Познавательно-исследовательский проект "Носит одуванчик желтый сарафанчик"
проект по развитию речи (старшая группа)
С лицом Весны
улыбается пригожий день
и расцветает одуванчик. Дети любуются красотой одуванчиковой поляны и непременно хотят знать, откуда столько этих желтеньких, бархатистых цветочков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара"
Познавательно-исследовательский проект
"Носит одуванчик желтый сарафанчик"
Продолжительность проекта: одна неделя
Тип проекта: познавательно- творческий
Участники проекта: учитель -логопед, дети старшей группы, родители
Составитель: Жмудь Светлана Анатольевна
учитель-логопед
с. Бакчар. 2020 г.
Актуальность проекта
Экологическое воспитание, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом и потомкам, которым нужно оставить землю, пригодной для полноценной жизни. Мир природы удивителен и прекрасен
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Огромную роль в этом играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Каждый день дети встречаются с миром растений, он манит их, возбуждает любопытство. Наблюдая за зелеными «друзьями», замечая их красоту и разнообразие дети, не только развивают свой эстетический вкус, но и делают простейшие логические заключения, получают первые знания о гуманности и морали. Педагог должен помочь ребенку осознать, что растения, хоть и отличаются во многом от нас, людей, - живые и нуждаются в нашей заботе и охране.
Работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста является, на сегодняшний день, очень актуальной.
Проведенный проект определяет цели, задачи, направленные на экологическое воспитание дошкольников.
Цель проекта:
создание условий для развития познавательных и творческих способностей у дошкольников в ходе проведения познавательно- исследовательского проекта «Носит одуванчик желтый сарафанчик»
Задачи:
Образовательные:
- Обогатить знания детей об одуванчике,
- Дать представление о месте его произрастания
- Дать представление о полезных свойствах одуванчика
- Побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни, помня о пользе одуванчика
- Развивающие:
- Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
- Развивать монологическую, диалогическую и связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями, эпитетами.
- Развивать выразительность речи через художественное слово.
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские отношения в коллективе детей в процессе совместной деятельности.
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, возможности радоваться сделанному открытию.
- Воспитывать осознанно-бережное отношения к живой природе
Ожидаемый результат:
- Осознанное правильное отношение детей к растениям.
- Развитие познавательной активности детей.
- Усвоение детьми необходимых знаний по теме «рост и развитие растений».
- Стремления детей к выполнению оригинальных творческих работ.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие
- социально-коммуникативное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
1.Подготовительный этап:
- Подготовить природный объект для деятельности детей
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме; загадок; поговорок; стихотворений по теме проекта.
- Рассматривание иллюстраций в книгах.
- Подбор музыки по теме.
- Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.
- Чтение произведений художественной литературы по теме:
- Подготовка материала для изобразительной деятельности;
План реализации проекта:
Виды деятельности | Сроки | Результаты: |
Наблюдения за одуванчиком до созревания семян | 06.06.19, 10.06.19 13.06.19 | Расширение кругозора и экологических представлений |
Беседы «Одуванчик», «Зачем нужен одуванчик?» Опыт «Сколько стоит в воде сорванный цветок одуванчика?» | 07. 06.19, 11. 06.19 | Знание характерных особенностей одуванчика, его частей. Знания о пользе и вреде одуванчика |
Чтение и разучивание стихов и песен | В течение хода проекта | Знание стихов и песен Участие в итоговом развлечении |
Рассказ логопеда «Где растут?», «Одуванчик — лечит!» | 10.06.19, 13.06.19 | Знание характерных особенностей одуванчика. Знания о пользе и вреде одуванчика |
Д/и, П/и Парные картинки - цветы», «Собери цветы»:«Найди цветок», «Кто быстрее соберет букет». | В течение хода проекта | Представления детей о внешнем виде цветка. |
Выставка семейных поделок «Солнышко на ножке» | Творческий продукт - Художественное творчество | |
Плетение венков из одуванчиков | 12.06.19 | |
Художественное творчество Рисунки «Одуванчики», объёмная аппликация «Носит одуванчик беленькое платьице», лепка «Цветок одуванчика» | 10.06.19 , 14. 06.19 | Творческий продукт изобразительной деятельности |
Опыт «Летающие семена» | 09. 06.19 | Знание о способе размножения одуванчика. |
Развлечение «На полянке, солнышко растет…» | 15. 06.19 | Воспитание эмоциональной отзывчивости |
Реализация проекта.
