Консультация для воспитателей «Особенности развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (старшая группа)
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Развитие связной речи – является центральной задачей речевого воспитания детей, поскольку от степени ее сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Развитие связной речи происходит: - во всех видах организованной образовательной деятельности - в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов - в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды; - в семье (взаимодействие детей и их родителей) Признаки связной речи: -Содержательность (хорошее знание предмета или явления, о котором говорится). -Точность (правдивое отображение действительности, правильный подбор слов, наиболее подходящих к данному содержанию). - Логичность (последовательное изложение мыслей). -Ясность (понятность для окружающих). -Правильность, чистота, богатство (разнообразие). У старших дошкольников ситуативность речи снижается, речь становится более последовательной и логичной, нарастают черты контекстности. (Ребенок говорит: «Я сегодня очень хотел пить, и папа дал мне воды».) Контекстная форма речи требует развернутого, полного, логически стройного изложения, новых грамматических форм. По своей структуре контекстная речь приближается к письменной. Важной чертой контекстной речи является произвольность. В своих рассказах дети опираются на имеющийся у них опыт, знания. Кроме фактического материала они используют и вымышленные факты, придумывая рассказы, носящие творческий характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_svyaznaya_rech.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила воспитатель Сычева А.Г.
Мое выступление хочется начать с необычной игры, которую можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста.
Игра «Необитаемый остров»
«Давайте представим с вами, что мы плывем по морю на корабле. И вдруг, однажды, посреди моря нас застал самый настоящий шторм! На наш корабль налетел сильный-сильный ветер, волны захлестнули нашу палубу, молния ударила в наши мачты, и корабль стал тонуть. Но мы с вами все успели спастись. Мы запрыгнули в маленькую лодочку, которую волны вынесли на необитаемый остров. Так мы оказались на этом безлюдном клочке земли. Все наши вещи утонули, и остался лишь этот маленький мешочек, который нам удалось схватить с тонущего корабля. Как же нам теперь выжить на этом острове, дождаться помощи? Может быть, для этого нам пригодятся те предметы, что нам удалось спасти в мешочках. Давайте посмотрим и подумаем, как они могут нам помочь”.
Затем взрослые достают из мешочка по одному предмету и говорят, как этот предмет поможет им выжить на острове, позвать на помощь, для чего он может быть полезен, что и как из него можно сделать. Принимаются любые, даже самые несуразные варианты.
Предметы, лежащие в волшебном мешочке: газета, пакет целлофановый, одноразовый стаканчик, бутылка пластмассовая из-под шампуня, ложка, прищепка, маленькое сито, тетрадка, фонарик и т. д.
Цель игры: учим детей творчески мыслить и находить нестандартные решения выражая свои мысли связанной речью.
Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.
Развитие связной речи – является центральной задачей речевого воспитания детей, поскольку от степени ее сформированности зависит дальнейшее
развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.
Развитие связной речи происходит:
- во всех видах организованной образовательной деятельности
- в совместно-партнерской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов
- в самостоятельной деятельности детей (успешность зависит от создания условий, предметно-развивающей речевой среды;
- в семье (взаимодействие детей и их родителей)
Признаки связной речи:
-Содержательность (хорошее знание предмета или явления, о котором говорится).
-Точность (правдивое отображение действительности, правильный подбор слов, наиболее подходящих к данному содержанию).
- Логичность (последовательное изложение мыслей).
-Ясность (понятность для окружающих).
-Правильность, чистота, богатство (разнообразие).
У старших дошкольников ситуативность речи снижается, речь становится более последовательной и логичной, нарастают черты контекстности. (Ребенок говорит: «Я сегодня очень хотел пить, и папа дал мне воды».) Контекстная форма речи требует развернутого, полного, логически стройного изложения, новых грамматических форм. По своей структуре контекстная речь приближается к письменной.
Важной чертой контекстной речи является произвольность. В своих рассказах дети опираются на имеющийся у них опыт, знания. Кроме фактического материала они используют и вымышленные факты, придумывая рассказы, носящие творческий характер.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Классификация связанной речи:
-Диалогическая (разговор: беседа) Диалогическая речь представляет собой естественную форму языкового общения, классическую форму речевого общения. Диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Речь в нем может быть неполной, сокращенной. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.
