Программа работы с произведениями А.С.Пушкина. Занятие 3
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бирюкова Виктория Павловна

В группе старшего дошкольного возраста по развитию речи проходят один раз в неделю. Мною был разработан план занятий по развитию речи с использованием поэзии А.С. Пушкина на месяц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа работы с произведениями А.С.Пушкина

Тема 3. «Сказка о царе Салтане»

Цель: углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина.

Задачи:

 - развивать у учащихся интерес к литературе, классическому искусству;

- развивать  образное  мышление,  творческие  способности,  воображение;

- воспитывать любовь к русской сказке, к  поэтическому  слову, уважение к творчеству А. С. Пушкина.

- развивать связную речь, обогащение словаря;

Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, книга сказок А.С Пушкина, иллюстрации к сказке.

Ход занятия:

Дети, вы любите сказки? Сегодня я познакомлю вас с еще одной сказкой. Ее написал А.С. Пушкин.  Сказки А.С. Пушкина интересны и поучительны. В них прославляются добрые и смелые люди, а высмеиваются жадные, трусливые и лживые. Послушайте «Сказку о царе Салтане»,

Чтение сказки, показ иллюстраций.

После чтения сказки беседа с детьми.

- Дети, вам понравилась сказка?

-О чём в ней рассказывается?

-Как же, называется остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (БУЯН)

 -Кто главный герой сказки? (Князь Гвидон). А он отрицательный или положительный персонаж? Каких отрицательных героев вы запомнили? (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха).

- Как вы думаете, зачем они совершали такие поступки? (Из зависти).

 -А положительных героев помните?

Эти вопросы направлены на осознание детьми основного содержания и характеров героев сказки, умение оценить действия и поступки героев, средств её художественной выразительности.

Александр Сергеевич Пушкин сделал первые наброски «Сказки о царе Салтане» приблизительно с 1822 по 1824 год. В это время он находился в южной ссылке, в городе Кишиневе. Продолжил работу над произведением уже в другой ссылке — в Михайловском селе с 1824 по 1826 год. А закончил летом 1831 года , когда жил в Царском селе. В 1832 году «Сказка о царе Салтане» была впервые опубликована в сборнике произведений «Стихотворения А. Пушкина». В 2022 году сказке исполнилось 190 лет.

А полное название этой сказки звучит так : «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Давайте вспомним как начинается сказка:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

"Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир".

"Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна".

"Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря"»

Третья девица была добра и хотела подарить царю самое ценное – сына. Желания всех девушек сбылись, но двое других вместо благодарности стали завидовать молодой царице. Они оклеветали и оболгали ее, подменили письмо царя, хотели погубить. Но даже закованная в бочку с сыном посреди моря царица не отчаялась. Она стала просить волну помочь ей, и была спасена. После ряда приключений царица с сыном оказались на острове. Царевич спас лебедя и его добрый поступок был вознагражден. Царица Лебедь при помощи волшебства воздвигла прекрасный дворец для них.

«Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон:

К ним народ навстречу валит,

Хор церковный бога хвалит;

В колымагах золотых

Пышный двор встречает их;

Все их громко величают

И царевича венчают

Княжей шапкой, и главой

Возглашают над собой;…»

Что за сочетание слов «И царевича венчают Княжей шапкой»? В Древней Руси князей венчали на царство т.е. проводили церемонию коронации на княжество шапкой, украшенной мехом и драгоценными камнями.

Чтение следующего эпизода со слов «Ветер по морю гуляет…» до слов «Ветер весело шумит…» Почему Гвидону захотелось увидеть царя Салтана? (Он скучает по отцу.) Докажите словами из текста. «Грусть- тоска меня съедает»

Давайте вспомним, каким описывает нам автор царя Салтана? (С грустной думой на лице…)

-Как думаете, о чем грустит царь Салтан?

-Почему ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой не хотят царя пустить чудный остров навестить? (Наверное предчувствуют, что их ждет расплата)

-Как автор относится к Салтану? (Он ему сочувствует) А как относится к теткам князя? (Они ему не симпатичны, он прямо и говорит, что они «злыми жабами глядят»)

-Как тетки и сватья баба Бабариха относятся к чудесам? (Когда им надо отговорить Салтана от поездки на остров, они умаляют значение чуда, зато новое чудо расхваливают и описывают как самое необыкновенное.)

-Как это их характеризует? (Как лживых, неприятных, вредных. Они хитрые и лукавые: подмигнув другим лукаво», «усмехнувшись исподтишка») Помогает им их хитрость? (Нет, потому что все, что они придумывают, Лебедь воплощает в жизнь)

-Как они расплачиваются за свою вредность? (Гвидон их кусает)

–Вспомните, как заканчивается сказка

- Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки? - Почему? (Семья воссоединилась и в сказке добро всегда побеждает зло).

Сказка Пушкина показывает, что чудеса и злоба могут идти рядом, но добро всегда побеждает. Из нее можно извлечь несколько уроков. Чему учит «Сказка о царе Салтане»:

  • На зло нужно отвечать добром.
  • В мире нет ничего сильнее любви.
  • Обман рано или поздно раскрывается.
  • Нельзя сдаваться, даже если ты заперт в бочке посреди моря или оказался на необитаемом острове.
  • Делай добро, и оно вернется сторицей.

Скажите, а в сказке Пушкина такая же концовка как и в русских народных сказках?

( Да, добро побеждает зло). А зло наказано? ( Нет, царь отпустил их домой) А как наказывается зло в русских народных сказках? ( Зло наказывается или уничтожается.)

Это одна из особенностей сказок Пушкина. Он никогда не заканчивает свои сказки жестокой расправой со злом. А как вы думаете почему? (Зло всегда порождает зло, а добро- добро. Автор не преемлет жестокости).

Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для себя что – то новое.

- Чему же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?

Начните со слов: Меня эта сказка научила.(.Доска )(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а учиться радоваться за других.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по произведениям А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

                       Конспект  совместной  деятельности детей  подготовительной  группы и  воспитател...

Сценарий литературной викторины по произведениям А. С. Пушкина с детьми и родителями I подготовительной группы № 6 Тема: «Сказок Пушкина прекрасное творенье»

Образовательные задачи:- развивать интерес к художественной литературе;- расширять знания детей о сказках А. С. Пушкина;-развивать коммуникативные качества.Развивающие задачи:- учить вслушиваться в ри...

Протокол проведения работы по решению творческих задач Средствами ОТСМ – ТРИЗ-РТВ Проблемная задача про царицу по произведению А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (для детей подготовительной группы)

Перед современным дошкольным образованием остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня?"Изменился социальный заказ, обществу нужна творческая личность с...

Программа работы с произведениями А.С. Пушкина

В группе старшего дошкольного возраста по развитию речи проходят один раз в неделю. Мною был разработан план занятий по развитию речи с использованием поэзии А.С. Пушкина на месяц....

Программа работы с произведениями А.С.Пушкина. Занятие 2

В группе старшего дошкольного возраста по развитию речи проходят один раз в неделю. Мною был разработан план занятий по развитию речи с использованием поэзии А.С. Пушкина на месяц....

Сценарий итогового мероприятия проектной деятельности «Развитие речи старших дошкольников через ознакомление с произведениями А. С. Пушкина» для воспитанников 6 – 7 лет Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Цель: формирование у детей интереса к  произведениям А.С Пушкина, активизируя литературную память, создавая эмоционально-положительное настроение.Задачи:Образовательные:Продолжить формировать инт...