1.Продуктивная деятельность:
Рисование «Одуванчики»
Цель:
• Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики.
• Развивать умение передавать красоту увиденного в коллективной работе.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Аппликация «Носит одуванчик беленькое платьице».
Цель:
• Развивать умение передавать форму цветка, с помощью нетрадиционной техники из скомканной бумаги
• Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия
Лепка «Цветок одуванчика»
Цель:
• Закрепить знания о строении одуванчика, о его отличительных признаках, (есть стебель, лист и цветок);
•Развивать мелкую моторику рук.
2. Чтение, заучивание наизусть
– заучивание стихотворения Е. Серовой «Одуванчик»,
– чтение рассказа М. М. Пришвина «Золотой луг»
– заучивание стихотворения О. Высотской «Одуванчик»,
– чтение рассказов Н. Павловой «Желтый, белый и лиловый», «В живой комнатке»,
– чтение Э. Шим «Рассказы и сказки о природе»;
3. Деятельность детей
– наблюдение за одуванчиком до созревания семян;
– рисование «Одуванчик».
– объёмная аппликации «Носит одуванчик беленькое платьице»,
– лепка «Цветок одуванчика»,
- просмотр мультфильма «Почему у одуванчика такие большие щеки?
–проведение опытов: «Летающие семена», Сколько стоит в воде
сорванный цветок одуванчика?»
– подвижные игры «Найди одуванчик», «Собери цветок»,"Бабочки"
– дыхательная гимнастика «Вдыхаем ароматы луга».
– плетение венков из одуванчиков,
–дидактические игры: «Узнай по запаху», «Назови часть растения» «Найди по описанию», (в течение всего проекта).
- рассказ учителя-логопеда «Где растут?», «Одуванчик — лечит!»
–настольные игры: «Сложи цветок», «Клумба», «Что где растет?»,
– пальчиковая гимнастика «Солнышко»,
4.Работа с родителями:
папка -передвижка «Экологическое воспитание дошкольников»
Цель: познакомить родителей с запланированными целями задачами по экологическому проекту
Проведение консультаций для родителей: «Как знакомить детей с окружающим миром».
Совместное изготовление детьми и родителями поделок «Солнышко на ножке»
сбор растения для гербария (вспомнить правила по сбору растений)
5. Подведение итогов
Выставка детских работ
Оформление стенда «Наши наблюдения».
• Развлечение «На полянке, солнышко растет…»
6.Выводы:
Я считаю, что в проделанной работе есть положительные результаты: дети, наблюдая за ростом растений, рассуждали, делали самостоятельные выводы.
Дети учились практическим действиям по охране природы, у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте». В. А. Сухомлинский
Предварительный просмотр:
Я, Василина Шульц, мне 5 лет . Я, Рита Рогунова, мне 5 лет
Василина Шульц
Мы ходим в Центр развития ребенка в старшую группу.
Сегодня мы расскажем о нашем исследовании про удивительный одуванчик.
"Одуванчик в поле спал,
Ветерок его качал.
Солнца луч его коснулся -
Одуванчик встрепенулся:
Лепестки свои раскрыл -
Красоту всем подарил!"
Однажды утром мы вышли на прогулку и увидели чудо! Весь двор детского сада превратился в пушистый золотой ковер. Словно маленькие солнышки зажглись повсюду. Это одуванчики! Мне захотелось узнать что же это за растение, откуда оно появилось, почему так называется, пользу или вред приносит и зачем одуванчику белые «парашютики»?
Рита Рогунова:
Мы поставили перед собою цель: узнать как можно больше о растении одуванчик
1. узнать почему цветок получил название одуванчик;
2. о частях растения;
3. о лекарственных и полезных свойствах одуванчика;
4. зачем одуванчику белые парашютики.
Василина
В детском саду нам рассказали, что одуванчик -лекарственное растение. которое используют в медицине для лечения кашля и улучшения аппетита. Используют листья и корни одуванчика. Растет одуванчик практически везде. Одуванчик – растение. У него есть корень, стебель, листья и цветы.
