Конспект занятия во второй младшей группе: «Птицы»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Кучерова Вера Борисовна

Конспект обобщающего занятия по лексическим темам: "Перелётные птицы" и "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_v_mladshey_gr.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия во второй младшей группе: «Птицы»

Цель: создавать условия для уточнения и закрепления знаний детей о перелётных и зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знание признаков весны;

-Закрепить обобщающие понятия: «перелётные птицы», «зимующие птицы»;

-Способствовать закреплению знаний у детей о внешнем виде и о жизни  перелетных (граче, ласточке, скворце) и зимующих птиц (вороне, воробье, голубе) (закрепить умение делить их на группы перелетные и зимующие)

 -Активизация, расширение, уточнение словаря за счёт слов: перелётные, зимующие, перья, названия птиц, частей тела.

 -Развитие грамматического строя речи (образование существительных множествен-ного числа), связной речи.

 -Закрепить умение отвечать полными предложениями.

Коррекционно-развивающие :

-Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха.

-Уточнение произношения звуков [ш] и [с].

-Развитие зрительного и слухового восприятия и внимания, мышления, памяти,  координации речи с движением, мелкой моторики, творческого воображения, подражательности.

-Развитие способности соотносить зрительный образ со словесным.

-Расширять кругозор, содействовать в умении делать простейшие выводы.

Воспитательные: 

-Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. --- Воспитание бережного отношения к природе.

Предварительная работа: беседа о зимующих птицах и перелётных птицах, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, сказок, загадок о птицах, пальчиковые игры, подвижные игры: «Ласточка без гнезда», «Перелёт птиц», дидактические игры: «Один – много»,  «У кого кто», «Признаки весны», «Раздели птиц», «Исправь ошибки», «Что делает», «Какой? Какая? Какое?»

Оборудование: кукла Маша; картинки с приметами весны; предметные картинки перелетных и зимующих птиц;  картинки гнезда, скворечника; перья.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игровое упражнение  «Назови признаки весны» (используются опорные картинки, на которых  приметы весны)

- Какое сейчас время года?

- Как вы догадались, что весна?

«Весной (говорит воспитатель) светит солнышко (говорит ребёнок).

Например: Весной светит солнце. Весной прилетают перелётные птицы. И т.д.

2. Введение в тему. Появление куклы Маши.

-Кто сегодня к нам пришёл в гости? (Маша)

Маша нам принесла загадку:

У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.                                                                                                               Все появляются из яйца. 

Слышны их песенки с деревьев.

-Про кого загадка?

- Объясните, почему вы решили, что птица?

3. Дыхательная гимнастика: «Игра с перьями»

Давайте вспомним, ребята, чем покрыто туловище птицы? (перьями)

- Давайте поиграем с пёрышками.

Дети берут пёрышко, кладут на  правую ладошку. Вдыхаем носом и потом дуем на пёрышки и произносим на выдохе: «Фу-у-у», смотрим, куда летят. Поднимаем и проводим игру ещё раз, только пёрышко на левую руку.

Ну, а теперь давайте  поговорим про птиц, про перелётных, но, давайте вспомним и зимующих птиц. А Маша принесла нам  интересные задания.

Первое задание от Маши – игра: «Раздели птиц»

4. Д/игры: «Раздели птиц»; «Один - много».

- Поиграем в игру.

На столе на фланелеграфе  картинки  птиц (перелётные: грач, скворец, ласточка и зимующие: воробей, ворона, голубь)

 - Нам птиц нужно разделить: зимующих птиц посадить на зимнее дерево, а перелётных – на весеннее дерево.

- Теперь прикрепляем птиц по очереди на нужное дерево. Громко называем название птицы.

- Как догадался (догадалась), что это ласточка? И описываем внешние признаки птицы и т.д.

- Если много птиц, то назовём … (грачи, ласточки и т.д.)

Когда всех птиц рассадим по деревьям.

- Как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелётные)

- Почему перелётные птицы улетают осенью, а весной прилетают обратно? (появляются насекомые,  становится тепло)

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие)

- Почему эти птицы остаются зимой?  (питаются семенами и ягодами; подкармливает человек).

-Маша, ты запомнила всех птиц? Сможешь теперь назвать зимующих и перелётных птиц? (да)

-Маша, поиграй с нами.

5. Зрительная гимнастика.

Д/и: «Кого не стало?»

-Зажмурили глаза (убрать одну птицу)

-Открыли. Поморгали глазами.

-Какая птица улетела?

Д/и: «Что изменилось?»

-Зажмурили глаза (поменять местами птиц)

-Открыли. Поморгали глазами.

-Что изменилось?

6.  Динамическая пауза (под бубен).

Игра «Кто как передвигается?». 

 Перед игрой логопед нацеливает детей на то, что они должны показать, как птица передвигается: ласточка, воробей,  грач,

- Вокруг себя повернись и в ласточку превратись.

И т.д.

- Вокруг себя повернись и в детей превратись.

- Каких птиц вы изображали? (ласточку, грача, воробья.)

7. Пальчиковая гимнастика. «Птички прилетели на кормушку сели….»

Игры для уточнения произношения звуков [ ш] и [ с]

Птички прилетели,                      (пальцы соединить, сделать «клювик»)

Есть захотели.

Клю, клю, клю…                          (клюют с ладошки)

Насыпаем в ладошку левой руки

Зёрнышек немножко:                   (насыпаем зёрнышек и произносим ш-ш-ш)

Ш-ш-ш-ш

Птички зёрнышки клюют,           (загибаем поочерёдно пальцы)

Птички песенки поют:

Клю-клю-клю…

Всё склевали?                                 (сжать кулачок)

Да.                                                    (разжать кулачок, показать)

Такие же действия с ладошкой правой руки  (произносим звук с-с-с)                    

Птички поели,                                 (машем ручками, как крыльями)

Ах, улетели!                                    (машем птичкам рукой)

8. Рефлексия.

- О ком мы сегодня с вами говорили? (о птицах)

- Каких птицах? (перелётных и зимующих)

- Давайте попрощаемся с Машей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе "Домашние птицы"

Расширить представление детей о домашних птицах на основе знакомства с курицей, уткой, гусем....

Конспект занятия во второй младшей группе "Птицы, птички"

 Конспект непосредственно- образовательной деятельности   во второй младшей группе   «Птицы, птички»   Используемые технологии: моделирование, мнемотехника, игров...

Конспект занятия во второй младшей группы на тему «Домашние птицы»

Формировать у детей представления о домашних птицах и их птенцах, закрепить умение различать, называть птиц по внешнему виду и голосам....

НОД по художественно - эстетическому развитию (лепка). Конспект занятия во второй младшей группе. Тема: «Большие и маленькие птицы на кормушке».

Программные задачи:·         продолжать формировать у детей желание передавать в лепке образы птиц;·...

Конспект занятия во второй младшей группе. Домашние птицы.

Закреплять знания о домашних птицах, о характерных отличительных особенностях птиц....

Конспект занятия во второй младшей группе "Покормите птиц зимой"

Цель:-закрепить названия зимующих в городе птиц;-совершенствовать умение отгадывать загадки;-дать детям представление о видах питания зимующих птиц;-развивать у детей речь, интерес к жизни птиц;-воспи...

конспект занятия во второй младшей группе "Перелетные птицы".

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «Перелетные птицы»Цель:1. Обогащать и систематизировать словарный запас.2. Активизировать и закреплять речь по т...