Методическая разработка"Круги Луллия как инструмент развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ" .
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Плотникова Анна Васильевна

Основной целью использования кругов Луллия для формирования у детей с ОВЗ навыков описательного рассказа является системная работа над формированием навыка по каждому элементу описания через графический план, по которому в итоге ребенок самостоятельно сможет составить рассказ-описание. Опора на наглядность, соотношение семантики новых слов со зрительным образом слова, возможность самостоятельно ребенком выстраивать план высказывания, фиксировать результат своей деятельности – это то, что позволяет коррекционно-развивающую работу с ребенком с ОВЗ сделать эффективной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_krugi_lulliya_.docx906.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка 

 "Круги Луллия как инструмент развития связной речи 

 у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ" 

Авторы: Плотникова А. В., Карамышева О. А. 

Актуальность. Язык и речь играют уникальную роль в формировании личности человека. Язык важнейшее орудие человеческого общения, инструмент познания действительности и основополагающее условие воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте у детей с особыми возможностями здоровья закладывает прочный фундамент успешного обучения этих детей в школе, так как именно речь является средством получения знаний и средством контроля за этими знаниями. 

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:

1. развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

2. учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

3. развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Старший дошкольный возраст является важным переходным этапом, в период которого формируются предпосылки учебной деятельности. В этот период у дошкольников активно формируется речь, все ее основные компоненты приходят в норму речевого развития. Речь становиться важным инструментом и коммуникации, и способом овладения новыми навыками и умениями. В период старшего дошкольного возраста ведущей деятельностью остается игра, но игровая деятельность усложняется и в большей части строится на развернутом связном высказывание. Учитывая перечисленные особенности детей старшего дошкольного возраста, мы в своей методической разработке для реализации поставленных задач использовали дидактическую игру, как вид учебных занятий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особая категория детей, которые имеют временные или постоянные отклонения в психическом или физическом развитии. Важной особенностью организации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является необходимость создания для них специальных условий в образовательной среде. Спектр специальных условий достаточно широк и подбирается индивидуально для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей развития.  Одним из обязательных специальных условий образования на всех этап обучения, в том числе и в период дошкольного детства является коррекционно-развивающая направленность всего процесса обучения и воспитания и тесное взаимодействия с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая направленность процесса обучения предполагает как помощь специалистов службы психолого-педагогического сопровождения школы, а именно учителя-логопеда и педагога-психолога, иногда и учителя-дефектолога, так и воспитателя, являющегося основным педагогом сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В своей методической разработке мы предлагаем дидактические игры, которые служат универсальным инструментом, который могут использовать в своей работе и воспитатели и специалисты службы психолого-педагогического сопровождения.

По данным современных психологических, логопедических и методологических исследований, умения и навыки связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья при спонтанном их развитии не достигают достаточного уровня, необходимого для полноценного обучения ребёнка в школе. Учитывая специфику данного процесса, выстраивать свою работу по формированию навыка связной речи и его актуализации следует в особой организации специальных условий обучения и, в первую очередь, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями. Важным элементов является безусловно и социализация таких детей в среде сверстников и взрослых. В этом ключе основную роль играет нахождение ребенка в инклюзивной среде, где дети находятся в благоприятной речевой среде, могут формировать навык и автоматизировать его.

Монологическая речь сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеет более сложную организацию, чем предложение или диалог. 

Актуальность данной методической разработки обусловлена тем, что у детей с ОВЗ низкая коммуникативная способность. Наличие у таких детей вторичных отклонений в развитии высших психических процессов, таких как восприятие, внимание, памяти, воображения создает трудности в овладении монологической речью. Таким образом, полноценное овладения детьми с ОВЗ навыками связной монологической речи возможно только в условиях специально организованного целенаправленного обучения (В. К. Воробьёва, В. П. Глухов, и другие). В развитии монологической речи дошкольников с ОВЗ особая роль отводится обучению рассказыванию, так как связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ отличается отсутствием логической последовательности изложения, скудностью словаря, лишена образности и эмоциональности. Дети испытывают трудности при составлении пересказа, не говоря уже о самостоятельном рассказывании. 