-Монологическая (пересказ; составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы; творческие рассказы; заучивание стихотворений; составление рассказов по картине) Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей, является более сложным, произвольным, более организованным видом речи. Используются также неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно).
Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Приемы развития связанной речи:
-Наглядные (организация наблюдений; демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета..; просмотр видеофильма )
-Игровые (дидактические игры и упражнения; театрализованные игры; сюжетно –ролевые игры и др. игры с речевым содержанием)
-Словесные (речевой образец- «Речь педагога - пример для ребенка». Вот простейшая формула культуры речи:
● Думай, кому говоришь.
● Что говоришь.
● Где говоришь.
● Зачем говоришь.
● Какие из этого будут последствия? повтор; вопрос)
-Косвенные (подсказка; совет; исправление; замечание)
Приёмы работы по формированию связной речи:
- Беседа (По различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а также это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.)
- Разучивание стихотворений. (Методические указания к заучиванию стихотворений по методике А.М. Бородич, Е. И.Тихеевой:
1.Подготовка детей к восприятию поэтического произведения.
2.Выразительное чтение стихотворения воспитателем (желательно наизусть).
3.После прочтения стихотворения воспитатель говорит, что это стихотворение ребёнок (дети) будут заучивать наизусть. Затем ещё раз читает это стихотворение.
4. Далее воспитатель задаёт вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребёнку (детям) уяснить его основную мысль.
5. После этого воспитатель выясняет, какие слова ребёнку (детям) непонятны, в доступной форме объясняет их значение.
6.Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание.
7.Заучивание стихотворения, используя нужные приёмы.
8.Воспроизведение стихотворения ребёнком (детьми)).
- Чтение рассказов, сказок и их пересказ. (Педагог может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей: почему это случилось? кто в этом виноват? правильно ли он поступил? и т.д. О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами. Важно упражнять ребёнка разных видах пересказа:
- Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.
- Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.
- Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.
- Пересказ без опоры на наглядность.
- Составление рассказов-описаний. (Описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных, сравнение предметов, придумывание сказочных историй)
- Составление рассказа по картинке и серии картин. (Задается серия вопросов, с помощью которых определяется, что было в рассказе сначала, потом и чем все закончилось; количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребёнок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».)
- Рассуждение. (Развитие умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное)
- Составление предложений, собственных рассказов (Персонажи и предметы оформляются разные ситуации, о которых рассказывает ребенок. Затем с помощью взрослого составляется рассказ. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий.)
Развить связную речь ребёнка, расширить словарный запас за короткие сроки можно с помощью мнемотаблиц, так как используя их ребёнок понимает, что пересказ или рассказ - это совсем не сложно, а наоборот увлекательно и интересно, а заучивание стихов вообще превращается в занимательную игру.
Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть, как предмет, так и действие.
Мнемодорожка – это последовательность трех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.
Использование мнемотаблиц:
-разучивание стихотворений
-составление описательных рассказов
-рассказывание сказок
«Кубик Блума», как приём педагогической инновационной технологии по развитию речи
Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Какие приёмы и технологии использовать? Один из популярных приёмов, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума».
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы
К концу года дети 5-6лет должны уметь:
-поддерживать беседу;
-владеть диалогической формой речи;
-высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие;
-владеть монологической формой речи;
-связано, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
-по плану и по образцу рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;
-составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;
-составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
К концу года дети 6-7лет должны уметь:
-владеть диалогической и монологической формами речи;
-уметь вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, быть доброжелательными и корректными собеседниками, владеть культурой речевого общения:
-содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их;
-уметь составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием, помогать составлять план рассказа и придерживаться его;
-уметь составлять рассказ из личного опыта;
-уметь сочинять короткие сказки на заданную тему.
В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность, и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста»
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………..........…..……………...…. 3Глава 1.1. Теоретические основы речевого развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..........……………………....
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития связной речи...
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста...
Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста путем анализа научной литературы....
Методическая разработка"Круги Луллия как инструмент развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ" .
Основной целью использования кругов Луллия для формирования у детей с ОВЗ навыков описательного рассказа является системная работа над формированием навыка по каждому элементу описания через графическ...
Консультация для родителей «Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»
В старшем дошкольном возрасте нормально развивающиеся дети успешно овладевают доступными их возрасту формами связной речи. В...
Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Данная статья раскрывает особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III уровня. Анализ современной лингвистической, психолингвистичес...