Пластилинография в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи, как средство при подготовке к школе
консультация по развитию речи

Андреева Мария Олеговна

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пластилинография в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи, как средство  при подготовке к школе

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют уровень развития мелкой моторики. Как свидетельствуют исследования педагогов-практиков, что в первый год обучения детей возникают сложности с овладением письмом у детей со слабо развитой моторикой. От напряжения кисти рук ребенок быстрее устает, возникает состояние тревоги и как следствие низкая учебная мотивация.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

М. М. Кольцова в книге "Ребенок учится говорить" пишет: “Движение пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией”.

Наблюдается следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают вырабатывать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания тактильно-двигательных ощущений. Кинестический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (работа с пластилином - пластилинография) - эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков.

Кроме того для детей с общим нарушением речи очень важным является развитие пальчиковой моторики. Применяя данную технологию – пластилинографию мы стимулируем развитие мелкой моторики рук.

Такой метод обучения позволяет заинтересовать детей, способствует созданию необходимого эмоционального настроя, желания общаться, находясь в роли настоящих художников, декораторов, что особенно ценно для детей со сниженной речевой инициативой.

В результате проводимой работы у детей формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, появился самоконтроль. Возрастают показатели правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительности речи и фонематического восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Возможности имаготерапии в коррекционно – развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи».

Имаготерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи....

Применение коллажа в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Для успешного освоения про­граммы обучения в школе вы­пускник детского сада должен обладать умением связно вы­сказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определ...

Обзор материала: "Инновационные технологии, их отбор и применение в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи в ДОУ"

Инновационные методы в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы. На фоне комплексной логопедической помощи, инновационные методы оптимизируют процесс ко...

Отчёт учителя-логопеда по теме самообразования "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи"

С 2014 года широко использую ИКТ, которые применяю в работе с детьми для лучшего усвоения изучаемого материала, так и в работе с методическим материалом, что даёт возможность оперативно вносить измене...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими нарушения речи

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она ис...

Консультация для родителей «Использование развивающих игрушек из фетра в коррекционно- развивающей работе с детьми с нарушениями речи»

Использование развивающих игрушек из фетра в коррекционно- развивающей работе с детьми с нарушениями речи. В педагогической среде умение делать что-то своими руками чуть ли не обязательное услови...