Одним из основных методов обучения детей монологической речи относится обучение рассказыванию (о предметах, событиях, по картинкам и т. д.). Описание - особый вид монологической речи, изложение характерных признаков отдельного явления или предмета. Описание является первым этапом в формировании навыка рассказывания. Специально организованные занятия для детей с ОВЗ оказывают разностороннее действие на развитие познавательной деятельности, а также способствуют активизации зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. Наш опыт работы с детьми ОВЗ показал, что наиболее трудным является на занятиях по развитию речи для детей данной категории навык описания предмета, картины, составления рассказа-описания. Причина затруднений находится в сочетании нескольких факторов развития, основной причиной является недостаточный словарный запас детей с особыми возможностями здоровья.

Исходя из перечисленных причин и условий ставятся следующие задачи, имеющие коррекционно-развивающую направленность:

-обогащение словаря воспитанников;

-формирование умения выделить существенные признаки и основные детали предметов;

-формирование умения точно и образно описывать предмет;

-развитие обобщенных представлений о построении рассказа - описания предмета;

-актуализация навыков владения языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа

- воспитание внимательного бережного отношения к родному языку, к языковой культуре и продуктивной коммуникации. 

Одним из факторов, помогающим освоить навык составления описательных рассказов, являются схемы. Графический план в этом случае будет являться аналогом внутренней смысловой программы связного сообщения. 

С целью научить детей с ОВЗ составлять описательные рассказы и автоматизировать полученный навык у детей в свободной речи, мы разбили процесс обучения на отдельные этапы, которые включают в себя следующие поэтапные виды работы: 

-подготовительные упражнения к описанию предметов;

-формирования первоначального навыка самостоятельного описания;

-описание предметов по основным признакам;

-закрепление полученных навыков составления рассказа - описания по визуальной схеме и по внутреннему плану действий. 

Для реализации поставленной цели образовательных, развивающих и воспитательных задач, которые носят прежде всего коррекционно-развивающую направленность, мы изготовили дидактическое пособие, за основу которого взяли "Круги Луллия". Пособие сделано нами с помощью интерактивного приложения Canva. Canva-кроссплатформенный сервис для графического дизайна, основанный в 2013 году. Создание изображений в сервисе строится на принципе перетаскивания готовых элементов и варьировании изменяемых шаблонов. Сделанное нами пособие является нашей собственной наработкой и может быть использовано педагогами дошкольных групп, учителями-логопедами, а также детьми в самостоятельной игровой деятельности.

"Круги Луллия" представляют собой набор соединенных между собой кругов по типу пирамидки. Автором данной методики является французский монах Раймонд Луллий. 

Такое пособие многофункционально и формирует навыки взаимодействия и самостоятельной деятельности. Задания, содержащее в своей основе методику кругов Луллия, можно использовать:

-на подгрупповых и индивидуальных занятиях по формированию монологической речи;

-в оформлении уголков развития речи в группе;

-в самостоятельной игровой деятельности детей. 

При изготовлении данного дидактического пособия мы использовали лексические темы. Для наглядности возьмем, как пример, тему " Фрукты". 

Основной целью использования кругов Луллия для формирования у детей с ОВЗ навыков описательного рассказа является системная работа над формированием навыка по каждому элементу описания через графический план, по которому в итоге ребенок самостоятельно сможет составить рассказ-описание. Опора на наглядность, соотношение семантики новых слов со зрительным образом слова, возможность самостоятельно ребенком выстраивать план высказывания, фиксировать результат своей деятельности – это то, что позволяет коррекционно-развивающую работу с ребенком с ОВЗ сделать эффективной.

Для этого мы разделили всю коррекционно-развивающую работу на определенные этапы, задания каждого этапа сделали на отдельном кругу Луллия.  Выделяем 3 этапа по формированию развернутого описательного рассказа у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Первый этап – предварительная, пропедевтическая работа по формированию и расширению пассивного словаря и переводе пассивного накопленного словаря в активный. Этот этап имеет большое значение в обеспечение эффективности всей работы по формированию связной речи, т. к. является фундаментом, на котором строиться вся дальнейшая коррекционно-развивающая работа. Усвоение новых слов, понятий дает ребенку возможность приступить к более сложной функции речи, а именно планирование и реализация по плану развернутого высказывания. На этом этапе важной составляющей процесса обучения является максимальная наглядность лексического материала, опора на практический опыт, подкрепления образовательного материала тактильными ощущениями и предъявление правильных эталонных речевых конструкций, грамматически правильных форм. На этом этапе, в том числе, воспитывается речевая культура и дается образец продуктивной коммуникации. Педагог формулирует правильно вопрос и обучает ребенка развернутому ответу по образцу.