Рита:
Еще мы узнали, что одуванчик называют природным барометром. Если погода пасмурная и дождливая, то цветок не раскроется, а если солнечная, то цветок раскрывается ранним утром и цветет до обеда.
Василина:
Дома я рассказала об этом удивительном растении – одуванчик родителям. Мама предложила поискать информацию в интернете. Так я узнала почему цветок получил название одуванчик.
Была такая легенда. В одном селе жила девочка-молочница. Очень любили люди эту девочку за то, что была ласковая и приветливая. Она своей улыбкой и ласковым словом скрашивала жизнь людей, как бы отдувая от них все беды. За что и получила название Отдуваночка . Отдуваночка выросла и полюбила Жаворонка - нравились ей его песни. Захотелось ей узнать о чём поёт Жаворонок Услышав песню, бросилась Отдуваночка к нему, хотела удержать Жаворонка , но не удержала - улетел он в небо Сняла жёлтую косынку с головы и махнула ей с отчаяния - упали из косынки золотые монетки. Ветром подхватило их и понесло по свету. Падали монетки на землю, и вырастали там жёлтые цветы, которые стали называться по имени этой девушки -одуванчиками.
Рита:
"Носит одуванчик желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное - ветерку послушное"
А почему одуванчик со временем белеет? Куда летят «парашютики»?
Мы с мамой прочитали, что когда одуванчик созреет, цветок у него становится белым, пушистым. Белые пушинки одуванчика – это его семена. Если на него дунуть, то парашютики - семена разлетятся в разные стороны. Там, где парашютик упал, вырастит новый одуванчик. Стоит дунуть ветру или задеть пушистый цветок, как шарик распадается на сотни парашютиков, которые несут семена. Где они упадут на землю, там следующей весной вырастут новые цветы. Поэтому одуванчиков всегда много и поэтому их считают сорняками.
Василина:
Еще мама рассказала мне, что одуванчик используется в народной косметике. Маска из его листьев омолаживает кожу, а настой цветов выводит веснушки.
Рита:
Бабушка рассказала, что настой корней и листьев применяется огородниками против тлей, клещей и других вредителей
А еще из листьев одуванчика делают салат, а из цветов варят варенье. Мы собрали листья одуванчика, приготовили салат с этими листочками, добавили зелёные огурцы, сметану, варёное яйцо, порезали, перемешали. Вот какое полезное растение-одуванчик!
Василина:
В детском саду мы делали аппликацию «Одуванчик» и рисовали его
Вот что у нас получилось.
Наш результат исследования:
1. Мы узнали, почему цветок назвали одуванчиком
2. Из каких частей состоит растение;
3. О лекарственных и полезных пищевых свойствах одуванчика;
4. Зачем одуванчику белые парашютики.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность.Аппликация. "Носит одуванчик желтый сарафанчик"
Конспект НОД по аппликации "Носит одуванчик желтый сарафанчик".Коллективная работа.Средняя группа....
"Носит одуванчик желтый сарафанчик"
Задачи: Расширять представление детей о времени года- весне, ее признаках, первых весенних цветах.Развивать восприятие окружающего мира, познавательные и творческие способности детей Учить ф...
Конспект прогулки в средней группе «Носит одуванчик желтый сарафанчик»
- На прогулке педагог закрепляет знания детей о цветке одуванчике;- рассказывает детям о лечебных свойствах этих растений;- воспитывает любовь и бережное отношение ...
Носит одуванчик желтый сарафанчик
КонспектИнтегрированного занятия По изобразительной деятельности...
Открытое интегрированное занятие "Носит одуванчик желтый сарафанчик"
Программное содержание :1. Расширять представления детей о весне.2.Учить передавать образ цветка с помощью тычка.3.Закреплять знание цветов.4.Воспитывать бережное отношение к природе....
Носит одуванчик желтый сарафанчик
конспект занятия по ИЗО в ср.гр....
краткосрочный проект для детей средней группы: "Носит одуванчик желтый сарафанчик"
Краткосрочный проектдля детей средней группы:«Носит одуванчик желтый сарафанчик» Цель проекта: дать детям представление о живой природе. Научить детей ценить и ...