Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мы - сказочники» (Творческое рассказывание)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Занятие на формирование умения связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, составлять сказочный текст. Учить придумывать и пересказывать сказку последовательно, логично, используя модели. Создавать условия для: творческой речевой активности детей при помощи сказочного материала, совершенствования умения правильно строить сложные предложения, грамотно задавать вопросы, придумывать сказки, разные по содержанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_-_my_skazochniki.docx | 347.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по развитию речи
в подготовительной группе
«Мы - сказочники»
(Творческое рассказывание)
Воспитатель -
Вдовыдченко Н.А.
МДОУ №25 "Светлячок"
Творческое рассказывание в подготовительной группе «Мы-сказочники»
Цель:
Создать условия для творческой речевой активности детей при помощи сказочного материала.
Задачи:
1. Формировать умение связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, составлять сказочный текст. Учить придумывать и пересказывать сказку последовательно, эмоционально, логично, используя модели.
2. Создавать условия для: совершенствования умения правильно строить сложные предложения, грамотно задавать вопросы, придумывать сказки, разные по содержанию.
3. Расширять активный и пассивный словарь детей.
4. Развивать интерес детей к творческому рассказыванию.
5. Воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу.
Оборудование и материалы:
Бумажный лист зеленого цвета, кукла домовёнка Кузи, «чудесный мешочек», карточки с изображениями частей волшебных предметов, опорная схема для составления сказки, разрезанное изображение сердца и шаблон к нему, кружочки для каждого ребенка и лист бумаги одинакового цвета.
Ход:
1. Организационный момент.
Воспитатель предлагает организовать круг, читает небольшое стихотворение:
– Добрый день!- тебе сказали
– Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Мы друг к другу повернемся
И друг другу улыбнемся!
Дети стоят в кругу, берутся за руки. После последних слов поворачиваются друг к другу и улыбаются.
2. Мотивационный этап.
- Ребята, сегодня я в детский сад пришла не одна, а с домовёнком Кузей. Он живет в моей квартире и каждый вечер перед сном рассказывает мне сказки. Хотите с ним познакомиться? (да)
- Кузя, ты где?
Кузя: - Я здесь, иду-иду. Здравствуйте, детишки, озорники и шалунишки!
- Кузенька, наши дети послушные и любознательные, славные и старательные, умнейшие и добрейшие.
Кузя: - Я таких люблю, поэтому принес с собой сундучок, в котором сказки живут. Дети, а вы любите сказки? Прекрасно! Давайте произнесем волшебные слова «1-2-3, сундучок, сказочную дверцу отвори!», и мы узнаем, какие сказки живут в этом сундучке.
(Произносят вместе «волшебные» слова).
(Кузя открывает сундучок, начинает плакать.)
- Что случилось, Кузя?
Кузя: - У меня в сундучке не осталось ни одной сказки.
- Может они растерялись, а может ты их все Кузя раздарил своим друзьям? Но, если сундучок останется пустым, то перестанет быть волшебным. Что же делать, как вы думаете, ребята?
(Дети высказывают мнения, предложения)
- Не грусти, мы твоему горю поможем, дети придумают тебе много новых сказок. (Усаживают Кузю).
– Нужно самим придумать сказку.
3. Основная часть.
Кузя: - Как вы думаете, что такое сказка? (ответы детей)
Воспитатель: Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом.
Кузя: -А насколько хорошо вы знаете сказки?
Игра: «Угадай и назови»
Воспитатель и Кузя загадывают загадку, а дети называют сказку.
Воспитатель:
1) Если б Петя-простота не выглянул в окошко,
Не унесла б его лиса за темные леса.
(«Кот, лиса и петух»)
2) Девочка зашла в избушку,
Видит, стоит стол, три стула.
На каждом стуле посидела,
Мишуткину похлебку съела.
(«Три медведя»)
3) Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.
(«Лисичка-сестричка и волк»)
4) Мама деточек учила,
Дверь чужим не открывать,
Не послушались детишки
И попали к волку в пасть.
(«Волк и семеро козлят»)
5) Сказку ты, дружок, послушай.
Мышка серая, норушка, вышла в поле погулять,
Сладких зёрен поискать.
Видит: дом –домок
В чистом поле одинок.
(«Теремок»).
6) Дед да баба жили вместе с внучкой Машей,
Доброй, умной и послушной.
Как-то раз пришли подружки,
В лес зелёный стали звать:
Грибы – ягоды сбирать…
(«Маша и медведь»).
7) Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве –
Дело было на Руси… Стариков про то спроси.
Жили-были дед и баба, жили дома с птицей рядом
Баба птицу ту любила, её зёрнами кормила,
И снесла та птица-то яйцо…
(«Курочка Ряба»).
Кузя : - Молодцы какие! Сказки вы знаете.
- А вот и еще одна загадка. Отгадайте на что это похоже? (Показывает зеленый лист бумаги). (ответы детей)
- А теперь? (Воспитатель сворачивает в трубочку лист) (ответы детей)
Игра «Волшебная труба»
- А если посмотреть в волшебную трубу на сказочного героя, то он сразу поменяет свой характер, на противоположный: Баба-яга злая-добрая, Аленушка грустная- веселая, медвежата: жадные-щедрые и т. д.
- В сказке есть положительные и отрицательные герои. Назовите положительных — (Золушка, Мальвина…), отрицательных — (баба Яга, змей Горынович…)
- Кто вам больше нравится, тот, кто поступает плохо или тот, кто поступает хорошо?