Второй этап является центральным звеном, который является основным этапом формирования связной речи. На этом этапе происходит формирование сенсорных эталонов о предметах и актуализация активного словаря качественных прилагательных, знакомство и практическое овладение навыками использования графического плана высказывания.  На этом этапе усложняется речевая инструкция, через дидактические игры поэтапно формируется навык работы с графическим планом. На этом этапе педагог в своей работе максимально использует все доступные в первую очередь для ребенка приемы: доступная наглядность, дробление речевой инструкции, адаптация материя с учетом зоны актуального развития ребенка. В работе используются все виды сенсорного восприятия, рекомендуется опираться на сенсорный опыт ребенка. В работе используются разные формы работы: индивидуальная, подгрупповая работа в среде нормотипичных сверстников. На завершающем этапе предлагается детям самостоятельно поиграть в дидактическую игру, в начале с направляющей помощью педагога, а затем и полностью самостоятельно (часть пособия находится в дошкольной группе и используется воспитателями на занятиях по образовательным областям «Речевое развитие», «Социализация и коммуникация»).

Третий этап в работе по формирование самостоятельной связной речи с опорой на схему при построении собственного речевого сообщения (рассказа-описания) является заключительным. На этом этапе дети с ограниченными возможностями здоровья консолидируют, полученные знания и закрепляют сформированные предварительно навыки связного высказывания в форме дидактической игры. На данном этапе педагог обучает использовать графический план высказывания, удерживать логику описательного рассказа, продуцировать свой собственный рассказ. Этот этап имеет итоговый характер, поэтому очень важно использовать все многообразие форм проведения занятий с использованием дидактических игр. Начинаем образовательно-воспитательный процесс с детьми с ограниченными возможностями здоровья с индивидуальной формы работы, где возможно максимально учитывать индивидуальные особенности ребенка, выбирать темп деятельности и объем материала. В дальнейшем работа переноситься в подгруппу, где участвуют нормотипичные сверстники. И на этом этапе очень важно включить ребенка с ограниченными возможностями здоровья в продуктивную деятельность, дать образец правильной речевой коммуникации и не вербального взаимодействия. Завершающим этапом будет самостоятельные игры детей с дидактическим пособием, где дети с ограниченными возможностями здоровья будут инициировать игру и выступать в роле ведущего, при необходимости с направляющей или организующей помощью взрослого.

1 этап. Формирования и расширение пассивного и активного словаря.

Дидактическая игра «Что за фрукт?»

Оборудование: карточки с силуэтом предмета; карточки с изображением предмета с тактильными вставками. 

Цель: формирование и расширение пассивного и активного словаря.

Дидактические задачи: расширение активного словаря; формирование и закрепление навыка согласования местоимений и качественных прилагательных с существительными; развитие тактильного восприятия; развитие зрительного праксиса и гнозиса; воспитание речевой культуры. 

Ход игры: каждому из детей раздаётся карточка с несколькими силуэтами предметов. У ведущего набор карточек с изображением предмета и тактильной вставками (в начале игру проводит педагог, в дальнейшем дети могут играть самостоятельно). 

-Чей это предмет?

Пример: чей это оранжевый апельсин? 

— Это мой оранжевый апельсин.  

Педагог отдаёт ребёнку карточку, только если ребёнок правильно отвечает. 

В конце дети все вместе рассматривают свои предметы и карточки силуэты, обращаем внимание детей на тактильные ощущения (вставка с различными поверхностями), подбираем прилагательные, которые наиболее верно передают ощущения, комментируя даем дополнительное ощущение. Пример: яблоко гладкое, персик бархатный... 

Дидактическая игра " Скажи правильно…"

Оборудование: круг Луллия с изображением цифр и предметов.

Цель: формирование и расширение пассивного и активного словаря

Дидактические задачи: развитие лексико-грамматического строя речи, усвоение навыков образования в форме родительного падежа множественного числа; формирование умения согласовывать числительные с существующими; воспитание речевой культуры.

Ход игры: на поверхности внутреннего круга   находятся цифры от одного до шести, на внешнем кругу изображены предметы. Картинки подобраны таким образом, чтобы были задействованы существительные мужского, женского и среднего рода. Вращая круги, ребенок озвучивает согласование количественного числительного с существительным по предметной картинке. Например, один апельсин, два апельсина или пять груш и т. д.

