей
Какой можно сделать вывод? Ответы детей
Вывод:
- Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
В: Хотите проверить, сколько времени человек может прожить без воздуха? Я возьму песочные часы и засеку время.
Хотите, проверим.
Какой вывод можно сделать? Ответы детей
ОПЫТ №5."Не дышу"
Цель: Необходимость воздуха для всего живого.
Подготовка: Песочные часы.
Описание: Ставить песочные часы. Ребята зажимают нос и стараются не дышать.
Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты. Для чего нам нужен воздух? Ответы детей
Сделайте глубокий вдох, выдох. Как вы думаете, сколько может прожить человек без еды? Ответы детей (-5 недель), без воды? Ответы детей (- 5 дней), без воздуха? Ответы детей ( не более 5 минут). А кому еще нужен воздух? Ответы детей. Какой можно сделать вывод? Ответы детей
Вывод: Воздух необходим всему живому.
- Ребята, мы провели с вами ряд опытов, что вы узнали сегодня из опытов? Ответы детей
Наведите порядок на своих рабочих местах и предлагаю взять мыльные пузыри.
6. Игра «Мыльные пузыри».
- Я предлагаю поиграть с мыльными пузырями.
Воды обыкновенной стаканчик набери,
Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,
Но и одной минуты на свете не живет.
- Ребята, как вы думаете, что такое мыльные пузыри и почему они летают? Ответы детей
Какой можно сделать вывод? Ответы детей
Вывод: Мыльный пузырь - это тоненькая плёночка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри «летают».
Дети играют.
- Замечательно, ребята, много пузырей надули. Закрываем баночки и ставим на место.
4. Подведение итогов и саморефлексия
Понравилось ли вам работать в лаборатории?
В: Рабочий день в лаборатории подошёл к концу. Мы справились с поставленными задачами на сегодня? Ответы детей
Теперь предлагаю схематично зарисовать проведённые нами в лаборатории опыты. Те, которые вам наиболее понравились. Пока дети рисуют, педагог подходит и спрашивает какой опыт зарисовал ребенок и почему.
5. Перспективный этап
- Ребята, как выдумаете, полученные сегодня знания вам пригодятся?
- Где именно? Правильно, они пригодяться вам и в школе, и дома.
Мы с вами плодотворно потрудились, спасибо всем за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »
Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...
Мини-лаборатории «Лаборатория почемучек»
Пояснительная запискаОдним из важнейших элементов предметно-пространственной развивающей среды для экспериментирования дошкольников является мини-лаборатория. Созданная в нашей группе мини-лаборатория...
Конспект открытого занятия в детской исследовательской мини - лаборатории к Дню Космонавтики "Космическая лаборатория"
Исследования в детской мини - лаборатории проводятся с персонажем из любимого детьми мультфильма "Маша и медведь"Машей - Почемучкой.Маша задаёт детям вопросы, на которые они ищут ответы с по...
Фото отчет на тему; «Экспериментальная деятельность детей подготовительной группы с использаванием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии» (лаборатория «кислотность»).
Практическое использование детской цифровой лаборатория «Наураша в стране Наурандии».Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспери...
Конспекты занятий в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения. Модуль лаборатории «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ»
Данный материал будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста и тем, кто занимается детским исследованием....
Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Сердце» С детьми 4 лет
Цель - познакомить детей с главной мышцей нашего организма - сердцем.Задачи: - учить детей заполнять ментальную карту;- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам;- ра...
Конспект образовательной деятельности в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения лаборатория «Пульс» Тема: «Пульс» С детьми 4 лет
Тема «Пульс»Цель - познакомить детей с цифровой лабораторией «Наураша в стране Наурандии».Задачи: - учить измерять пульс человека разными способами;- Учить фиксировать результа...