- Дети, а сказка получится, если будут только положительные герои или только отрицательные? (Нет, потому что добро всегда побеждает зло.)
- Правильно, сказка не получиться интересной, если не будет злого серого волка, доброй Феи…Дети, в сказках всегда происходят чудеса, какие? (Есть колдовство, волшебные предметы, происходят чудеса.)
Кузя: -Да, в сказках есть не только сказочные герои, но и волшебные предметы.
Игра «Чудесный мешочек».
Дети достают карточку, где не дорисован волшебный предмет. Дети называют его.
Физминутка
Мы по сказке походили, все в ней круто изменили.
Мы ногами топали, мы в ладоши хлопали.
Будут в сказке помнить нас, наклонялись мы на раз.
На два поднимались, всем поулыбались.
И опять потопали, и ручками похлопали.
Вот какие молодцы. Вот какие удальцы!
Воспитатель: Давайте сядем и придумаем свою добрую сказку.
-Напомните, из каких частей состоит сказка? Давайте посмотрим схему, которую мы вместе составляли.
Дети: Начало, середина, концовка.
1) Начало (воспитатель показывает схематичное изображение первой части)
Воспитатель: -Ребята у нашей сказки должно быть сказочное начало.
Ребята, как вы понимаете сказочное начало? Как обычно сказки начинаются?
(Жили-были…В некотором царстве, в некотором государстве…Это случилось давно)
2. Середина (воспитатель показывает схематичное изображение второй части)
Воспитатель: Кто расскажет о средней части, чем она отличается от других частей? (ответы) Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями. А какие герои появляются в сказке?
(дети: добрые и злые).
Воспитатель: Ребята каких добрых и злых героев сказок вы знаете?
Дети: Баба –Яга, Кощей бессмертный, Добрый молодец.
3.Концовка (воспитатель показывает схематичное изображение третьей части)
- Воспитатель: Что же такое концовка? (ответы) В ней рассказывается о том, чем всё закончилось. А какими словами заканчивается? (Стали они жить-поживать да добра наживать.Вот и сказки конец, а кто слушал молодец)
Воспитатель:
А теперь, ребята, я вам предлагаю превратиться в настоящих сказочников. Давайте скажем волшебные слова: «Вправо-влево повернись и в сказочников превратись!» Ну вот, теперь вы настоящие сказочники. А сказки мы сегодня с вами будем придумывать в командах.
А эта схема поможет вам придумать сказку.
Давайте вспомним, что означает эта модель (показываю, дети рассказывают).
- Дети, вам надо самостоятельно выбрать персонажей сказки и опираясь на опорные картинки, придумать сказку со счастливым концом. Сказки должны быть разными, не похожими друг на друга. Кто интереснее придумает, оценит Кузя.
Дети составляют сказки, затем рассказывают.
Кузя: -Итак, кто самый смелый, кто готов рассказать нам сказку? (Дети рассказывают).
- Кузенька, чья сказка тебе больше понравилась?
Кузя: - Спасибо вам, дети, за сказки. Вы все старались, поэтому и сказки получились интересными. Ваши сказки я положу в сундучок, и буду рассказывать их другим ребятам.
Воспитатель: -Вот пора уже превратиться в ребят из сказочников. Давайте скажем волшебные слова: «Вправо-влево повернись и в ребят обратно превратись!»
- Какое доброе дело мы сделали для домовёнка Кузи?
Воспитатель:
-Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!
И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать большое-большое сердце доброты.
Игра “Сердце доброты”
Дети собирают детали из бумаги, складывают их вместе, типа “пазлы”, наклеивают, получается большое сердце .
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель на столе выкладывает предметы, обозначающие ход занятия.
Воспитатель: -Чем сегодня вам больше всего понравилось заниматься?
Дети: -Сегодня на занятии мы отгадывали загадки, играли с подзорной трубой, доставали волшебные предметы из «Чудесного мешочка», составляли сказки и собирали разрезанное изображение сердца.
Ребята, положите свой кружочек к тому предмету, игры с которым вам понравились больше всего. А если все игры понравились, то положите свой кружочек на эту тарелочку.
Конспект занятия
Творческое рассказывание в подготовительной группе
«Мы-сказочники»
Группа "Колокольчик"
Воспитатель- Вдовыдченко Н.А.
2022 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: " Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"."
Данный конспект открытого занятия был разработан и использован мною. Творческое рассказывание - очень интересный и сложный процесс совместно...
Конспект открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Папины заботы» Рассказывание из опыта детей
Программное содержаниеУчить детей правильно рассказывать о своей семье.Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.Продолжать учить анализировать слова, деля их на слоги, выделяя ...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Рассказывание по картине «На севере диком»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Рассказывание по картине "На севере диком"...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Творческие рассказы детей»
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему «Творческие рассказы детей» (В.В. Гербова, с55) Цель. Активизировать фантазию и речь детей. ...
Конспект занятияпо развитию речи в старшей группе «Домашние животные»
Конспект занятия в старшей группе «Домашние животные»Задачи:Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детенышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Составление творческих рассказов о своём городе»
Конспект по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Составление творческих рассказов о своём городе» Задачи НОД:1. связная речь: продолжать развивать связную речь детей; учить детей...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему Творческое рассказывание сказки Курочка ряба на новый лад
Для детей старшего дошкольного возраста характерно стремление сочинять рассказы, сказки на определённую тему, по образцу, по картине. Я выбрала и предложила детям для создания своих новых сказок герое...