2 этап. Формирования навыка фразовой речи (накопление сенсорных эталонов о предметах и новых качественных прилагательных).

Дидактическая игра «Узнай по форме»

Оборудование: круг Луллия. 

Цель: накопление сенсорных эталонов о предметах и новых качественных прилагательных.

Дидактические задачи: расширение словаря качественных прилагательных; развитие зрительного восприятия; формирование умения выделять существенные признаки и основные детали предметов; научить соотносить предмет с геометрической фигурой; воспитание речевой культуры.

Ход игры: ребёнку предлагается найти, что-нибудь круглое или овальное. При раскручивании кругов соединяется реальное изображение предмета с его геометрической формой. В ходе выполнения задания ребенок называет предмет и его форму. 

Пример: это слива, она овальная или это яблоко, оно круглое. 

Дидактическая игра «Какой это формы?» 

Оборудование: круг Луллия с изображением по кругу геометрических фигур; карточки на липучках с изображением предметов разной формы. 

Цель: накопление сенсорных эталонов о предметах и новых качественных прилагательных.

Дидактические задачи: расширение словаря качественных прилагательных; научить соотносить предмет с геометрической фигурой; развитие зрительного восприятия; формирование умения выделять существенные признаки и основные детали предметов; воспитание речевой культуры.

Ход игры: ребенок берет по одной карточки с предметом, называет что это и определяет какой формы этот предмет. Соотносит предмет с геометрическими фигурами на кругу. Прикрепляет на нужную фигуру. 

Пример: это треугольный колпак или круглые часы. 

Дидактическая игра «Узнай предмет по силуэту» 

Оборудование: круг Луллия, картинки с силуэтом предмета, картинки с изображением предмета. 

Цель: накопление сенсорных эталонов о предметах и новых качественных прилагательных. 

Дидактические задачи: расширение словаря качественных прилагательных; научить детей находить заданные силуэты путём наложения; развитие зрительного восприятия, внимания и логического мышления; формирование умения выделять существенные признаки и основные детали предметов; развитие познавательной деятельности; воспитание речевой культуры.

Ход игры:

1 вариант игры. Педагог раздает детям (ребенку) цветные карточки с изображением предметов, предлагает рассмотреть изображенные предметы, вспомнить и назвать их. Пример: это красное яблоко, а это жёлтый банан и т. д. Далее педагог показывает круг Луллия с силуэтами этих предметов. Дети (ребёнок) должны найти, среди имеющихся картинок, ту которая соответствует нужному силуэту и наложить изображение на силуэт. 

2 вариант игры. На одной стороне стола, разложены силуэты картинок, на другой - цветные изображения картинок. Педагог предлагает рассмотреть их и найти пару. 

Дидактическая игра " Найди предмет по цвету" 

Цель: накопление сенсорных эталонов о предметах и новых качественных прилагательных. 

Оборудование: круг Луллия с изображением предметов и цветовым кругом. 

Дидактические задачи: расширять словарь прилагательных; научить детей соотносить предмет по цвету и оречевлять свои действия; закреплять знания о цвете; развивать все виды внимания, актуализировать креативное мышление; воспитывать речевую культуру.

Ход игры: педагог показывает ребенку карточку с любым цветом. Ребёнку нужно на своём круге найти предмет соответствующего цвета и передвинуть цветовой круг на нужный цвет. Далее предложить ребенку назвать, что изображено и какого цвета этот предмет. 

3 этап. Формирование самостоятельной связной речи с опорой на схему при построении собственного речевого сообщения (рассказа-описания)

Дидактическая игра «Во саду ли, огороде...?»

Оборудование: чудесный мешочек с предметами; круг Луллия из 4 колец (1-е кольцо «Где растёт?», 2-е кольцо «Изображение предмета», 3-е кольцо «Какого цвета?», 4-ое кольцо «Чей силуэт?») 

Цель: формирование развернутого высказывания, как части описательного рассказа с опорой на графическую схему.

Дидактические задачи: учить описывать предмет по заданному графическому плану; расширять словарный запас; активизировать в речи словарь качественных прилагательных; формировать развернутую связную речь; воспитывать речевую и коммуникативную культуру.

Ход игры: педагог предлагает ребенку взять из мешочка любой предмет. После этого ребенку предлагается с помощью круга Луллия сопоставить все нужные элементы рассказа и самостоятельно рассказать о предмете. По необходимости педагог оказывает организующую и направляющую помощь, задает наводящие вопросы ребенку. 

Дидактическая игра "Веселый повар." 

Оборудование: круг Луллия с поваром. 

Цель: формирование развернутого высказывания, как части описательного рассказа.

Дидактические задачи: формировать навык словообразования, учить детей образовывать прилагательные от существительных; развивать все виды внимания, воображения, логическое и креативное мышление, сформировать развернутую связную речь; воспитывать речевую и коммуникативную культуру.

Ход игры: педагог предлагает ребёнку рассмотреть круг Луллия.

Давай представим, что мы сегодня помощники повара. Посмотри, что сегодня будет готовить повар. Ребенок рассматривает изображения на круге и самостоятельно называет "Повар будет печь пирог или будет варить варенье и т. д." Далее педагог предлагает самостоятельно выбрать карточку с изображением предмета и рассказать про то, что готовил повар. Пример: «У меня яблоко. Повар сварил яблочный компот. Силуэт предмета приклеивается на изображения банки с компотом и т. д.»

Дидактическая игра «Собери вагончики». 

Оборудование: карточками с тактильными вставками, алгоритм - схема описания предмета; загадки.

Цель: формирование развернутого высказывания, как части описательного рассказа с опорой на графическую схему.

Дидактические задачи: продолжать обучать составлять рассказ - описание о предмете с опорой на графическую схему; активизировать словарь на заданную тему; совершенствовать грамматический строй речи, формировать развернутую связную речь; воспитывать речевую и коммуникативную культуру.

Ход игры: педагог предлагает отгадать загадки. После того, как ребёнок отгадывает загадку, ему даётся карточки с изображением правильного ответа. С помощью этой карточки ребенок должен по опорной схеме составить рассказ - описание. Карточка с изображением и тактильной вставкой, будут дополнительной помощью при составлении рассказа. 

В рамках апробации методической разработки и оценки эффективности использования предложенных нами дидактических игр, были проведены цикл занятия по нескольким лексическим темам. Проводились занятия в форме индивидуальной логопедической работы с детьми с ОВЗ, также проводились подгрупповые логопедические занятия в рамках инклюзивной группы, воспитателями дошкольных возрастных групп использовались предложенные дидактические игры, как часть занятий в образовательной области “Речевое развитие” и “ Социально-коммуникативное развитие”. На этапе закрепления нового материала и автоматизации навыка составления самостоятельного описательного рассказа дидактические игры были предложены детям с ОВЗ, как самостоятельный вид деятельности. Дети с ОВЗ охотно и с положительным эмоциональным откликом играли в уже знакомые игры, самостоятельно создавали речевую ситуацию в совместной ролевой игре с нормотипичными сверстниками. Для нас это стало констатацией успешности образовательного процесса через предложенную нами методику. Дети с ОВЗ, испытывая заметные трудности в социализации, где одной из основных причин выступает трудности в оформление речевого высказывания, успешно выстраивали коммуникацию со сверстниками. На заключительном этапе по усвоению лексической темы с целью анализа образовательных результатов был проведен логопедический мониторинг (использовалась методика Глуховой В. П.), который также показал заметную положительную динамику в развитии связной речи у детей с ОВЗ. 

Данная методическая разработка может служить плодотворной почвой для дальнейшей работы педагогов с детьми с ОВЗ в рамках развития и связной речи, и других речевых и неречевых функций у детей с особенностями развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Деятельность педагога в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста"

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры для всес...

Методическая разработка на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста на тему «Красная Шапочка» с использованием, технологии театральной деятельности (инсценировка сказки «Красная Шапочка») и игровой технологии речевого развития

Методическая разработка  на развитие связной речи у детей старшего  дошкольного   возраста  на тему  «Красная Шапочка»с использованием, технологии театральной деятельност...

Консультация для воспитателей «Особенности развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Развитие связной речи – является центральной задачей речевого воспитания детей...

Методическая разработка.«Лепбук – как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие пред...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Развитие речевой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Методическая разработка в образовательной области «Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»

Пояснительная запискаЭмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Он включает в себя умение распозна...